Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №70» Петропавловск-Камчатского городского округа
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
Тема: «Люби и знай Камчатский край»
Подготовила и провела:
воспитатель
Рычкова Тамара Ильинична
г. Петропавловск-Камчатский
2025 г.
Цель: Создать условия для формирования патриотических и духовно-нравственных чувств у детей через интерес к особенностям Камчатского края.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления детей о разнообразии и богатстве растительного и животного мира Камчатского края;
2. Познакомить детей с образом жизни коренных народов Камчатки;
3. Пополнить знания и представления детей о рыбах камчатских рек;
4. Активизировать и пополнить словарный запас детей;
Развивающие:
1.Развивать любознательность и стремление изучать природу и животный мир родного края;
2. Развивать психические процессы: память, воображение, внимание;
3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и интерес к своей малой Родине - Камчатскому краю.
2.Воспитывать отзывчивость, умение прийти на помощь;
3.Воспитывать толерантное отношение к коренным жителям Камчатки, уважение к их труду, к их традициям;
Прививать выдержку, умение выслушивать товарищей
.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
1.Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- опора на личный опыт ребёнка;
2.Игровые технологии:
- игровые задания и упражнения;
- теневой театр;
3. Технология поисковой деятельности:
- создание проблемной ситуации;
4.Здоровьесберегающие технологии:
- физкультминутка;
- зрительная гимнастика;
5. Мультимедийные технологии:
- показ презентации;
Предварительная работа:
- Чтение стихов о Камчатке;
- Беседы «Животный и растительный мир Камчатки»;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий Камчатского края.
Словарная работа:
Обогащение: яранга, чукчи, коряки, эвены, ительмены, оленеводство, рыболовство, кижуч, нерка, горбуша;
Активизация: камчатский край, тундра, оленёнок;
Оборудование: ноутбук, проектор, мольберт, занавес с изображением леса, макеты деревьев, изображения рыб, удочки, театральная ширма, лампа, набор фигур для теневого театра «Легенда о Кутхе», звуковое сопровождение «лес», «река», «бубен», «легенда о Кутхе».
Предполагаемый результат: воспитание любви к малой Родине, развитие у воспитанников интереса к быту коренных жителей Камчатки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте встанем в круг и друг другу улыбнемся
С голубого ручейка начинается река.
А наша встреча начинается с улыбки!
(Дети встают в круг и улыбаются)
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте! Мы рады вас видеть.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите о каком крае здесь говориться
Встало солнце рано – рано,
Плещут волны океана
Улыбаются озера
С высоты кивают горы
Поднимаются вулканы
Над родною стороной
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете
Дети: Камчатский край, Камчатка
Воспитатель: Ребята, я пришла с далекого камчатского севера. Обратите внимание на мою одежду. Я очень люблю наш край и подготовила для вас рассказ о нем. Присаживайтесь пожалуйста на свои места
(воспитатель обращает внимание на правильную посадку детей)
II. Основная часть
Воспитатель: Прежде чем смотреть на экран, мы с вами сделаем небольшую разминку для наших глаз.
(Проводится зрительная гимнастика).
Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Вращаем глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Воспитатель: Ну а теперь внимание на экран!
Камчатка… Край земли удивительный, манящий и загадочный. Здесь просыпается солнце, здесь накатывает свои огромные волны на берег величественный Тихий океан. Все называют ваш край удивительным и богатым. Богат наш край своей красивой природой. На Камчатской земле растет много растений, грибов и ягод. В реках очень много разной рыбы, в лесах различных диких животных. А сколько величественных вулканов на камчатской земле. Давным-давно поселились на Камчатке люди. Коренные народы камчатки: ительмены, коряки, чукчи, эвены. А жили они в тундре в специальных удобных домах, похожих на палатки. Называются эти дома яранги. И сейчас на Севере Камчатки некоторые коряки живут в ярангах и занимаются традиционными видами промысла: разведением оленей – оленеводством. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но не променяют свою землю на какую-то другую, потому что Камчатка - это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем.
(показ слайдов о Камчатском крае)
Проблемная ситуация
(На экране появляется знак звонка и раздается детский голос с просьбой о помощи в поисках пропавшего олененка)
Воспитатель: Ох,ох,ох, ребята. В моем родном краю у оленеводов потерялся олененок. Он ещё маленький и сам не отыщет дорогу домой! Мне рассказали, что в этот детский сад ходят самые отзывчивые и добрые ребята. Поможете мне отыскать олененка?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся на поиски. Будем любоваться природой нашего родного края и искать потерявшегося оленёнка.
