МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»,
детский (подростковый) клуб «Юнга»
План-конспект итогового занятия для первого года обучения.
«Осенний пейзаж»
Педагог- Шаманина Ирина Петровна
Место в программе: раздел «Изобразительное искусство».
Тема урока: «Осенний пейзаж».
Цель урока: Развивать эстетическое восприятие учащихся в работе над осенним пейзажем.
Задачи:
1. Формировать у детей умение передавать в рисунке колорит осени.
2. Закрепить понятия: пейзаж, линия горизонта, 3 закона линии горизонта, ближний и дальний план.
3. Воспитывать аккуратность в работе.
Материалы: акварель, кисти, стаканчики с водой, простой карандаш, ластик,
альбомные листы, демонстрационные картины.
Ход урока
Организация детей на урок: Приветствие. Привлечение внимания.
Вводная часть
Педагог:
- Ребята, какое сейчас время года?(осень)
- Какие приметы осени вы знаете?
(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)
-Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?
(ответы детей)
Давайте рассмотрим эту картину, что на ней изображено?
- Об осени расскажет нам стихотворение:
Учитель читает стихотворение.
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.
Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.
Художница – Осень, закончив наброски,
Представила будто она - Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.
Сентябрь и Осень – хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом – им вместе не грустно.
2. Основная часть.
- Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать осенний
пейзаж.
- Кто из вас знает, что такое пейзаж?
(ответы детей)
-Пейзаж-это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
(родной природы - лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия)
- Пейзаж можно рисовать с натуры, например выехать на природу, а можно придумать самому.
Закрепление знаний о линии горизонта
- Для того чтобы правильно нарисовать пейзаж нужно знать о трех законах линии горизонта, ближнем и дальнем планах.
- А вы ребята знаете, что такое Линия горизонта?
- Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести
Линию горизонта.
- У края листа буде крупный и яркий БЛИЖНИЙ ПЛАН, а около линии горизонта
ДАЛЬНИЙ ПЛАН мелкий и бледных цветов.
3 правила горизонта:
В рисовании существуют три правила, три закона, о которых помнит каждый художник, создавая свою картину.
1правило: Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии
горизонта.
2 правило: Все предметы
,
удаляясь от нас, уменьшаются в размерах, пока не
п
ревратятся в точку на линии горизонта.
3 правило: Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее
при удалении от наших глаз к линии горизонта.
Работа
у
чащихся
с иллюстрациями картин.
- Ребята, а какие цвета мы будем использовать
,
рисуя осенний пейзаж
Цвета: -
-желтый,
-красный,
-коричневый,
-оранжевый,
-бардовый,
-серый.
Работа над репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень»:
- А сейчас ребята, обратите внимание на доску.
- Знакома ли вам эта картина?
- Как зовут художника?
- Название репродукции?
- В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж, портрет, натюрморт?
- Рассмотрите репродукцию и скажите, что на ней изображено?
- Какие цвета использовал И. Левитан, рисуя эту картину?
- Кто может оказать линию горизонта на этой репродукции?
- Покажите ближний план, что на нём изображено?
- Покажите дальний план, что на нём изображено?
- С помощью, каких художественных средств художнику удалось передать осеннее настроение?
Что особенно вам понравилось или не понравилось в картине?
Перерыв, отдых.
Физкультминутка:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени).
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать).
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить).
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть).
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем - в кулачок.
Руки вверх и в кулачок.
Разжимаем на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ноги вместе, ноги врозь (прыжки).
Самостоятельная работа учащихся:
- А теперь вы поработаете самостоятельно.
Нарисуете свой осенний пейзаж.
Учитель напоминает о правилах работы акварельными красками. (Учащиеся выполняют работу сначала простым карандашом, затем в цвете, при помощи акварели)
3. Часть. Итоги урока:
- С каким жанром изобразительного искусства мы с вами сегодня познакомились?
- Что такое пейзаж?
- Что называется линией горизонта?
- Какие законы вы узнали?
- Как изображаются предметы на дальнем и ближнем планах?
Оценка наиболее удачных работ. Выставка.
Источники информации
Жукова Л. Азбука русской живописи – М.: Белый город, 2005.
Лыкова И.А
.
Рисование, моя природа – М.: Цветной мир 2014.
Сокольникова Н.М., Ломов С. Изобразительное искусство для детей – М.: АСТ, 2010.
https://dzen.ru/a/XXpjXR1lagCtJ9Ee
Как нарисовать осень (электронный ресурс).
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/06/22/znakomstvo-s-reproduktsiy-zolotaya-osen-i-i-levitana
Знакомство с репродукцией «Золотая осень» И.И. Левитана.