Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Микки-Маус»
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»
в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела»
Программное содержание:
1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».
2. Формирование потребности в социальном соответствии.
3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей.
4. Формирование в детях мотивации на совершение добрых поступков.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Конек-горбунок», работа с пословицами и поговорками о добре, доброте.
Материалы для занятия: музыка Каткова Анна «Аленький цветочек», выставка творческих работ «Добрые дела», иллюстрация к сказке «Конек-горбунок», листы с заданиями для детей (Приложение).
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
2.Основное содержание.
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал/в группу и встают на полукруг.
Воспитатель: Дети я очень рада вас всех видеть сегодня. Посмотрите пожалуйста к нам на занятия пришли гости. Давайте все дружно поздороваемся:
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Положите руку на сердечко и представьте, что у вас в сердце живет аленький цветочек, стебелёк цветочка растет. На нем появляются первые листочки, он растет все выше и выше, вот и появились нежные аленькие лепестки. Этот цветочек в вашем сердце – это ваш мир Доброты и Любви. - Откройте глаза. Возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки.
- Что вы чувствуете, когда держитесь за руки? (тепло, уверенность, поддержку, хорошее настроение).
Воспитатель: какие вы молодцы!
1. Работа в круге.
А теперь отправляемся друзья в чудо сказку вы и я, присаживаемся на стульчики.
Ребята, а что бы узнать в какую сказку мы сейчас отправимся, нужно отгадать загадку:
Он не пони и не конь,
Ловко скачет, как огонь.
В сказке он Ивану служит,
А Иван с ним крепко дружит. (Ответ детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим фрагмент из сказки «Конёк-горбунок» (просмотр фрагмента сказки 1 мин).
Воспитатель:
1. Ребята назовите пожалуйста мне, главных героев этой сказки? (ответ детей).
2. Скажите какие человеческие качества проявились у Ивана в сказке? Ответы детей (добродушие, простодушие, бескорыстие, честность, искренность, любовь, послушание).
3. Вспомните ребята, совершая доброе дело в сказке, Иванушка ходил к Месяцу Месяцовичу. Как Месяц Месяцович отблагодарил Иванушку? (Благодарствую тебя за сынка и за себя).
4. Почему мучился Чудо-юдо Рыба-кит? (Оттого твои мученья, что без Божия веленья проглотил ты средь морей три десятка кораблей).
5. Что помогло Иванушке спасти Чудо-кита? (Доброта и желание помочь тому, кто оказался в беде).
Воспитатель: ребята вы молодцы! Только добрый и любящий человек может совершить доброе дело, и благодаря дружбе Конька-Горбунка с Иванушкой, Иванушка преодолел все испытания. Согласны?
Воспитатель: ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». («Добрые друзья»- развитие речи. Стр. 24-25). Слушайте внимательно, вам нужно правильно продолжить фрагмент из сказки. Молодцы.
2. Игра: ребята, а сейчас я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру «Кто с нами?», в которой команды выполняют добрые дела, помогая друг другу. (стр 22 «Добрая забота»).
Воспитатель: какие вы молодцы!
Воспитатель: ребята давайте вспомним пословицы о доброте? Ответы детей («Жизнь дана на добрые дела», «Доброе дело два века живёт», «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила», «Добро не забывается», «Доброму Бог помогает», «Доброе не умрёт, а зло пропадёт»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто попробует объяснить слова пословицы «Добрый человек в доброте проживёт век» (Истоковедение том №5, стр. 186). Ответы детей.
Воспитатель: эта пословицы ребята означает, что если совершать только хорошие поступки, быть добросовестным и доброжелательным, то на своём веку человек будет видеть лишь добро! Ведь добро всегда возвращается к человеку!
3.Воспитатель: ребята я приглашаю вас за столы.
Индивидуальный этап: ребята перед вами лежит книга с иллюстрациями. Работать мы будем в левой её части страницы, где розовая закладка. Рассмотрите иллюстрации внимательно и в свободных прямоугольниках отметьте знаком «+» те, на которых изображены добрые дела детей.
Время для работы – 3 минуты (песочные часы). По завершению этого времени, прошу положить ваши карандаши.
Работа в паре.
Воспитатель: А сейчас девочки закрывают свою книгу, мы будем работать в парах в книге мальчиков, но уже на правой страницы с зелёной закладкой. Ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации, тихонько обсудите друг с другом и придите к единому решению, на каких иллюстрациях изображены добрые дела детей. Отметьте их знаком «+» в прямоугольниках. (время работы 3 минуты).
Воспитатель: Все готовы? А также договоритесь кто из вас будет отвечать.
Свой ответ нужно начать так: мы подумали и решили, что….
(Выслушивание одной пары, выяснение, если другие варианты).
Девочка помогает отцу в стирке +
Сын помогае маме мыть посуду+
Девочка с братом катаются с горки
Девочка с братом кормят кур +
Девочка с братом пропалывают грядку +
Экспертная оценка: Изображение картинок на экране с «+»
Ребята посмотрите на экран, все думаю так, или кто-то думает по-другому?
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились!
Воспитатель: предлагаю вам поиграть с «Волшебным сердечком». Передаем сердечко соседу, расскажите какие добрые дела вам удалось совершить, без повторений. Молодцы!
Итог: Добрый никогда не обидит слабого, беззащитного. Добрый не будет грубить другим. Спешите делать добро, не откладывайте на потом. Ведь не зря говорят, что «жизнь дана на добрые дела».
Воспитатель: ребята дома выполните домашнее задание. Вместе с родителями оформите страницу Альбома «Мои истоки». Раскрасьте страницу Альбома «Добрые дела» и сохраните её в своём семейном архиве.
Воспитатель: Ребята вы такие все молодцы, добрые, помогаете друг другу, делаете добрые дела. Я вам хочу подарить сердца для того, чтобы мы всегда помнили, что нужно всегда оставаться добрым.
Воспитатель: А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём отдыхать!