Конспект

занимателльной деятельности

в подготовительной к школе группе

ОО" Познавательное развитие"

ЗД: "Окружающий мир/Природа"

Тема :"Весеннее путешествие в природу"

Разработала:

Елена Викторовна Будаева,

воспитатель высшей

квалификационной категории,

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»

Задачи:

Обучающие- Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в во взаимосвязи живой и неживой природы, взаимозависимости их друг от друга. . Закрепить умение различать виды леса: хвойный ,смешанный, лиственный ; различать деревья по их листве ;развивать дифференцированное , умение сравнивать, выражаться точно словами

Развивающие- :. Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе

Воспитывающие-. Воспитывать у детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

Предшествующая работа: разучивание девиза; игры с квадратом Воскобовича, знакомство с «разноцветными веревочками» и создание образов предметов из них;

Развивающая среда: квадраты Воскобовича, , коврограф «Ларчик», разноцветные веревочки, имитация льдин, картина смешанный лес, изображение листьев деревьев, схема:примет весны

Продолжительность:30 минут

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Обращает внимание детей на гостей в группе и предлагает их поприветствовать.

Педагог приглашает детей пройти в группу и сесть на стулья.

Здороваются с гостями.

Дети занимают места.

Мотивационная

часть

В: Сегодня мы будем говорить о доме всего живого на планете, природе , поймем, как природа позаботилась от том, чтобы нам всем жилось легко .

Под музыкальное сопровождение входит Весна, читает стихотворение А.Н. Плещеева
« Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, 
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь 
Опять надолго миновала»

Прошлась , погладила детей по голове, дотронулась до растений и ушла.

Наблюдают, слушают

Основная часть

В:  - Ребята, кто это к нам приходил?

Что же происходит с приходом весны сейчас?

В: - Да , как приятно послушать журчание весенних ручейков.( Включается звуки ручейка)

-Ребята, ручеек зовет нас за собой. А вам нравятся весенние ручейки? Как можно поиграть с ручейком?

В: - Хотите смастерить кораблики? Возьмите квадраты Воскобовича и попробуйте сконструировать кораблик. ( дети работают за столами с квадратом Воскобовича.)

В: Что у вас получилось?

В: - Возьмемся за руки и пойдем за ним, куда он нас приведет? Представим , что наши кораблики поплыли, давайте побежим за ними.

В: - Посмотрите на пути у ручейка преграда- ледяная глыба. Надо ее убрать, для этого нужно назвать приметы весны опираясь вот на эту схему.

В: Молодцы, вроде все назвали , ничего не забыли.

Назовите весенние месяц? ( март, апрель, май)

Какой сейчас месяц? (март)

Расскажите о народных приметах марта.

Дети: Месяц март любит куролесить, морозом гордится , на нос садится.

Март неверен, то плачет , то смеется.

Мартовская вода целебная.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

В: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. Вот как много мы знаем о весне. Посмотрите глыба льда тает и ее можно подвинуть. Ручеек бежит дальше , а мы за ним.

В: -Посмотрите, снова глыба льда. Она мешает ручейку двигаться, давайте уберем ее, но для этого снова надо выполнить задание . Игра "Явления природы в марте"

- Я называю явления природы, а вы должны выбрать те , которые бывают в марте и хлопнуть в ладоши.

Буран, туман, ветер, гололед, вьюга, гроза, дождь, снегопад, гром, град , жара, заморозки, оттепель, капель, метель

В-: Молодцы, задание тоже оказалось вам под силу. Поэтому мы убираем эту льдину и движемся дальше.

В : -И снова препятствие на пути. Мы уберем его , если узнаем , куда же бежит наш ручеек. А для этого нам нужно отгадать загадку.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем.

Он большой густой, зеленый,

Представляет целый дом.

В нем найдут приют и птицы, зайцы ,волки и лисицы. Что это?

В:-  Правильно, это лес. Наш ручеек привел нас на лесную поляну. Давайте сядем , отдохнем, порадуемся весеннему солнышку.

Физминутка.

Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит глубоко.

Днем гуляет по небу оно,

Согревает всех лучи раскинув широко.

Оно греет и листочки и цветы,

Людям золотит и щечки и носы.

