МДОУ «Д/С №60 комбинированного вида»

Конспект НОД в средней группе

Тема:

«Грибы. Съедобные и несъедобные»

Программное содержание:

Цель: познакомить детей с лесными грибами, почему грибы называют съедобные и несъедобные, как надо обращаться с грибами.

Задачи:

Образовательные

: совершенство

вать у детей навыки устной речи.

Воспитательные

: воспитывать любовь к родной природе, дать представление о сборе грибов, показать их разнообразие, научить правильному сбору грибов.

Развивающие:

развивать речь, мышление, воображение.

Предварительная работа:

Беседы и наблюдения в природе осенью;

Чтение

В.Катаев

«Грибы»,

Сутеев

«Под грибом».

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы».

Материалы: корзина с грибами; карточки съедобных и несъедобных грибов; аудиозапись «звуки леса».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к дедушке Ивану и бабушке Пелагее, они уже нас ждут. Дети заходят с воспитателем в музей «Гажа керка». (Дети осматривают дом, экспонаты и слышат стук в дверь) .Заходит Баба Ёма.

Баба Ёма: Ой, а вы кто такие? Зачем сюда пожаловали?

Воспитатель: мы пришли в гости к бабушке с дедушкой, а вы кто?

Баба Ёма: Да вы что, меня не узнали? Я баба Ёма, живу в лесу. Там много всего интересного есть…

- Ребята, а вы ходили в лес? (ответы детей)

Баба Ёма: А вы видели там грибы? Какие они бывают(ответы детей).

Воспитатель: Осень – это прекрасное время года. Одним из даров осени являются грибы. Ребята, грибы бывают съедобные и несъедобные. Как вы думаете, какие грибы мы называем съедобными? (ответы детей) Съедобные – это такие грибы, которые можно есть. А несъедобные грибы есть нельзя, они ядовитые.

Баба Ёма: А я видела грибок, очень красивый, которые растёт под осиною, но как его называют , я не помню. Забыла! Может вы , мне поможете?

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Бабе Ёме. Под осиной растёт какой гриб?

Дети: подосиновик (воспитатель показывает картинку)

Баба Ёма: Да! Я про этот гриб говорила.Я его узнала. Надо запомнить - подосиновик. Давайте вместе скажем(дети повторяют). Детишки, а я видела еще гриб и под березой, как его называют? Вы тоже знаете? (подберезовик)

(показ картинки гриба – подберезовика).

Воспитатель: Все эти грибы можно назвать одним словом - съедобные грибы. А давайте сейчас поиграем с Бабой Ёмой. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Грибной суп». Чтобы сварить грибной суп, нам нужны : подберезовики и подосиновики. Вы поможете мне их найти?

(Дети должны из всех картинок . выбрать те на которых изображены подберезовики и подосиновики).

Воспитатель: Все молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Баба Ёма, а ты умеешь отгадывать загадки?

Баба Ёма: Да!

Воспитатель: Слушаем все вместе загадку .

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годной (это – мухомор)

Баба Ёма: Это подосиновик.

(показ картинки гриба – мухомора).

Воспитатель: А вы согласны с ней?

Дети: Нет. Это – мухомор. У него шапка красная, в горошек, он ядовитый. Его есть нельзя.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и пальчиковую гимнастику проведем:

Топ – топ – пять шагов (дети «шагают» пальчиками по ковру).

В туесочке пять грибов. (показ растопыренных пальчиков).

Мухомор красный - Гриб опасный (на каждое двустишие дети должны разгибать по одному пальчику, начиная с большого пальца).

А второй лисичка, Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый. Ешь его смело!

Воспитатель. Главное, когда собираешь грибы, не нарушать места, где они растут. Не обязательно срезать грибок. Его можно раскачать, а потом вывернуть из земли вместе с ножкой. Место, на котором рос гриб, нельзя топтать, все листики, хвоинки не надо трогать. Если грибок червивый, его надо разломать и разбросать по лесу. На следующий год здесь будет больше грибов. Ребята, несъедобные грибы не едят люди, но вот гриб мухомор могут есть некоторые животные, например: лоси.

Баба Ёма: А я хочу с вами поиграть. Игра называется «Разрезные картинки». Вы должны собрать картинку из частей и назвать гриб , который получился.( дети собирают картинку гриба).

Баба Ёма: Вы такие молодцы! Вы много знаете про грибы. Помогли мне вспомнить как называются лесные грибы. Спасибо вам!

Воспитатель: Ну вот, ребята пришла пора расставаться с Ёмой. А что интересного узнали сегодня вы, ребята? (воспитатель слушает ответы детей).

МДОУ «Д/С №60 комбинированного вида »

Конспект НОД в старшей группе

по ознакомлению с окружающим миром

Тема:

«Грибы. Съедобные и несъедобные»

Цель: Познакомить воспитанников с грибами ,как надо обращаться с ними.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о грибах (названии, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы.

