Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж№1»
Студенты: Логинова АринаМетодист: Гарбуз О.АПодпись:
Школа: МАОУ СОШ №4
Класс: 4м
Дата проведения
31.03.2025г.
Форма мероприятия
Классный час.
Тема мероприятия
«Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П. И. Чайковского».
Цель мероприятия
формирование представлений у обучающихся о служении Отечеству, углубление понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека; приобщение к ценностям российской культуры; формирование и развитие чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству; расширение общекультурного кругозора, потребности в приобщении к искусству и творческой деятельности.
Задачи
Воспитательная: сформировать представления у обучающихся о служении Отечеству, понимания социального и духовного смысла творчества, значения искусства в жизни общества и человека;
Развивающая: развить интерес к ценностям российской культуры;
Образовательная: сформировать чувства гордости за достижения родной страны, уважения к выдающимся деятелям русской культуры, интереса к их творчеству
Необходимое оснащение
Презентация, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Учитель: Нестерова Л.А
Отметка за проведение:
Этапы мероприятия
Содержание этапов
Примечание
Организационный
-Здравствуйте, ребята.
-Перед началом нашего классного часа, по прошу вас встать для исполнения гимна РФ.
-Сегодня я проведу разговоры о важном.
-Перед началом нашего занятия предлагаю вспомнить правила работы на занятии.
Слайд 1
Поют гимн
Называют правила
II.Основной
- Ребята, вы знаете, что каждый понедельник мы с вами обсуждаем одну из важных, значимых для нас, актуальных для нашей страны тем. Сегодня мы обратимся одновременно к серьезной, но и прекрасной, удивительной и загадочной теме. Можете ли вы назвать картины, скульптуры, стихотворения, спектакли одним словом, если да, то каким?
-Верно, искусство. А зачем людям искусство, как вы думаете?
- Посмотрите внимательно на слайд и скажите названия данных произведений и кто является композитором?
-Верно, это композитор Пётр Ильич Чайковский. Он мог передавать через музыку радость, грусть, восхищение природой или людьми. Ребята, кто-нибудь из вас был в театре на опере Чайковского? Может быть, кто-то видел "Лебединое озеро" или "Щелкунчик"?"
- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня с вами?
-Молодцы!
-Тема нашего занятия звучит так: Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П. И. Чайковского
-Давайте определимся с целью нашего занятия.
-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?
- Что узнаем: основные факты из жизни и творчества П.И. Чайковского, какую роль играет искусство в жизни людей
-Чему научимся: уважительно относится к выдающимся деятелям русской культуры
-Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик о Петре Ильиче Чайковском.
- Что интересного вы узнали из видео?
- П. И. Чайковский родился и вырос в большой,
дружной семье. Всего в семье Чайковских было семеро детей: Николай, Пётр, Ипполит, Модест, Анатолий, Зинаида
и Александра. Мать, Александра Андреевна, была очень
доброй, милой женщиной, много времени посвящала
образованию детей, хлопотала по хозяйству. Она прекрасно
играла на фортепиано, и возможно, именно от нее будущий
композитор унаследовал любовь и способности к музыке.
С отцом, Ильёй Петровичем, у Чайковского отношения
тоже были очень доверительными. Мама ушла из жизни, когда ему было всего 14 лет. И отец долгие годы был его наставником и старшим другом. Именно он одобрил решение сына оставить службу и посвятить себя музыке. И Пётр Ильич всю жизнь с благодарностью вспоминал об этом.
Сестры и братья Чайковские были дружны между собой,
всегда выручали и помогали друг другу в тяжелые моменты.
Как вы думаете, помогло ли Петру Ильичу в жизни то, что
он вырос в такой дружной семье?
-Из видеоролика мы узнали, что родиной Петра Ильича Чайковского является город Воткинск Вятской губернии, который сейчас находится на территории Удмуртии, а творческая жизнь композитора тесно связана с Петербургом. Есть в России и еще одно место, которое хранит память о великом композиторе, – подмосковный город Клин. Там, в имении, где прошли его последние годы, создан мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского. В имении сохранена обстановка последних лет жизни композитора и его архив – ценнейшее музыкальное и литературное наследие.
