* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

«Берегите воду»

Цель: обучение бережному отношению к воде; развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; формировать познавательный процесс к природе.

Задачи:

Образовательные:

-расширить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни;

-прививать бережное отношение к воде и природе.

Развивающие:

-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

-развивать внимание, память, мышление, речевое общение детей в ходе занятия.

Воспитательные:

-воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду;

-формировать доброту, сердечное отношение к природе, частью которой мы являемся.

Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды, рассматривание иллюстраций; чтение сказок, потешек, познавательной литературы о воде.

Материал к занятию: интерактивная доска, Капитошка – герой, капельки из бумаги, сказка о реке, , пластмассовые стаканчики, баночки для опыта (на каждого ребенка), марля, загрязненная вода, капелька-медалька (на каждого ребенка), глобус, мусор.

Методологические приемы: беседа-диалог, физкультминутка, опыт-эксперимент, анализ, подведение итогов  занятия, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Ход занятия

Оргмомент :

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

Поудобнее садитесь,

А скажу я вам сейчас-

Интересное для вас!

Только в садик я зашла

И что я – вижу?

Гостья к нам пришла!

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте ее угадать:

В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. 

Воспитатель: о чем эта загадка?

Дети: Это капелька

(в группу заходит капелька «Капитошка»)

Воспитатель: Правильно, это наша гостья капелька, которую зовут Капитошка! Ребята, Капитошка хочет повидаться со своими сестричками-капельками, которые живут у нас в группе. Но она не знает, где они находятся, давайте покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

Ребята становитесь друг за дружкой и потечём по группе словно ручеёк.

Дети:

 Екатерине Сергеевне нужн

а вода

, чтобы, протирать столы (приклеивают капельку).

Воспитатель: Правильно! Мы недавно с вами позавтракали, и что Екатерина Сергеевна (младший воспитатель) будет делать мыть столы!

Дети:

 Капелька живет в уголке природы (возле растений).

Воспитатель: А для чего же здесь нужна вода?

Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку на лейку).

Дети:

 Капелька живет на полу.

Воспитатель: Для чего на полу нужна вода?

Дети: чтоб мыть полы, потому что на полы садится много пыли и если их не мыть, мы будем дышать этой пылью.

Дети:

 Капелька живет у стола с питьевой водой.

Воспитатель: А для чего нам здесь нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить (приклеивают капельку).

Дети:

 Капелька живет около мойки на кухне.

Дети

: Вода живет в туалетной комнате.

Воспитатель: Для чего же нам там нужна вода?

Дети: Вода нужна, чтобы можно было мыть руки и лицо, делать в группе уборку. (приклеивают капельку).

Дети:

 Капелька живет в игровом уголке.

Воспитатель: Для чего здесь нужна вода?

Дети: Вода здесь нужна чтобы, мыть грязные игрушки, стирать куклам одежду, протирать полочки (приклеивают капельку).

Молодцы ребята , садитесь на стульчики!

Воспитатель: Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, чистить зубы и полоскать рот, нужна вода, поэтому воду надо беречь и не тратить ее зря! И если вы помыли руки или лицо, то не забывайте закрывать кран! (воспитатель выводит на доску схему попадания воды в наши дома)

Воспитатель: Ребята, так, все таки, кто мне ответит, нужна ли человеку вода?

Дети: Да!

Воспитатель: Правильно, вода очень нужна людям, животным и растениям. Ее пьют, добавляют в пищу и без нее нельзя обойтись. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего три дня. Вода - это настоящая волшебница!

Воспитатель: Вот, Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек, которые приносят нам большую пользу! И мы обещаем с ребятами их беречь, зря воду не тратить и расходовать её по назначению.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем!

Физ.минутка.

Коль с водой имеем дело

Рукова засучим смело

Пролил воду не беда

Тряпка под рукой всегда

Фартук друг он нам помог

И никто здесь не промок

Ты работу завершил?

Всё на место положил.

Воспитатель: Мы немного отдохнули, присаживайтесь на свои места!

- Показываю глобус.

- Что это , кто скажет?

- Так ребята выглядит из космоса наша планета Земля

- Какого цвета вы больше видите на глобусе?

- Голубого, это значит столько много воды

- Может нам не стоит беречь воду, раз её так много!

-Ребята в морях и океанах солёная вода, она не пригодна, для употребления в пищу.

- А пресной воды намного меньше!

- Поэтому, мы с вами должны беречь и охранять водоёмы

Воспитатель: Ребята, Капитошка - то повидалась со своими сестричками –капельками, но оказывается у нее случилась большая беда!

