«Берегите воду»
Цель: обучение бережному отношению к воде; развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; формировать познавательный процесс к природе.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни;
-прививать бережное отношение к воде и природе.
Развивающие:
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
-развивать внимание, память, мышление, речевое общение детей в ходе занятия.
Воспитательные:
-воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду;
-формировать доброту, сердечное отношение к природе, частью которой мы являемся.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды, рассматривание иллюстраций; чтение сказок, потешек, познавательной литературы о воде.
Материал к занятию: интерактивная доска, Капитошка – герой, капельки из бумаги, сказка о реке, , пластмассовые стаканчики, баночки для опыта (на каждого ребенка), марля, загрязненная вода, капелька-медалька (на каждого ребенка), глобус, мусор.
Методологические приемы: беседа-диалог, физкультминутка, опыт-эксперимент, анализ, подведение итогов занятия, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Ход занятия
Оргмомент :
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся!
Поудобнее садитесь,
А скажу я вам сейчас-
Интересное для вас!
Только в садик я зашла
И что я – вижу?
Гостья к нам пришла!
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте ее угадать:
В морях и океанах обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать –
На землю падает опять.
Воспитатель: о чем эта загадка?
Дети: Это капелька
(в группу заходит капелька «Капитошка»)
Воспитатель: Правильно, это наша гостья капелька, которую зовут Капитошка! Ребята, Капитошка хочет повидаться со своими сестричками-капельками, которые живут у нас в группе. Но она не знает, где они находятся, давайте покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
Ребята становитесь друг за дружкой и потечём по группе словно ручеёк.
Дети:
Екатерине Сергеевне нужн
а вода
, чтобы, протирать столы (приклеивают капельку).
Воспитатель: Правильно! Мы недавно с вами позавтракали, и что Екатерина Сергеевна (младший воспитатель) будет делать мыть столы!
Дети:
Капелька живет в уголке природы (возле растений).
Воспитатель: А для чего же здесь нужна вода?
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку на лейку).
Дети:
Капелька живет на полу.
Воспитатель: Для чего на полу нужна вода?
Дети: чтоб мыть полы, потому что на полы садится много пыли и если их не мыть, мы будем дышать этой пылью.
Дети:
Капелька живет у стола с питьевой водой.
Воспитатель: А для чего нам здесь нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить (приклеивают капельку).
Дети:
Капелька живет около мойки на кухне.
Дети
: Вода живет в туалетной комнате.
Воспитатель: Для чего же нам там нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы можно было мыть руки и лицо, делать в группе уборку. (приклеивают капельку).
Дети:
Капелька живет в игровом уголке.
Воспитатель: Для чего здесь нужна вода?
Дети: Вода здесь нужна чтобы, мыть грязные игрушки, стирать куклам одежду, протирать полочки (приклеивают капельку).
Молодцы ребята , садитесь на стульчики!
Воспитатель: Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, чистить зубы и полоскать рот, нужна вода, поэтому воду надо беречь и не тратить ее зря! И если вы помыли руки или лицо, то не забывайте закрывать кран! (воспитатель выводит на доску схему попадания воды в наши дома)
Воспитатель: Ребята, так, все таки, кто мне ответит, нужна ли человеку вода?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно, вода очень нужна людям, животным и растениям. Ее пьют, добавляют в пищу и без нее нельзя обойтись. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего три дня. Вода - это настоящая волшебница!
Воспитатель: Вот, Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек, которые приносят нам большую пользу! И мы обещаем с ребятами их беречь, зря воду не тратить и расходовать её по назначению.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем!
Физ.минутка.
Коль с водой имеем дело
Рукова засучим смело
Пролил воду не беда
Тряпка под рукой всегда
Фартук друг он нам помог
И никто здесь не промок
Ты работу завершил?
Всё на место положил.
Воспитатель: Мы немного отдохнули, присаживайтесь на свои места!
- Показываю глобус.
- Что это , кто скажет?
- Так ребята выглядит из космоса наша планета Земля
- Какого цвета вы больше видите на глобусе?
- Голубого, это значит столько много воды
- Может нам не стоит беречь воду, раз её так много!