(Дети идут вслед за воспитателем)
Воспитатель: Наш путь пролегает по девственному лесу. Перед нами поваленные бурей деревья, пригнитесь. А теперь перешагиваем через завалы веток деревьев. Остановитесь, прислушайтесь.
(раздается звук леса)
Воспитатель: Богаты камчатские леса. Здесь водятся дикие животные. Вы наверняка тоже знаете камчатских животных. Расскажите каких животных вы знаете
Дети: медведь, лиса, заяц, белка и т.д.
Воспитатель: Кто желает, может показать животное леса, его походку, повадки, а мы все вместе попробуем отгадать. Я вам покажу как это сделать.
(Проводится игра на пантомиму «Угадай животное». Воспитатель для образца показывает первое животное. Дети по очереди показывают остальных животных)
Воспитатель: Каких диких животных мы показали?
Дети: медведь, лиса, заяц, белка и т.д.
Воспитатель: Ребята, есть здесь наш олененок?
Дети: нет
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пойдемте за мной
(раздается звук реки)
Воспитатель: Впереди у нас небольшая река. Богаты камчатские реки рыбами разными. Давайте немного разомнемся:
Физкультминутка «Рыбки»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: Посмотрите, в реке плавают рыбы. Коренные народы Камчатки издревна занимались рыбной ловлей - рыболовством. Давайте и мы порыбачим. Встаем вокруг реки, не толкаемся, возьмите каждый по удочке и поймайте по одной рыбке.
(проводится игра «Рыбалка»)
Воспитатель: Какие вы все ловкие, молодцы! Знаете, как называются ваши рыбки?
Дети: нет
Воспитатель: посмотрите на мольберт, на нем рыбы. Горбуша, нерка, кижуч. Все рыбы различаются по внешним признакам. Каждая из них имеет отличительные черты: у самцов горбуши четко различимый горб на спине, у нерки ярко-красный окрас, а у чавычи черные пятнышки на спине и плавниках. На какую похожа ваша рыбка?
(Дети находят свою рыбку методом сравнения и называют ее, все вместе проговаривают названия)
Воспитатель: Молодцы! Внимательные! Ребята, ну что, есть здесь наш олененок?
Дети: нет
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие. Пойдемте за мной.
Мы вышли на открытое место, которое называется тундрой. Прислушайтесь.
(раздается звук бубна)
Воспитатель: а вот и мой дом, моя яранга. Где-то здесь и потерялся наш олененок. Помогите отыскать.
(Дети ищут и находят олененка)
Воспитатель: Я вам очень благодарна! Теперь олененок в безопасности! В благодарность за ваши труды я расскажу вам легенду. У многих народов в мире есть свои легенды, так и у народов Севера есть легенда о создании Камчатки. Вы присаживайтесь, отдохните с дороги, и смотрите в окошко, не бегайте, не толкайтесь.
(Воспитатель заходит за ширму и показывает сказку «Легенда о Кутхе» с помощью теневого театра).
Воспитатель: Понравилось?
Дети: Да
Воспитатель: А нам пришла пора возвращаться в детский сад. Пойдемте обратно.
(Воспитатель вместе с детьми под звуковое сопровождение проходит к стульям)
III Итог занятия – рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по Камчатской земле. Присядьте на свои места. Понравилось вам наше путешествие?
Дети: да
Воспитатель: Каких животных Камчатского края мы вспомнили в лесу?
Дети: медведь, заяц, лиса, белка и т.д.
Воспитатель: Каких рыб вы узнали, заходящих в Камчатские реки?
Дети: Горбуша, нерка, чавыча
Воспитатель: Чем занимаются коренные народы Камчатки?
Дети: ловят рыбу, разводят оленей.
Воспитатель: Как называется их жилище?
Дети: яранга
Воспитатель: Что больше всего понравилось? Что нового вы узнали во время нашего путешествия? Что вам запомнилось?
(Дети дают свои варианты ответов)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы порадовали меня своими знаниями. Благодарю вас за вашу помощь. Люди должны помогать друг другу. А вы не уходите далеко от взрослых, чтобы не потеряться как наш олененок. Было приятно с вами познакомиться.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять (дети с воспитателем обнимают друг друга)
И на память о нашем путешествии, я дарю вам раскраску о Камчатке.