Конспект
занимателльной деятельности
в подготовительной к школе группе
ОО" Познавательное развитие"
ЗД: "Окружающий мир/Природа"
Тема :"Весеннее путешествие в природу"
Разработала:
Елена Викторовна Будаева,
воспитатель высшей
квалификационной категории,
МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»
Задачи:
Обучающие- Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в во взаимосвязи живой и неживой природы, взаимозависимости их друг от друга. . Закрепить умение различать виды леса: хвойный ,смешанный, лиственный ; различать деревья по их листве ;развивать дифференцированное , умение сравнивать, выражаться точно словами
Развивающие- :. Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе
Воспитывающие-. Воспитывать у детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.
Предшествующая работа: разучивание девиза; игры с квадратом Воскобовича, знакомство с «разноцветными веревочками» и создание образов предметов из них;
Развивающая среда: квадраты Воскобовича, , коврограф «Ларчик», разноцветные веревочки, имитация льдин, картина смешанный лес, изображение листьев деревьев, схема:примет весны
Продолжительность:30 минут
Ход НОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организационный момент
Обращает внимание детей на гостей в группе и предлагает их поприветствовать.
Педагог приглашает детей пройти в группу и сесть на стулья.
Здороваются с гостями.
Дети занимают места.
Мотивационная
часть
В: Сегодня мы будем говорить о доме всего живого на планете, природе , поймем, как природа позаботилась от том, чтобы нам всем жилось легко .
Под музыкальное сопровождение входит Весна, читает стихотворение А.Н. Плещеева
« Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала»
Прошлась , погладила детей по голове, дотронулась до растений и ушла.
Наблюдают, слушают
Основная часть
В: - Ребята, кто это к нам приходил?
Что же происходит с приходом весны сейчас?
В: - Да , как приятно послушать журчание весенних ручейков.( Включается звуки ручейка)
-Ребята, ручеек зовет нас за собой. А вам нравятся весенние ручейки? Как можно поиграть с ручейком?
В: - Хотите смастерить кораблики? Возьмите квадраты Воскобовича и попробуйте сконструировать кораблик. ( дети работают за столами с квадратом Воскобовича.)
В: Что у вас получилось?
В: - Возьмемся за руки и пойдем за ним, куда он нас приведет? Представим , что наши кораблики поплыли, давайте побежим за ними.
В: - Посмотрите на пути у ручейка преграда- ледяная глыба. Надо ее убрать, для этого нужно назвать приметы весны опираясь вот на эту схему.
В: Молодцы, вроде все назвали , ничего не забыли.
Назовите весенние месяц? ( март, апрель, май)
Какой сейчас месяц? (март)
Расскажите о народных приметах марта.
Дети: Месяц март любит куролесить, морозом гордится , на нос садится.
Март неверен, то плачет , то смеется.
Мартовская вода целебная.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
В: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. Вот как много мы знаем о весне. Посмотрите глыба льда тает и ее можно подвинуть. Ручеек бежит дальше , а мы за ним.
В: -Посмотрите, снова глыба льда. Она мешает ручейку двигаться, давайте уберем ее, но для этого снова надо выполнить задание . Игра "Явления природы в марте"
- Я называю явления природы, а вы должны выбрать те , которые бывают в марте и хлопнуть в ладоши.
Буран, туман, ветер, гололед, вьюга, гроза, дождь, снегопад, гром, град , жара, заморозки, оттепель, капель, метель
В-: Молодцы, задание тоже оказалось вам под силу. Поэтому мы убираем эту льдину и движемся дальше.
В : -И снова препятствие на пути. Мы уберем его , если узнаем , куда же бежит наш ручеек. А для этого нам нужно отгадать загадку.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем.
Он большой густой, зеленый,
Представляет целый дом.
В нем найдут приют и птицы, зайцы ,волки и лисицы. Что это?
В:- Правильно, это лес. Наш ручеек привел нас на лесную поляну. Давайте сядем , отдохнем, порадуемся весеннему солнышку.
Физминутка.
Утром солнышко восходит высоко,
Вечером заходит глубоко.
Днем гуляет по небу оно,
Согревает всех лучи раскинув широко.
Оно греет и листочки и цветы,
Людям золотит и щечки и носы.
