Тема : «Знакомство с предложением»

Цель: Формировать представление о понятии «предложение

Задачи:

- познакомить с понятием «предложение»;

- учить определять количество, последовательность и место слов в предложении;

- познакомить с графической схемой предложения;

- активизировать и систематизировать словарь детей по темам «сад», «огород»;

- развивать внимание, слуховую память.

Оборудование: предметные картинки (сад, огород), полоски- символы предложения и слов (демонстрационные и индивидуальные), настольная ширма, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, барабан, металлофон, треугольник

Ход.

I. Организационный момент.

(Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед детьми, а потом за ширмой.)

Инструкция: Угадайте на чем я играю?

II. Повторение пройденного материала.

1) Закрепление понятия звук.

Инструкция: Только что вы слушали звуки музыкальных инструментов – этот музыкальные звуки. а когда говорит человек, какие звуки мы слышим, как они называются? (Речевые). На какие группы делятся речевые звуки? (На согласные и гласные). В каком замке живут гласные звуки? (Красном), а согласные (Синем и зеленом). Почему согласные звуки живут в двух замках? (Они бывают твердыми и мягкими), Чем мы обозначаем все звуки? (Кружочками).

2) Закрепление понятия слово.

( В руках у логопеда две картинки, изображающие сад и огород).

Инструкция: Что изображено на картинках? (Сад, огород). Будьте внимательны, если я подойду к вам и скажу слово «сад»- вы называете фрукты, если скажу «огород» - называете овощи. Молодцы! Много знаете названий овощей и фруктов. Это значит, что вы произнесли много… (Слов). Как мы обозначаем слова? (Короткой полоской)

III. Объяснение нового материала.

1) Знакомство с понятием «предложение».

Инструкция: Кошка ловит мышку. Вам понятно, что я сказала? Про кого вы узнали? А теперь послушайте, что я скажу: « Мальчик, рисовать, кошка.» Понятно вам , что я хотела сказать? (Нет). Вам не понятно, потому что я назвала слова , между которыми нет согласия. Давайте попробуем подружить эти слова, что получится? (Мальчик рисует кошку). О ком вы узнали? (О мальчике) Что вы узнали о мальчике? (Он рисует). Кого нарисовал мальчик? (Кошку).

Слова стали жить в согласии, получилось предложение.

2) Знакомство с графической схемой предложения.

(На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.)

Инструкция: Длинной полоской мы будем обозначать схему предложения, а уголок обозначает начало предложения – первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы. Заглавная буква всегда выше остальных и этот уголок указывает на это.

- Придумайте предложение со словом «груша» (Выбирается одно предложение). Логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в предложении. Логопед указывает на первую полоску.

Инструкция: Какое это слово? Назовите второе слово. Третье. В конце предложения ставится точка.

IV. Физминутка. «Дружно встали на разминку»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три.

Да не упади, смотри.

(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(Наклоны вперёд)

V. Закрепление пройденного материала.

1) Дифференциация понятий «слово» и «предложение» Игра «Будьте внимательны»

Инструкция: У вас на столе лежат короткие и длинные полоски с уголком. теперь вы знаете, что они обозначают. Внимание! Если я скажу слово, вы поднимаете короткую полоску, если предложение, то поднимаете длинную полоску с уголком.

2) Согласование слов в предложении.

Инструкция: Я буду называть слова. Сделайте так, чтобы они подружились.

Лексический материал: Любить, Оля, Яблоко.

Дед, репа, вырастить.

Груша, Миша, есть.

Жарить, мама, баклажаны.

VI. Итог.

Инструкция: Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? Чем будете обозначать предложение?