Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №133» города Кирова

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе

«Путешествие в Денежный город»

Подготовил: воспитатель 1 кватегории Братухина С.А., январь 2024года

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «потребности».

Продолжать знакомить с деньгами России и других стран.

Закреплять представления о тратах необходимых и желаемых.

Познакомить с понятием «бюджет» ,«доходы» и «расходы».

Развивающие:

Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.)

Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие логическое мышление, умение делать несложные выводы, руководствуясь собственным опытом

Воспитательные:

Способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Материалы и оборудование:

- ноутбукм/ф «Откуда в семье деньги?» 2 мин.

- «Деньги» – купюры и монеты /российские и иностранная валюта, 2 дерева, 2 корзины для игры «Собери урожай»

- карточки для д/игры «Хочу-Надо»

- 2 больших круга, разделенных на 6 секторов, 2 сектора «Сюрприз», 2 «кошелька» и «монеты» для игры «Бюджет»

- сундук с «монетами» в качестве клада

Ход занятия:

-Предлагаю встать в наш традиционный круг и поприветствовать друг друга словами и своими улыбками:

Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты - мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

- Я знаю, что все дети любят путешествия и приключения, верно? А может с отправимся на поиски клада!

Но, чтобы его найти, нам надо попасть в один волшебный город, где вы проверите свои знания и умения, а ещё и узнаете что-то новое. Там вас будут ждать испытания, и выполнив их все, вы обязательно найдёте клад! А название этой волшебного города вы узнаете, отгадав загадку .

В кошелёк мы их кладём Сними в магазин идём (ДЕНЬГИ)

- Значит, мы с вами отправимся на поиски клада в какой город?»

Верно!!! Мы отправимся в «Денежный город»

Ну что, готовы?

- Замечательно, а чтобы наше путешествие и поиски клада были успешными и удачными, скажем вместе дружно:

Мы ребята просто класс, всё получится у нас!

-Но как же мы попадём в «Денежный город?»Я знаю один секрет,..

Нам нужно выполнить движения:4 шага,2 поворота,3 хлопка.

«Добро пожаловать в Денежный город (Картинка)

Но откуда же нам с вами надо начать наше путешествие и где же искать клад?

Рассматривание карты «Денежный город»

Откуда нам начать нам надо начать наше путешествие и где же искать клад?

- Смотрите, ,карта, которая укажет нам путь к кладу…

- Смотрим.., сначала нам нужно попасть на улицу «Монет и купюр»

Улица «Монет и купюр»»

- Скажите, а из чего сделаны деньги? (ответы детей)

- Как называются металлические деньги? А бумажные? (монеты и купюры)

- А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Почему? (ответы детей)

- Чтобы проверить разбираетесь ли вы в монетах и купюрах, слушайте задание

Игра «Назови отличия»

Я называю признак монеты, а вы называете признак купюры или наоборот.
Монета круглая, а купюра ... (прямоугольная)
Монета звенит, а купюра ... (шуршит)
Монета металлическая, а купюра ... (бумажная)
Купюру можно помять, а монетку ... (нельзя)
Монету нельзя порвать, а купюру ... (можно)
Купюра в воде мокнет и не тонет, а монетка ... (тонет)

Но вот вопрос какие деньги лучше монеты или купюры?Предлагаю провести опыты.

(Обсуждение :что это не настоящие деньги и мы можем провести эксперемент, а с настоящими эксперементы проводить не будем -это ценные бумаги)

1.Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее? Подуем. Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Что выигрывает? Она легче и значит удобнее иметь в кармане или в кошельке купюру.

2.Попробуем смять деньги. Купюра мнётся, рвется; монета нетакой вывод можно сделать? Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

3.Следующий эксперимент. Намочим деньги. Кладем купюру в стакан с водой. Что происходитна намокает. А если она намокнет, что произойдёт? Она испортится.

- Верно, и вот вам ещё одно испытание:

- ОГО, посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран.

- У каждого государства свои деньги.

- А в какой стране мы живём? Как называются деньги нашей страны? (ответы детей) «Рубли»

Игра «Собери урожай» Перед вами необычные «Денежные деревья», которые растут только в денежном городе, на них вместо плодов -деньги. Нам с вами надо собрать «урожай», но собирать можно только наши российские деньги.Девочки соберут урожай с «монетного» дерева, а мальчики с«купюрного».

Отличный собрали урожай.

Куда и зачем мы с вами собрали урожай? (Для игры в магазин)

И нам пора отправляться дальше.

Посмотрим на карту денежного города

- Теперь нам нужно отправляться на следующую улицу, которая называется улица «Желания и потребности»

-Предлагаю вам закончить стихотворение.

Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо всё это… (КУПИТЬ)

- Да действительно, за деньги можно купить определенный товар,который требуется, удовлетворить свои потребности. А как вы думаете, что такое потребности? (ответы детей).