День прошел и солнце за горой
Медленно заходит на покой.
В: Ребята, на полянке как- то не весело, чего не хватает здесь ? ( цветов)
Давайте изобразим цветы на коврографе с помощью "разноцветных веревочек".
( несколько детей из веревочек конструируют цветы различной формы: ромашки, колокольчики, тюльпаны, затем каждый ребенок рассказывает что за цветок он изобразил)
В: - Ребята, а где наш ручеек?
Правильно, впитался в почву. А зачем вода почве?
В: Да, посмотрите как много в лесу деревьев. А какие бывают леса?
- Правильно, молодцы. Назовите деревья из смешанного леса, хвойного леса, лиственного леса.
Игра " С какого дерева листок"
- Ребята, на полянке разбросаны листочки. Возьмите по листочку и подойдите к тому дереву , на котором он рос.
В:- (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.
Как красиво в лесу! На первый взгляд он кажется пустым, одни деревья. Давайте его послушаем. ( слушаем звуки леса) Что вы услышали?
В :- На самом деле, лес это огромный дом, он полон жизни, заселен множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом , построим его. Дом начинают строить с самого низа, с фундамента.
- Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?
- Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды).
Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Д: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
В: -Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву)
Четыре клада у природы есть солнце, вода, земля и воздух- это ее основы.
Какая бы не грянула беда- целы они, все возродится снова.
В:- И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья).
-Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…?
В: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их помогают растениям размножаться.
Воспитатель: И вдруг в лесу кто-то запел, зачирикал, зарычал, запищал. Кто же это?
-В: Правильно, птицы, звери. Заселим лес птицами (ставит птиц), зверями.
А кто догадался на верхнем этаже кого мы поселим ?
Правильно, мы -люди являемся частью природы и не сможем жить если, разрушить нижние этажи нашего дома.
-Посмотрите какой большой дом у нас получился , многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди.
А можно кого-нибудь выселить из этого дома?
Что случится?
Что будет если убрать верхний этаж птиц?
В: А если убрать насекомых?
В: А если убрать растения?
В: -Хотим мы этого?
- Оставим все как есть . И никогда ничего не будем разрушать в , ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце дождь и гром, лес морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
Весна
Отвечают ( Тает снег, сосульки, бегут ручьи.)
Слушают аудиозапись
( пускать кораблики)
(Да)
( дети работают за столами с квадратом Воскобовича.)
( дети показывают свои варианты корабликов)
( взявшись за руки дети вместе с воспитателем передвигаются по залу)
Высказывают свои мнения, опираясь на схему
(Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки, прилетаю перелетные птицы.)
Перечисляют приметы.
( взявшись за руки дети вместе с воспитателем передвигаются по залу)
Наблюдают за действиями педагога.
Размышляют, выполняют действия в соответствии с заданием.
Отгадывают загадку : Это лес
Стоят в кругу выполняют дейтсвия согласно тексту .
Дети подходят к коврографу
( из веревочек конструируют цветы различной формы: ромашки, колокольчики, тюльпаны, одуванчик... затем каждый ребенок рассказывает что за цветок он изобразил)
( Ушел в землю.)
(Чтобы росла трава, цветы, деревья , кустарники.)
(Хвойными , лиственными, смешанными.)
Участвуют в обсуждении.
Выполняют задание
Дети слушают аудиозапись
(птиц, зверей, жужжание насекомых, шум деревьев.)
Участвуют в обсуждении.
(Тепло, свет.)
- Солнце.
( на коврографе висит трехрядная касса и кармашек на верху "пирамида",дети по очереди выходят и выстраивают пирамиду из картинок.
Дети рассказывают стихи о солнце, воде, почве, воздухе.
-Насекомых.
Ребенок ставит картинку с насекомыми ,
-Птицы, звери.
- Людей
Нет
( Дом рухнет)
Д: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Д: Некому будет опылять растения.
Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Нет
Рефлексия
В: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?
А чьей помощью мы путешествовали?
Из чего мы построили кораблики?
Вспомните куда вел нас ручеек.
Как называется дом , который мы с вами построили?
Что вы поняли?
Отвечают на вопросы педагога.
Делятся своими впечатлениями.