Тема : «Знакомство с предложением»
Цель: Формировать представление о понятии «предложение
Задачи:
- познакомить с понятием «предложение»;
- учить определять количество, последовательность и место слов в предложении;
- познакомить с графической схемой предложения;
- активизировать и систематизировать словарь детей по темам «сад», «огород»;
- развивать внимание, слуховую память.
Оборудование: предметные картинки (сад, огород), полоски- символы предложения и слов (демонстрационные и индивидуальные), настольная ширма, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, барабан, металлофон, треугольник
Ход.
I. Организационный момент.
(Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед детьми, а потом за ширмой.)
Инструкция: Угадайте на чем я играю?
II. Повторение пройденного материала.
1) Закрепление понятия звук.
Инструкция: Только что вы слушали звуки музыкальных инструментов – этот музыкальные звуки. а когда говорит человек, какие звуки мы слышим, как они называются? (Речевые). На какие группы делятся речевые звуки? (На согласные и гласные). В каком замке живут гласные звуки? (Красном), а согласные (Синем и зеленом). Почему согласные звуки живут в двух замках? (Они бывают твердыми и мягкими), Чем мы обозначаем все звуки? (Кружочками).
2) Закрепление понятия слово.
( В руках у логопеда две картинки, изображающие сад и огород).
Инструкция: Что изображено на картинках? (Сад, огород). Будьте внимательны, если я подойду к вам и скажу слово «сад»- вы называете фрукты, если скажу «огород» - называете овощи. Молодцы! Много знаете названий овощей и фруктов. Это значит, что вы произнесли много… (Слов). Как мы обозначаем слова? (Короткой полоской)
III. Объяснение нового материала.
1) Знакомство с понятием «предложение».
Инструкция: Кошка ловит мышку. Вам понятно, что я сказала? Про кого вы узнали? А теперь послушайте, что я скажу: « Мальчик, рисовать, кошка.» Понятно вам , что я хотела сказать? (Нет). Вам не понятно, потому что я назвала слова , между которыми нет согласия. Давайте попробуем подружить эти слова, что получится? (Мальчик рисует кошку). О ком вы узнали? (О мальчике) Что вы узнали о мальчике? (Он рисует). Кого нарисовал мальчик? (Кошку).
Слова стали жить в согласии, получилось предложение.
2) Знакомство с графической схемой предложения.
(На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.)
Инструкция: Длинной полоской мы будем обозначать схему предложения, а уголок обозначает начало предложения – первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы. Заглавная буква всегда выше остальных и этот уголок указывает на это.
- Придумайте предложение со словом «груша» (Выбирается одно предложение). Логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в предложении. Логопед указывает на первую полоску.
Инструкция: Какое это слово? Назовите второе слово. Третье. В конце предложения ставится точка.
IV. Физминутка. «Дружно встали на разминку»
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три.
Да не упади, смотри.
(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(Наклоны вперёд)
V. Закрепление пройденного материала.
1) Дифференциация понятий «слово» и «предложение» Игра «Будьте внимательны»
Инструкция: У вас на столе лежат короткие и длинные полоски с уголком. теперь вы знаете, что они обозначают. Внимание! Если я скажу слово, вы поднимаете короткую полоску, если предложение, то поднимаете длинную полоску с уголком.
2) Согласование слов в предложении.
Инструкция: Я буду называть слова. Сделайте так, чтобы они подружились.
Лексический материал: Любить, Оля, Яблоко.
Дед, репа, вырастить.
Груша, Миша, есть.
Жарить, мама, баклажаны.
VI. Итог.
Инструкция: Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? Чем будете обозначать предложение?