МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования № 4»

Конспект

Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему

подготовила

учитель-логопед

Попкова Ю. В.

БГО, г. Ногинск, 2022 г.

Цели:

1. коррекционно—образовательнаяобучать детей составлению описательного рассказа;

2. коррекционно—развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

- упражнять в употреблении распространенных предложений;

3. коррекционно—воспитательнаявоспитание навыков самообслуживания.

Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет (подбирает логопед); схема описания одежды (по Т. А. Ткаченко), интерактивная доска для показа слайдов.

Предварительная работа: игры «Что из чего — какое?», «Ателье». Чтение сказок Г. X. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержания.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети стоят на ковре.

- Здравствуйте, ребята, какие вы нарядные! Скажите одним словом, что на вас надето? (на нас надета одежда)

- Игра «Что из чего — какое?»

Сядет тот, кто ответит на вопрос:

Платье из шелка (какое?) – шелковое.

Халат из ситца (какой?) — ситцевый.

Блузка из атласа (какая?) – атласная.

Рубашка из хлопка (какая?) — ...

Брюки из вельвета - …

Юбка из шерсти? - …

Майка из трикотажа? - …

Платье из шифона? - …

Кофта из льна? - …

Шорты из джинсы? - …

Пальто из драпа? - …

Жилет из кашемира? - …

Шуба из меха (какая?) — ... и т.д.

Одежда для мужчин?... для женщин? …для детей? …

Одежда, которую носим зимой?... летом?... осенью? весной?

-что нужно сделать с одеждой, если она помялась? (погладить утюгом)

Упражнение на дыхание «Гладим белье»: 

1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох);

2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2. Объявление темы.

-Ребята, посмотрите, нам передали письмо! Интересно , от кого оно?

Письмо пришло от Карлсона, который живет на крыше.

Дорогие, ребята, выручайте меня. Наступила зима ,я на крыше замерз. Есть у меня на чердаке сундук с одеждой. Какую одежду носят Карлсоны? Что мне можно надевать, а что нельзя. Помогите справиться с этой задачей пожалуйста.

Жду. Карлсон, который живет на крыше.

- Поможем Карлсону? (поможем). (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3.      Беседа по картинкам.

-Как одним словом назвать эти картинки?

-Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?

Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

-Какого цвета?

-Из какого материала?

-Из каких частей состоит?

-Когда носят?

-Кто носит?

-Может ли надевать Карлсон?

-Как ухаживать?

(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто—то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и логопед  совместно (например, о плаще), затем об остальных  предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5. Физкультминутка.

Я умею обуваться,
Если только захочу.

Топают ногами.

Я и маленького братца 
Обуваться научу.

Руки перед грудью — «маленький братец».

Вот они, сапожки.

Наклоняются вперед.

Этот с левой ножки. 
Этот с правой ножки.

Поглаживающие движения снизу вверх левой и правой ног.

Если дождичек пойдет, 
Наденем калошки. (Е. Благинина)

Топают ногами.

6. Рассказы детей.(2-3 рассказа)

7.Пальчиковая гимнастика.

Я надену сапоги,  (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

-Где лучше хранить одежду? (Одежду лучше хранить в шкафу)

-На что надо повесить одежду, чтобы она не мялась? (надо повесить одежду на вешалку)

-А мы с вами знаем, о чем думает вешалка, которая висит в шкафу.

« Монолог вешалки»

Пластмассовая вешалка

В шкафу большом висела.

Пластмассовая вешалка

Одежду оглядела.

Я лишь для платья подойду

Пальто не выдержу, умру!

Сломаюсь, хрустну, что потом?

Покину этот славный дом.

Бушлаты, шубы и дубленки,

Тулупы, теплые пальто…

Металл лишь выдержит легко.

Есть вешалки из дерева,

Но есть и из металла.

Мне ж, вешалке пластмассовой,

Одежды нужны мало.

Она должна быть легкая,

Из тканей дорогих…

Из шелковых, из хлопковых,

А может быть, льняных.

Я гладкая, блестящая,

Люблю пустой висеть, пластмассовыми глазками

На все вокруг смотреть…

Платочек, галстук, блузочку,

Ну платье, наконец…

Ну вот, халат повесили…

Пришел мечтам конец!

Локти на уровне плеч, пальцы в «замок», средний палец правой руки приподнять над остальными, согнуть крючком.

Руки поднять вверх.

Круг правой рукой.

Загибают пальцы левой руки, называя действия.

Машут ладошкой «до свидания»

Загибаю пальцы на правой руке.

Грозят указательным пальцем правой руки.

Левой рукой – влево,

Правой – вправо.

Соединить подушечки указательного и большого пальца.

Потрясти кистями.

Большой палец вверх, остальные в кулачок.

Большим пальцем проводят по подушечкам других пальцев «щупают».

Гладят поочередно внешние стороны ладоней.

Разводят ладошки в стороны.

Большие пальцы загнуть в середину ладоней, остальные пальцы закрываются-открываются («реснички»)

Нажимают на подушечки пальцев левой руки.

Разводят руки в стороны.

Закырвают глазки ладонями.

7. Итог занятия.

- Кому помогали на занятии?

- О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)

- Что посоветовали надеть Карлсону?