- У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись.

- Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)

- Есть важные потребности для жизни, без которых нам не обойтись - это «потребности-Надо», а есть вещи, которые конечно хочется, но покупать их каждый день необязательно или к которым надо стремиться – это «потребности - Хочу», наши желания. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. – А вы разбираетесь, что является «потребностью – Надо», а что «потребностью – Хочу»?(ответы детей)

- Сейчас проверим…

Игра «Хочу-Надо»

Перед вами предметные картинки, вам необходимо выбрать ,самые важные потребности и к чему надо стремиться, но прожить без этого можно.

Давайте посмотримбсуждения.

- А как вы думаете, всё ли можно купить за деньги?(ответы детей)

Тогда для вас, ещё одна проверка:

Игра

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши и скажите: «Да», если это можно купить за деньги, топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, радугу, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, стол, велосипед.

- Здорово, вы всё правильно ответили, мы многое можем купить за деньги, но никогда и ни за какие деньги нельзя купить здоровье, счастье, удачу, любовь, дружбу. Эти самые важные в нашей жизни вещи - невозможно не купить, не продать.

Идем дальше ,следующая улица «Семейный Бюджет»

- Скажите, кто-нибудь из вас слышал слово«бюджет»?Как вы думаете, что оно может обозначать? (ответы детей)

- Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджете», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет. Так что же такое семейный бюджет? (ответы детей)

- Да, верно, это «кошелёк» или «копилка» всей семьи.

- А откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)

м/ф «Откуда в семье деньги?»

- Откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)

- Откуда у родителей берутся деньги? (ответы детей)

- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? (ответы детей)

- А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги?(ответы детей)

- Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выигратьайти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом. Все деньги, которые получает семья, называются Доходы семьи.Давайте скажем вместе - Доходы

- ХОРОШО, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги берутся и тратятся, расходуются, верно?

- На что тратят деньги в семье? (ответы детей)

Покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходы семьи, повторим вместе - Расходы

-Вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы

А что бы вы ничего НЕ ЗЫБЫЛИ ,сыграем в игру:

Игра «Доход или Расход»-ОБЫГРАТЬ

Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход.

- Мама с папой получили зарплату…. (доход)

- Мама заплатила за детский сад…. (расход)

- Бабушка купила конфеты…. (расход)

- Дедушка получил пенсию (доход)

- Вы купили билеты в кино…. (расход)

- Мама выиграла в лотерею … (доход)

- Вам купили новую игрушку… (расход)

- Мама заплатила за коммунальные услуги (свет, газ, вода)… (расход)

Вам подарили деньги на день рождение… (доход)

Старший брат получил стипендию… (доход)

-  Вы потеряли кошелек… (расход)

- Вы нашли на улице 100 рублей… (доход)

Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход)

Папе купили запаску на машину… (расход)

- Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё.

Игра «Бюджет»(работа в подгруппах)

Ребята, давайте разделимся на две команды - «семьи». Каждой «семье» - команде выдается по 10монет и большой круг, разделенный на 5секторов

- Представьте себе, что вы семья и распоряжаетесь семейным бюджетом.

Сектор «Квартплата». В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 2 свободных кружка для оплаты.

Сектор «Питание». В секторе: продукты питания - 2 свободных кружков для оплаты.

Сектор «Одежда». В секторе «одежда и обувь» - 1 свободных кружочка для оплаты.

Сектор «Развлечения». 1 свободный кружочек для оплаты.

Сектор «Игрушки». по 1свободному кружку для оплаты.

- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и научились правильно распределять свои доходы и расходы.

- Нам пора отправляться дальше. Смотрим на карту…

Улица «Пещера Сокровищ»

- Вот мы с вами и на конечной улице здесь Пещера СокровищОсталось ещё одно задание и клад наш! (Ресурсный круг)

- Эти золотые монетки подскажут и помогут вам выполнить задание. Сядем в круг вокруг большой монетки, говорить может только тот, у кого в руках маленькая монетка. А задание такое: нужно всем продолжить фразу:

«Сегодня путешествуя по денежному городу мне запомнилось……….

я узнал…………………

я понял , что смогу…

мы провели опыт с денежками ……………………………………… »

-СОГЛАСНА с ВАМИ, мне тоже очень понравилось путешествие и запомнилось, как вы отлично справлялись со всеми заданиями!

- Мы с вами выполнили все задания, но… где же клад? (Дети смотрят вокруг и находят сундук с надписью «Клад», в котором спрятаны «золотые»)

-А вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделиться частью клада с государством. А мы с вами давайте поделимся с нашими гостями (дети вручают гостям «золотые» монетки – талисманы на удачу в финансах)