-Давайте посмотрим интервью с сотрудником музея, заведующей отделом рукописных и печатных источников Адой Григорьевной Айнбиндер.
- Какие советы дает Ада Григорьевна тем, кто хочет научиться слушать классическую музыку?
- У Петра Ильича Чайковского есть произведения, написанные специально для детей, они собраны в «Детском альбоме». Пётр Ильич очень хотел, чтобы дети сами играли те пьесы, которые отражают их чувства и впечатления. Этот альбом фортепианных пьес Петр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Володя Давыдов, которого композитор ласково называл Бобик, мечтал, как и его дядя, писать музыку. А на момент издания альбома мальчику исполнилось 6 лет.
-Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание на рабочем листе, который лежит у вас на парте. На выполнение задания вам даётся 4 минуты
- Время на выполнения задания подошло к концу. Давайте проверять.
- Произведения искусства позволяют людям
прикоснуться к прекрасному, вдохновляют, отвечают
на вопросы, заставляют задуматься. В искусстве, в том числе
в музыке, каждый человек может найти что-то, что отзовется
в его душе эмоциями, воспоминаниями, образами.
- Вы обратили внимание на название нашего сегодняшнего разговора – «служение творчеством»? Согласны ли вы, что и композиторы, и писатели, и художники своим творчеством служат Родине? Поясните ответ
- ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- А в вашей жизни какую роль играет музыка? Находите ли вы в ней, как мечтал Петр Ильич, утешение и опору?
- Искусство отражает жизнь, поэтому каждое новое поколение вносит в него свой вклад, свои мысли и чувства. Кто из вас следит за музыкальной модой? Скажите, быстро ли она меняется?
-Классическая музыка отражает нашу радость, печаль, вдохновение, надежду. Кроме того, в ней заложены гармония, красота и мастерство, которые никогда не утратят своей ценности. Настоящее искусство создается не для одного поколения, оно живет вечно. Искусство – мост, который соединяет времена, страны и культуры. Оно учит нас понимать друг друга, вдохновляет, дарит красоту и глубину чувств. Мы с вами – часть этой культуры, и кто знает, может быть, среди вас есть будущие музыканты, художники, писатели или режиссеры, которые продолжат великие традиции российского искусства.
-Сейчас предлагаю выполнить творческое задание. Нарисуйте иллюстрацию к одному из произведений Чайковского, к примеру «Щелкунчик» или «Лебединое озеро», передавая атмосферу и настроения. На выполнение задание вам 5 минут. После того, как все закончат выполнять задания, несколько человек выйдут к доске и представь нам свои рисунки.
Ответ детей
Слайд 2
Ответ детей
Слайд 3
Ответ детей
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 (Видео)
Ответы детей
Слайд 7
Дети отвечают на вопросы
Слайд 8
Слайд 9 (Видео)
Слайд 10
Слайд 11 (таймер)
Слайд 12
Слайд 13 (видео)
Дети отвечают на вопрос
Дети отвечают на вопрос
Слайд 14
Слайд 15 (таймер)
III.Заключительный
- На нашем занятии мы узнали с вами о основных фактах из жизни и творчества П.И. Чайковского и какую роль играет искусство в жизни людей
- Как вы считаете выполнили мы цель, которую ставили перед собой в начале занятия?
-Отлично
-На доске вы можете увидеть два пустых листа с нотоносцами без нот, на одном из них подписано «было интересно, все понятно», а на другом «возникли затруднения, было непонятно», у каждого на парте лежит по одной ноте, ваша задача приклеить ноту на тот лист, который вы считаете нужным. Давайте сотворим свою мелодию!
-Молодцы, спасибо вам за вашу работу!
Слайд 16
Дети отвечают на вопрос
Дети выполняют рефлексию урока
Слайд 17