Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Конспект
дефектологической непрерывно-образовательной деятельности
с детьми старшего возраста с задержкой психического развития
на тему: « Огород. Овощи»
Учитель-дефектолог Воронцова Э.М.
Тьютор Благодатских А.А.
(По русской народной сказке «Репка»).
Ижевск, 2022
Цель: закрепление и обогащение представлений по теме «Овощи».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение отсчитывать количество предметов в пределах 5 и соотносить с цифровым обозначением;
- закреплять умение классифицировать предметы;
- закреплять умение видеть форму предметов;
- закреплять основные цвета;
- закреплять умение отвечать полным предложением;
- закреплять умение соотносить предмет с изображением (Глеб)
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие;
- развивать координацию речи с движением;
- продолжать обогащать тактильные ощущения;
-развивать целостное восприятие предметной картинки (Глеб)
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослыми;
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость;
- воспитывать умение слушать и помогать друг другу.
Оборудование: покрывало, бумажные салфетки, влажные салфетки, сундучок, настольный театр «Репка», контейнеры с песком, лопатки и грабли, мешочек, муляжи овощей и фруктов, натуральная репка, картинка с ящиками и овощами, разрезная картинка с репой, корзины, щипцы, тарелки, простые карандаши, визуальная опора.
Ход деятельности:
1.Создание положительного настроя на совместную деятельность.
- Я сегодня вас приглашаю в сказку.
Что бывает в сказках? (Волшебство, превращения…)
У меня как у настоящей волшебницы есть «волшебное покрывало».
Закройте глаза.
Покрывалом волшебным
В воздухе взмахнем
И в сказку попадем.
(появляется сундучок)
- Откройте глаза.
- Посмотрите, что это?
(Сундучок.).
-Не простой сундучок, а волшебный. Как же открыть? Нужно сказать волшебные слова:
«Тук-тук!
Чок-чок!
Открывайся сундучок!»
- Приглашаю вас в сказку «Репка», в огород к деду.
Дефектолог достаёт из сундучка игрушку деда.
- Вспомнить сказку поможет нам зарядка для пальчиков.
2. Пальчиковая гимнастика «Репка»
Репку дед сажает (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливает (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не может,
Кто ж ему поможет?
(Дефектолог достаёт из сундучка игрушку репку)
Дед тянет репку. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.
(Дефектолог достаёт из сундучка игрушку бабку)
-Бабка собралась приготовить салат из овощей. Поможем собрать овощи?
3.Упражнение на дифференциацию «Овощи и фрукты»
(Дети подходят к столам, на столах корзинки с муляжами овощей и фруктов и щипцы).
- Собираем для бабушки только овощи и кладем на тарелку.
- Бабка благодарит за помощь. Побежала тянуть репку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
(Дефектолог достаёт из сундучка игрушку внучку).
-Внучка любит играть в весёлые игры и перепутала все овощи. Поможем разложить овощи?
4. Игра «Разложи по форме»
- В ящик с кругом кладем овощи круглые по форме, а в ящик с овалом, овальные по форме.
Для Глеба: «рука в руке», по визуальной опоре
-Здорово поиграли. Спасибо внучка за весёлую игру.
- Побежала внучка репку тянуть. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
-Позвала внучка Жучку.
(Дефектолог достаёт из сундучка игрушку собаку Жучку).
-В огороде овощи выросли. Жучка ищет их. Лапами роет землю, найти не может. Пойдем в огород!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим
До огорода добежим.
(бег на месте)
И в огород пойдем –
Урожай соберем.
Левой, правой – раз и два,
(ходьба на месте)
Собирайся детвора!
-Жучка землю роет-роет, овощи не находит. Позвала кошку.
(Дефектолог достаёт из сундучка игрушку кошку).
-Вместе быстрее и веселее дело делается, но сначала поиграем с Жучкой и кошкой.
-Мы тоже поможем собрать урожай.
5. Игра «Найди овощ». Игра на умение соотносить количество предметов с цифровым обозначением.
(Каждому ребёнку дефектолог предлагает контейнер с песком, под песком спрятались картинки с изображением овощей).
- Найдите овощи и посчитайте сколько их, зачеркните нужную цифру.
Для Глеба: «рука в руке», найти такие же овощи и обвести
-Всё нашли. Побежали жучка с кошкой тянуть репку. Тянут - потянут вытянуть не могут. Позвали мышку.
(Дефектолог достаёт из сундучка игрушку мышку).
6. Игра «Чудесный мешочек».
Мышка тащит целый мешок с овощами. Хотите узнать, что в мешке?
-Берём по одному овощу.
1-й ребёнок. Это помидор. Он красный и круглый
2-й ребёнок. Это огурец. Он зеленый и овальный
3-й ребёнок. Это морковь. Она оранжевая и треугольная
Для Глеба: достает овощ из мешочка и находит такой же на картинке.
Богатый урожай овощей собрали.
Побежала мышка тянуть репку. Тянут – потянут, вытянули репку!
(Дефектолог достаёт из сундучка натуральную репку).
7. Упражнение «Опиши какая репка».
(Дети рассматривают репку, трогают её, дают описание).
Вот такую репку вытянули. Какая репка? Твёрдая, жёлтая, круглая, большая, сладкая, красивая, хрустящая, волшебная, необычная, сказочная.
Для Глеба: собрать разрезную картинку «Репа»
- Вот и сказочке конец. Пора со сказкой нам прощаться. До новых встреч!
-«Тук-Тук!
-Чок-Чок!
-Закрывается сундучок!»
8.Рефлексия.
Ребята, вам понравилась сегодня наша сказка? Что больше всего понравилось? Трудно было?
Молодцы, ребята! Все постарались. Спасибо вам.
Попрощайтесь с гостями и пойдём в группу.