Капитошка принесла с собой сказку – о реке, о нелегкой ее жизни и судьбе. Давайте внимательно послушаем, что же расскажет нам Капитошка.

Капелька: Ребята, послушайте внимательно! (показ слайдов по сказке)

Капелька: Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась. И заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.

Шли годы.

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители – растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке.

Река - Заболела! И решила река уйти от людей в другие края.

Капелька: А сейчас реке и ее жителям очень плохо (вывести на доску картинку с грязной рекой)

И они в беде! Просят вас они помочь им! И как можно поскорей!

Воспитатель: Посмотрите ребята, что Капитошка стала находить в своей реке вместо рыб. (показывает на доске  пустые консервные банки и прочий мусор).

Воспитатель:. Дети, а как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде? Кто ее так сильно обидел?

Дети: Человек! Люди загрязняют реки и не бережно относятся к природе!

Воспитатель: А как они их загрязняют?

Дети: бросают мусор, моют автомобили, заводы выпускают выбросы.

Воспитатель: Правильно! Вы правы! Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?

Дети: очистить воду от загрязнений!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Капелька принесла с собой воду из этой реки. Обратите внимание на ее состояние и внешний вид. Как вы думаете, она достаточно чистая и можно ли речным жителям жить в такой воде?

Дети: нет, вода грязная!

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю отправиться в лабораторию и побыть учеными – исследователями, попробовать очистить воду от загрязнений. Для этого нужно закрыть глазки и сосчитать до 5.

«Один, два, три, четыре, пять – мы в лаборатории опять!»

Перед вами на столе стоят стаканчики с грязной водой и чистые стаканчики – фильтры (будем их называть) через которые мы попробуем очистить воду –перельем из одного стаканчика в другой. (Дети берут стаканы с грязной водой, переливают ее в чистые пустые стаканчики, на которых по краям прикреплена марля)

Воспитатель: Дети, посмотрите, теперь вода наша стала какой?

Дети: вода чистая!

Воспитатель: А куда исчезла вся грязь и песок?

Дети: Они остались на фильтре.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Вода действительно стала чище, и хотя она не достаточно очищена и не такая прозрачная, но для наших речных жителей она подходит и им теперь будет легче жить в такой воде!

Воспитатель: Нам нужно возвращаться в детский сад, закрываем глазки и считаем до пяти. Вот мы и вернулись в нашу родную и любимую группу.

Воспитатель: Ребята, Вы молодцы! Помогли Капитошке найти ее сестричек-капелек и очистить реку от разного мусора.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Воспитатель: Для чего нам нужна вода?

Воспитатель: Как нужно беречь воду?

Воспитатель: Что нужно делать, чтоб реки не загрязнялись?

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу зачитать Вам одно прекрасное стихотворение о воде. Слушайте внимательно!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Воспитатель: Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. Вода – это источник жизни!

(Каждому ребёнку вручается медалька - капелька)

Тема занятия « Берегите воду!» (средняя группа)

Образовательная область: ребенок и природа; интеграция: ребенок и общество, ЭМП, музыкальная деятельность, развитие речи.

Программные задачи:

уточнить знания детей о необходимости воды в жизни человека, животных, растений;

закрепить знания о состояниях воды;

познакомить с глобусом, понятием «пресная вода» и ее запасами;

рассмотреть экологические проблемы и способы охраны воды;

развивать речь, память, координацию движений;

воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание танцевальных движений; наблюдение на прогулке за различными состояниями воды, за растениями до и после дождя; наблюдения в уголке природы: за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); наблюдение за работой помощника воспитателя: мытье посуды, пола, протирание пыли; труд в уголке игрушек (мытье игрушек, стирка кукольной одежды).

Материал:

капли воды (большие и маленькие);

загадки, глобус, карта Югры;

стаканчики с водой и емкость для воды;

рисунки «Источники загрязнения воды»;

сказка « Жила-была река»;

стихотворение А. Ерошина «Про рыбалку» с атрибутами для обыгрывания;

стихотворения «Глобус», «Берегите, люди, воду!»;

музыкальная запись потешки «Водичка-водичка», песни «С голубого ручейка», песни «Живи, родник, живи!»;

раскраски «Капелька».

Ход занятия:

Дети заходят в группу и приветствуют гостей:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Вас мы в гости пригласили,

Чтобы нас вы похвалили.

Пусть всем будет интересно,

Увлекательно, полезно!