Развивающие: развивать активный словарь детей (белый гриб, подберезовик, лисички, сыроежки, опята и т.д.)

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение соблюдать правила безопасности в лесу при сборе грибов.

Ход занятия:

Дети заходят в спортивный зал под музыку «Звуки леса».

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Что растет в осеннем лесу?

( деревья , кусты , грибы).Ребята, как много в лесу грибов .

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что же есть у грибов? (дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. У каждого гриба можно выделить две основные части – шляпку и ножку. Какой формы шляпка, на что похожа? А ножка какой формы? (ответы детей).

А как называют людей. Которые собирают в лесу грибы?

Дети: грибники.

Воспитатель: Нас с вами то же можно назвать грибниками?( да)

В зал вбегает под веселую музыку Баба Ёма.

Баба Ёма: Это кто ко мне в лес пожаловал? Что такое , почему, ничего я не пойму!

Воспитатель: Мы пришли в лес, мы грибники.

Баба Ёма: кто, кто? Грибы? Я всё про грибы знаю, а таких грибов еще не видела

Воспитатель: Нет, ты Баба Ёма нас не поняла , мы пришли за грибами и то же много знаем про грибы. Вот послушай стихи, которые дети выучили.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я подосиновик

На опушке три сестрички -

Ярко рыжие лисички.

Шляпки в капельках росы,

Три сестренки - три лисы.

Где березовая роща,

Гриб найти намного проще.

Под березками сидят

Подберезовики в ряд!

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!

От дождя немного влажный,

Белый гриб - большой и важный.

Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы-опята.

Вот какая возле пня

Собралась в лесу родня.

Поглядите-ка, спросонок

Лезет из земли маслёнок!

У него, как и у папы,

Жёлтая изнанка шляпы.

Он родню собрал в кружок…

– Ох, и скользкий ты, дружок!

Воспитатель: – Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые). Про какие грибы мы только что прочитали стихи? ( про съедобные)

– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)

Баба Ёма: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Поиграй с нами в игру, Баба Ёма.

(дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)

Игра «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. (дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел – (встряхивают кистями)

Это очень хорошо. (хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать (приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята (показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (грозят пальчиком).

Украшай осенний бор.

Баба Ёма : Ой, а как мне нравятся мухоморы, они такие красивые…

Воспитатель: Мухомор- не съедобный гриб. Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те, которые кушать нельзя).

Давайте покажем Бабе Ёме грибы и расскажем ей о них, назовем несъедобные .

Красный, в пятнышках, убор.

Гриб зовётся мухомор.

Замечательный на вид.

Жаль, что очень ядовит,

В жаркий полдень на полянке

Истомились две поганки,

Очень бледные от зноя.

Обходи их стороною.

Рядом с ягодой брусничной

Гриб, по виду симпатичный.

Но не будь грибник беспечным,

Этот гриб зовется желчным.

Старый ясень скрип-скрип…

Вырос сатанинский гриб!

Ядовитый, точно змей.

- Ты в корзинку к нам не смей!

Воспитатель: Мухомор, бледная поганка, желчный гриб, сатанинский гриб , дождевик – несъедобные грибы, их собирать нельзя!

– Дети, а какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

– Его можно брать в руки? (нет)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Бабе Ёме как мы выучили съедобные и несъедобные грибы.

Эстафеты :

«Перенеси Грибы», «Полоса препятствия».

Правила сбора грибов

ВО-ПЕРВЫХ, научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

ВО-ВТОРЫХ, собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы.

В-ТРЕТЬИХ, не кладите в корзину червивые, старые, перезрелые грибы. В таких грибах образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться!

В-ЧЕТВЕРТЫХ, никогда не собирайте грибы в городских скверах, парках, палисадниках, на бульварах, а также грибы, выросшие вблизи шоссейных дорог. Потому, что грибы, словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.

Игра «Ау!»

Один ребенок водит, поворачивается ко всем спиной, дети по очереди его кричат «Ау! Дима!», ребенок должен узнать, кто его звал. вызываются 2-3 ребенка. Баба Ёма то же участвует в игре.

Баба Ёма: Сегодня я вам приготовила раскраски съедобного боровика и ядовитого мухомора. Перед вами силуэты этих грибов. Предлагаю поработать и собрать еще больше грибов в нашу корзину. Сделайте мне подарок, пожалуйста .

Итог развлечения.

Ну вот, ребята пришла пора расставаться с Бабой Ёмой и возвращаться в наш детский сад. Давайте скажем «До свидания!». А что интересного узнали сегодня вы, ребята? Кому хотели бы рассказать о нашем путешествии.

Баба Ёма прощается с детьми.