День прошел и солнце за горой

Медленно заходит на покой.

В: Ребята, на полянке как- то не весело, чего не хватает здесь ? ( цветов)

Давайте изобразим цветы на коврографе с помощью "разноцветных веревочек".

( несколько детей из веревочек конструируют цветы различной формы: ромашки, колокольчики, тюльпаны, затем каждый ребенок рассказывает что за цветок он изобразил)

В:  - Ребята, а где наш ручеек?

 Правильно, впитался в почву. А зачем вода почве?

В:  Да, посмотрите как много в лесу деревьев. А какие бывают леса?

 - Правильно, молодцы. Назовите деревья из смешанного леса, хвойного леса, лиственного леса.

Игра " С какого дерева листок"

- Ребята, на полянке разбросаны листочки. Возьмите по листочку и подойдите к тому дереву , на котором он рос.

В:- (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.

Как красиво в лесу! На первый взгляд он кажется пустым, одни деревья. Давайте его послушаем. ( слушаем звуки леса) Что вы услышали?

В :- На самом деле, лес это огромный дом, он полон жизни, заселен множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом , построим его. Дом начинают строить с самого низа, с фундамента.

- Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?

- Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды).

Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Д: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

В: -Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву)

Четыре клада у природы есть солнце, вода, земля и воздух- это ее основы.

Какая бы не грянула беда- целы они, все возродится снова.

В:- И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья).

-Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…?

В: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их помогают растениям размножаться.

Воспитатель: И вдруг в лесу кто-то запел, зачирикал, зарычал, запищал. Кто же это?

: Правильно, птицы, звери. Заселим лес птицами (ставит птиц), зверями.

А кто догадался на верхнем этаже кого мы поселим ?

Правильно, мы -люди являемся частью природы и не сможем жить если, разрушить нижние этажи нашего дома.

-Посмотрите какой большой дом у нас получился , многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди.

А можно кого-нибудь выселить из этого дома?

Что случится?

Что будет если убрать верхний этаж птиц?

В: А если убрать насекомых?

В: А если убрать растения?

В: -Хотим мы этого?

 - Оставим все как есть . И никогда ничего не будем разрушать в , ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Есть на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце дождь и гром, лес морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

Весна

Отвечают ( Тает снег, сосульки, бегут ручьи.)

Слушают аудиозапись

( пускать кораблики)

(Да)

( дети работают за столами с квадратом Воскобовича.)

( дети показывают свои варианты корабликов)

( взявшись за руки дети вместе с воспитателем передвигаются по залу)

Высказывают свои мнения, опираясь на схему

(Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки, прилетаю перелетные птицы.)

Перечисляют приметы.

( взявшись за руки дети вместе с воспитателем передвигаются по залу)

Наблюдают за действиями педагога.

Размышляют, выполняют действия в соответствии с заданием.

Отгадывают загадку : Это лес

Стоят в кругу выполняют дейтсвия согласно тексту .

Дети подходят к коврографу

( из веревочек конструируют цветы различной формы: ромашки, колокольчики, тюльпаны, одуванчик... затем каждый ребенок рассказывает что за цветок он изобразил)

(  Ушел в землю.)

(Чтобы росла трава, цветы, деревья , кустарники.)

(Хвойными , лиственными, смешанными.)

Участвуют в обсуждении.

Выполняют задание

Дети слушают аудиозапись

(птиц, зверей, жужжание насекомых, шум деревьев.)

Участвуют в обсуждении.

(Тепло, свет.)

- Солнце.

( на коврографе висит трехрядная касса и кармашек на верху "пирамида",дети по очереди выходят и выстраивают пирамиду из картинок.

Дети рассказывают стихи о солнце, воде, почве, воздухе.

-Насекомых.

Ребенок ставит картинку с насекомыми ,

-Птицы, звери.

- Людей

Нет

( Дом рухнет)

Д: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Д: Некому будет опылять растения.

Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Нет

Рефлексия

В: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

А чьей помощью мы путешествовали?

Из чего мы построили кораблики?

Вспомните куда вел нас ручеек.

Как называется дом , который мы с вами построили?

Что вы поняли?

Отвечают на вопросы педагога.

Делятся своими впечатлениями.