В:

Поудобней становитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает грустную Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель показывает веселую капельку),
И у нас в саду осталась

Ребята, давайте покажем нашей гостье-капельке, где живут в нашей группе ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

Становитесь друг за дружкой, превращаясь в ручеек, и потечем

 Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

У стола, на котором стоит

чайник

с

питьевой

водой:

- вода нужна, чтобы мы могли её попить (приклеивают капельку).

2. Около моечной:

- помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают капельку).

3. В туалетной комнате:

- вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают капельку).

В: А что произойдет, если мы не будем мыться? (станем грязными, от нас будет плохо пахнуть, заболеть можем).

Музыкальная пауза « Водичка-водичка»

4. В игровом уголке:

- вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают  капельку).

5. В уголке природы:

возле растений.

  - цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода  (приклеивают капельку).

у аквариума:  

- рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).

В: Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в группе (все вместе пересчитывают капельки).

- Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

В: Дети, а вы любите играть в прятки? Наша водичка в природе тоже любит спрятаться. Давайте попробуем ее отыскать.

Игра-загадка « Где спряталась вода?»

А теперь давайте потанцуем и отыщем, где спряталась вода в песенке.

Физкультурная минутка « С голубого ручейка …»

В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это глобус. Так выглядит наша планета Земля из космоса. Голубым цветом на нем обозначены океаны, моря, реки и озера. Видите, как их много? Может не стоит беречь воду? (ответы детей). Дело в том, что не всю воду животные и человек могут использовать. Ведь в океанах и морях вода на вкус соленая, в ней могут жить только морские животные и растения. А люди и животные суши нуждаются в пресной воде, которая, как говорят, не имеет вкуса, но на самом деле, когда вам хочется пить, она покажется вам самым вкусным напитком на Земле. Пресная вода находится в реках, озерах, ледниках.

Давайте представим, что всю воду с нашей планеты мы вылили в стаканчики. Видите, как их много. А теперь мы с вами возьмем и вернем всю соленую воду назад на нашу планету, оставим только пресную. Ее осталось очень мало.

Но нам повезло. Наша Югра богата пресной водой, посмотрите на карту: как много у нас рек и озер, поэтому иногда наш округ называют синеоким.

Иметь много пресной воды – это, конечно, хорошо. Но мы должны ее еще не загрязнять. Иначе у нас могут быть неприятности.(дети садятся на стульчики)

Вот что однажды случилось:

Обыгрывание стихотворения А. Ерошина

« Про рыбалку »

Мы ходили на рыбалку, 
Рыбок удили в пруду. 
Витя выловил мочалку, 
А Егор –  сковороду. 

Коля –  корку мандаринки, 
Саша –  старые ботинки, 
А Сабина и Сосо –  
От машины колесо. 

Мне попались две подмётки, 
Боре –  банка от селёдки, 
А Серёжка на крючок 
Пакли выудил клочок. 

Целый день в пруду упрямо 
Рыбу мы удили зря. 
Много выудили хлама, 
И ни разу –  пескаря. 

Должен знать и помнить каждый: 
Если мусор сыпать в пруд, 
То в таком пруду однажды 
Рыбы попросту помрут.

В: Но это еще не все неприятности, которые могут случиться. Послушайте сказку, которую рассказала мне капелька.

Чтение сказки « Жила-была река»

  Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды река очутилась в городе. Люди обрадовались ей и попросили остаться в городе. Река согласилась.


Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Шли годы.

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!», никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.

Совсем заболела река.

«Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей.

«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.

И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:

«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».

И пошли люди поклонились реке, попросили ее поскорее вернуться в город; рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась она в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.

В: Вам понравилась сказка? Наша капелька тоже рада, что побывала у нас в гостях. Давайте пообещаем ей, что будем беречь каждую ее сестричку, не будем загрязнять воду.


Чтение детьми стихотворений « Берегите, люди, воду!», « Глобус».

Берегите, люди, воду!
 Ведь вода так всем нужна!
 Вдруг погибнет вся природа?
 Жизнь несет с собой вода!
 
 Мусор в речку не бросайте,
 Рыбки в речке там живут!
 Нефть-заводы не сливайте,
 Чайки песен не споют!
 
 Зря не лейте с крана воду,
 Думайте о всем живом,
 Без питья воды немного
 Мы на свете проживем!

Глобус

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

На память о нашей встрече капелька вам дарит раскраску своих сестричек. Повесьте их дома и берегите воду!

Звучит песня « Живи, родник, живи!»