-Ребята в морях и океанах солёная вода, она не пригодна, для употребления в пищу.
- А пресной воды намного меньше!
- Поэтому, мы с вами должны беречь и охранять водоёмы
Воспитатель: Ребята, Капитошка - то повидалась со своими сестричками –капельками, но оказывается у нее случилась большая беда!
Капитошка принесла с собой сказку – о реке, о нелегкой ее жизни и судьбе. Давайте внимательно послушаем, что же расскажет нам Капитошка.
Капелька: Ребята, послушайте внимательно! (показ слайдов по сказке)
Капелька: Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась. И заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители – растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке.
Река - Заболела! И решила река уйти от людей в другие края.
Капелька: А сейчас реке и ее жителям очень плохо (вывести на доску картинку с грязной рекой)
И они в беде! Просят вас они помочь им! И как можно поскорей!
Воспитатель: Посмотрите ребята, что Капитошка стала находить в своей реке вместо рыб. (показывает на доске пустые консервные банки и прочий мусор).
Воспитатель:. Дети, а как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде? Кто ее так сильно обидел?
Дети: Человек! Люди загрязняют реки и не бережно относятся к природе!
Воспитатель: А как они их загрязняют?
Дети: бросают мусор, моют автомобили, заводы выпускают выбросы.
Воспитатель: Правильно! Вы правы! Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?
Дети: очистить воду от загрязнений!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Капелька принесла с собой воду из этой реки. Обратите внимание на ее состояние и внешний вид. Как вы думаете, она достаточно чистая и можно ли речным жителям жить в такой воде?
Дети: нет, вода грязная!
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю отправиться в лабораторию и побыть учеными – исследователями, попробовать очистить воду от загрязнений. Для этого нужно закрыть глазки и сосчитать до 5.
«Один, два, три, четыре, пять – мы в лаборатории опять!»
Перед вами на столе стоят стаканчики с грязной водой и чистые стаканчики – фильтры (будем их называть) через которые мы попробуем очистить воду –перельем из одного стаканчика в другой. (Дети берут стаканы с грязной водой, переливают ее в чистые пустые стаканчики, на которых по краям прикреплена марля)
Воспитатель: Дети, посмотрите, теперь вода наша стала какой?
Дети: вода чистая!
Воспитатель: А куда исчезла вся грязь и песок?
Дети: Они остались на фильтре.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Вода действительно стала чище, и хотя она не достаточно очищена и не такая прозрачная, но для наших речных жителей она подходит и им теперь будет легче жить в такой воде!
Воспитатель: Нам нужно возвращаться в детский сад, закрываем глазки и считаем до пяти. Вот мы и вернулись в нашу родную и любимую группу.
Воспитатель: Ребята, Вы молодцы! Помогли Капитошке найти ее сестричек-капелек и очистить реку от разного мусора.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
Воспитатель: Для чего нам нужна вода?
Воспитатель: Как нужно беречь воду?
Воспитатель: Что нужно делать, чтоб реки не загрязнялись?
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу зачитать Вам одно прекрасное стихотворение о воде. Слушайте внимательно!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Воспитатель: Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. Вода – это источник жизни!
(Каждому ребёнку вручается медалька - капелька)
Тема занятия « Берегите воду!» (средняя группа)
Образовательная область: ребенок и природа; интеграция: ребенок и общество, ЭМП, музыкальная деятельность, развитие речи.
Программные задачи:
уточнить знания детей о необходимости воды в жизни человека, животных, растений;
закрепить знания о состояниях воды;
познакомить с глобусом, понятием «пресная вода» и ее запасами;
рассмотреть экологические проблемы и способы охраны воды;
развивать речь, память, координацию движений;
воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание танцевальных движений; наблюдение на прогулке за различными состояниями воды, за растениями до и после дождя; наблюдения в уголке природы: за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); наблюдение за работой помощника воспитателя: мытье посуды, пола, протирание пыли; труд в уголке игрушек (мытье игрушек, стирка кукольной одежды).
