Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж№1»

Студенты: Логинова АринаМетодист: Гарбуз О.АПодпись:

Школа: МАОУ СОШ №4

Класс: 4м

Дата проведения

31.03.2025г.

Форма мероприятия

Классный час.

Тема мероприятия

«Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П. И. Чайковского».

Цель мероприятия

формирование представлений у обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности.

Задачи

Воспитательная: сформировать представления у обучающихся о служении Отечеству, понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека;

Развивающая: развить интерес к ценностям российской культуры;

Образовательная: сформировать чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству

Необходимое оснащение

Презентация, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Учитель: Нестерова Л.А

Отметка за проведение:

Этапы мероприятия

Содержание этапов

Примечание

Организационный

дравствуйте, ребята.

-Перед началом нашего классного часа, по прошу вас встать для исполнения гимна РФ.

-Сегодня я проведу разговоры о важном.
-Перед началом нашего занятия предлагаю вспомнить правила работы на занятии.

Слайд 1

Поют гимн

Называют правила

II.Основной

- Ребята, вы знаете, что каждый понедельник мы с вами обсуждаем одну из важных, значимых для нас, актуальных для нашей страны тем. Сегодня мы обратимся одновременно к серьезной, но и прекрасной, удивительной и загадочной теме. Можете ли вы назвать картины, скульптуры, стихотворения, спектакли одним словом, если да, то каким?

-Верно, искусство. А зачем людям искусство, как вы думаете?

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите названия данных произведений и кто является композитором?

-Верно, это композитор Пётр Ильич Чайковский. Он мог передавать через музыку радость, грусть, восхищение природой или людьми. Ребята, кто-нибудь из вас был в театре на опере Чайковского? Может быть, кто-то видел "Лебединое озеро" или "Щелкунчик"?"

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня с вами?

-Молодцы!
-Тема нашего занятия звучит так: Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П. И. Чайковского

-Давайте определимся с целью нашего занятия.

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

- Что узнаем: основные факты из жизни и творчества П.И. Чайковского, какую роль играет искусство в жизни людей

ему научимся: уважительно относится к выдающимся деятелям русской культуры

-Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик о Петре Ильиче Чайковском.

- Что интересного вы узнали из видео?

- П. И. Чайковский родился и вырос в большой,

дружной семье. Всего в семье Чайковских было семеро детей: Николай, Пётр, Ипполит, Модест, Анатолий, Зинаида

и Александра. Мать, Александра Андреевна, была очень

доброй, милой женщиной, много времени посвящала

образованию детей, хлопотала по хозяйству. Она прекрасно

играла на фортепиано, и возможно, именно от нее будущий

композитор унаследовал любовь и способности к музыке.

С отцом, Ильёй Петровичем, у Чайковского отношения

тоже были очень доверительными. Мама ушла из жизни, когда ему было всего 14 лет. И отец долгие годы был его наставником и старшим другом. Именно он одобрил решение сына оставить службу и посвятить себя музыке. И Пётр Ильич всю жизнь с благодарностью вспоминал об этом.

Сестры и братья Чайковские были дружны между собой,

всегда выручали и помогали друг другу в тяжелые моменты.

Как вы думаете, помогло ли Петру Ильичу в жизни то, что

он вырос в такой дружной семье?

-Из видеоролика мы узнали, что родиной Петра Ильича Чайковского является город Воткинск Вятской губернии, который сейчас находится на территории Удмуртии, а творческая жизнь композитора тесно связана с Петербургом. Есть в России и еще одно место, которое хранит память о великом композиторе, – подмосковный город Клин. Там, в имении, где прошли его последние годы, создан мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. В имении сохранена обстановка последних лет жизни композитора и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие.

-Давайте посмотрим интервью с сотрудником музея, заведующей отделом рукописных и печатных источников Адой Григорьевной Айнбиндер.

- Какие советы дает Ада Григорьевна тем, кто хочет научиться слушать классическую музыку?

- У Петра Ильича Чайковского есть произведения, написанные специально для детей, они собраны в «Детском альбоме». Пётр Ильич очень хотел, чтобы дети сами играли те пьесы, которые отражают их чувства и впечатления. Этот альбом фортепианных пьес Петр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Володя Давыдов, которого композитор ласково называл Бобик, мечтал, как и его дядя, писать музыку. А на момент издания альбома мальчику исполнилось 6 лет.

-Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание на рабочем листе, который лежит у вас на парте. На выполнение задания вам даётся 4 минуты

- Время на выполнения задания подошло к концу. Давайте проверять.

- Произведения искусства позволяют людям

прикоснуться к прекрасному, вдохновляют, отвечают

на вопросы, заставляют задуматься. В искусстве, в том числе

в музыке, каждый человек может найти что-то, что отзовется

в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами.

- Вы обратили внимание на название нашего сегодняшнего разговора – «служение творчеством»? Согласны ли вы, что и композиторы, и писатели, и художники своим творчеством служат Родине? Поясните ответ

- ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

- А в вашей жизни какую роль играет музыка? Находите ли вы в ней, как мечтал Петр Ильич, утешение и опору?

- Искусство отражает жизнь, поэтому каждое новое поколение вносит в него свой вклад, свои мысли и чувства. Кто из вас следит за музыкальной модой? Скажите, быстро ли она меняется?

-Классическая музыка отражает нашу радость, печаль, вдохновение, надежду. Кроме того, в ней заложены гармония, красота и мастерство, которые никогда не утратят своей ценности. Настоящее искусство создается не для одного поколения, оно живет вечно. Искусство – мост, который соединяет времена, страны и культуры. Оно учит нас понимать друг друга, вдохновляет, дарит красоту и глубину чувств. Мы с вами – часть этой культуры, и кто знает, может быть, среди вас есть будущие музыканты, художники, писатели или режиссеры, которые продолжат великие традиции российского искусства.

-Сейчас предлагаю выполнить творческое задание. Нарисуйте иллюстрацию к одному из произведений Чайковского, к примеру «Щелкунчик» или «Лебединое озеро», передавая атмосферу и настроения. На выполнение задание вам 5 минут. После того, как все закончат выполнять задания, несколько человек выйдут к доске и представь нам свои рисунки.

Ответ детей

Слайд 2

Ответ детей

Слайд 3

Ответ детей

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6 (Видео)

Ответы детей

Слайд 7

Дети отвечают на вопросы

Слайд 8

Слайд 9 (Видео)

Слайд 10

Слайд 11 (таймер)

Слайд 12

Слайд 13 (видео)

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Слайд 14

Слайд 15 (таймер)

III.Заключительный

- На нашем занятии мы узнали с вами о основных фактах из жизни и творчества П.И. Чайковского и какую роль играет искусство в жизни людей

- Как вы считаете выполнили мы цель, которую ставили перед собой в начале занятия?

-Отлично

-На доске вы можете увидеть два пустых листа с нотоносцами без нот, на одном из них подписано «было интересно, все понятно», а на другом «возникли затруднения, было непонятно», у каждого на парте лежит по одной ноте, ваша задача приклеить ноту на тот лист, который вы считаете нужным. Давайте сотворим свою мелодию!

-Молодцы, спасибо вам за вашу работу!

Слайд 16

Дети отвечают на вопрос

Дети выполняют рефлексию урока

Слайд 17