Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».
Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Задачи:
Образовательная: Расширить кругозор знаний о пользе лекарственных растений.
Развивающая: Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
Воспитательная: Воспитывать любовь к малой Родине.
Словарная работа: Полезный чай, высушенные листья растений., отвары, лекарственные растения, гербарий, букеты из трав.
Предварительная работа: Экскурсия вокруг детского сада. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах. Разучивание стихов загадок.
Материал и оборудование: засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, брикеты, фотографии лекарственных растений зеленой зоны ДОУ.
Ход занятия: дети рассаживаются полукругом. Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами.
Раздается стук в дверь, входит Незнайка с корзиной.
Незнайка: Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с Незнайкой!
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
Незнайка: Я шёл по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются не знаю. Помогите мне.
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке и назовем растения, которые он собрал. Только для этого нужно отгадать загадки. Зная ответ на загадку, ты будешь знать, как называются растение.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня. (Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик)
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красной одёжке. (Ромашка)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
( беру из корзинки растения показываю их детям, они называют: Ромашка, Одуванчик, Подорожник , Крапива.)
Прочитайте Незнайке стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется? («Что растет?»)
На лугу растут Ромашка, Лютик едкий, Клевер-кошка.
Что еще?
Гвоздика, колокольчик
Хвощ как елка
А еще?
Подорожник, Васильки,
Граммофончики вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок
И красивых и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Воспитатель: Кто знает, как хранятся травы?
Ответы детей:
В брикетах, в пакетах и коробочках в сухом виде.
Воспитатель:
Что можно приготовить из сухих растений?
Ответы детей:
Настойки и отвары.
Воспитатель:
Правильно, засушенные растения упаковывают в пакет, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеку, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их нужно держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Назови и расскажи»
А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте ее правило.
Перед вами лежат лекарственные растения: сухие и их фотографии. Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что вы знаете.
Воспитатель: Показывает фото подорожника. Назовите место произрастания?
Ответы детей: на обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, в лесу, оврагах, у ручейков.
Воспитатель: А вы знаете время сбора для заготовки и употребления в медицинских целях?
Например, Ромашку двудольную (цветы) собирают летом, Подорожник (только листики без почек) весной и начале лета, Одуванчики (все части растения) когда они цветут, Крапиву весной, когда она только-только вырастет, Лопух (корни)- на протяжении всего лета, Душица и тысячелистник (верх стебля с цветами)- тоже в течении лета.
Воспитатель: молодцы ребята , я хочу добавить : отваром Ромашки, или Календулы полощут горло при ангине, листья Подорожника прикладывают к ране; из Душицы и мяты заваривают успокоительный чай, для улучшения аппетита, пьют отвар Тысячелистника, весной когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар Шиповника.
Физминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему Незнайке,какие правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав.
Дети: — Нельзя рвать много растений.
-Нельзя пробовать плоды, корневище .
-После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Дети выполняют задания воспитателя.
Послушайте задание: Я буду описывать лекарственное растение, а Вы должны найти его на своих картинках и показать.
Листья узорные, головка белая.
Используют в виде отвара, когда болит горло (Ромашка).
Растет у дороги, семена идут в стрелку,
Применяют для остановки кровотечения, ран. (Подорожник)
Растет на клумбах, цветочки оранжевые или желтые.
Применяют при ангине и для промывания ран (Календула)
Трудовая деятельность:
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат сухие цветы и травки. Сегодня я предлагаю сделать не просто букеты, а букеты «Здоровья» и подарить эти букеты родителям или бабушке с дедушкой. Дети вместе с воспитателем делают подарки для взрослых.
Воспитатель: Ещё мы с вами выращиваем в группе разные растения. Некоторые из них мы используем как лекарственные. Что же мы выращиваем?
Дети: Это лук - от семи недуг. Он дает нам силу и здоровье.
Воспитатель: Запах лука, вдохните его? Приятно? А как он полезен, чтобы человек не заболел.
Воспитатель: А еще есть одно растение, запах которого тоже для нас лекарство. Это чеснок. Чеснок убивает вредных микробов. Чеснок помогает и при зубной боли.
Заключительная часть занятия.
Назовите Незнайке еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными?
Ответы детей: употребляются для лечения различных болезней.
Воспитатель: Вот сколько вокруг нас наших друзей - лекарственных растений. Летом я в саду собрала и высушила листочки тоже лекарственных растений. Может вы их вспомните и назовете?
Воспитатель: Ребята, вы с закрытыми глазами, по запаху, должны угадать, что это за растение.
Дети с закрытыми глазами, по запаху определяют листья смородины, малины, мяты.
Дети усаживаются за стол, они изготовили конверты и коробочки для сбора лекарственных трав.
Собрали и рассортировали травы по коробочкам.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились. Эти растения тоже лекарственные. Скоро зима и засушенные листочки люди заваривают чай, чтобы излечиться от простуды. Давайте и мы заварим чай в нашем чайнике. Как же мы завариваем чай? Кто же нам расскажет?
Дети: Кладем в чайник несколько листочков смородины, малины, мяты. Заливаем кипятком, накрываем салфеткой, чтобы кипяток настоялся. А можно заварить в термосе. Через 5 минут чай готов. Угощайтесь на здоровье.
Накрывают стол для чаепития и приглашают Незнайку к столу.
Дежурные помогают воспитателю после занятия навести порядок в
группе.