Материал:
капли воды (большие и маленькие);
загадки, глобус, карта Югры;
стаканчики с водой и емкость для воды;
рисунки «Источники загрязнения воды»;
сказка « Жила-была река»;
стихотворение А. Ерошина «Про рыбалку» с атрибутами для обыгрывания;
стихотворения «Глобус», «Берегите, люди, воду!»;
музыкальная запись потешки «Водичка-водичка», песни «С голубого ручейка», песни «Живи, родник, живи!»;
раскраски «Капелька».
Ход занятия:
Дети заходят в группу и приветствуют гостей:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Вас мы в гости пригласили,
Чтобы нас вы похвалили.
Пусть всем будет интересно,
Увлекательно, полезно!
В:
Поудобней становитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает грустную Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель показывает веселую капельку),
И у нас в саду осталась
Ребята, давайте покажем нашей гостье-капельке, где живут в нашей группе ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
Становитесь друг за дружкой, превращаясь в ручеек, и потечем
Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
У стола, на котором стоит
чайник
с
питьевой
водой:
- вода нужна, чтобы мы могли её попить (приклеивают капельку).
2. Около моечной:
- помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают капельку).
3. В туалетной комнате:
- вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают капельку).
В: А что произойдет, если мы не будем мыться? (станем грязными, от нас будет плохо пахнуть, заболеть можем).
Музыкальная пауза « Водичка-водичка»
4. В игровом уголке:
- вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
5. В уголке природы:
возле растений.
- цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода (приклеивают капельку).
у аквариума:
- рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).
В: Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в группе (все вместе пересчитывают капельки).
- Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
В: Дети, а вы любите играть в прятки? Наша водичка в природе тоже любит спрятаться. Давайте попробуем ее отыскать.
Игра-загадка « Где спряталась вода?»
А теперь давайте потанцуем и отыщем, где спряталась вода в песенке.
Физкультурная минутка « С голубого ручейка …»
В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это глобус. Так выглядит наша планета Земля из космоса. Голубым цветом на нем обозначены океаны, моря, реки и озера. Видите, как их много? Может не стоит беречь воду? (ответы детей). Дело в том, что не всю воду животные и человек могут использовать. Ведь в океанах и морях вода на вкус соленая, в ней могут жить только морские животные и растения. А люди и животные суши нуждаются в пресной воде, которая, как говорят, не имеет вкуса, но на самом деле, когда вам хочется пить, она покажется вам самым вкусным напитком на Земле. Пресная вода находится в реках, озерах, ледниках.
Давайте представим, что всю воду с нашей планеты мы вылили в стаканчики. Видите, как их много. А теперь мы с вами возьмем и вернем всю соленую воду назад на нашу планету, оставим только пресную. Ее осталось очень мало.
Но нам повезло. Наша Югра богата пресной водой, посмотрите на карту: как много у нас рек и озер, поэтому иногда наш округ называют синеоким.
Иметь много пресной воды – это, конечно, хорошо. Но мы должны ее еще не загрязнять. Иначе у нас могут быть неприятности.(дети садятся на стульчики)
Вот что однажды случилось:
Обыгрывание стихотворения А. Ерошина
« Про рыбалку »
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
В: Но это еще не все неприятности, которые могут случиться. Послушайте сказку, которую рассказала мне капелька.
Чтение сказки « Жила-была река»
Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды река очутилась в городе. Люди обрадовались ей и попросили остаться в городе. Река согласилась.
Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!», никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.
Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:
«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».
И пошли люди поклонились реке, попросили ее поскорее вернуться в город; рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась она в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.
В: Вам понравилась сказка? Наша капелька тоже рада, что побывала у нас в гостях. Давайте пообещаем ей, что будем беречь каждую ее сестричку, не будем загрязнять воду.
Чтение детьми стихотворений « Берегите, люди, воду!», « Глобус».
Берегите, люди, воду!
Ведь вода так всем нужна!
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!
Мусор в речку не бросайте,
Рыбки в речке там живут!
Нефть-заводы не сливайте,
Чайки песен не споют!
Зря не лейте с крана воду,
Думайте о всем живом,
Без питья воды немного
Мы на свете проживем!
Глобус
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
На память о нашей встрече капелька вам дарит раскраску своих сестричек. Повесьте их дома и берегите воду!
Звучит песня « Живи, родник, живи!»