* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Задачи:

Образовательная: Расширить кругозор знаний о пользе лекарственных растений.

Развивающая: Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.

Воспитательная: Воспитывать любовь к малой Родине.

Словарная работа: Полезный чай, высушенные листья растений., отвары, лекарственные растения, гербарий, букеты из трав.

Предварительная работа: Экскурсия вокруг детского сада. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах. Разучивание стихов загадок.

Материал и оборудование: засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, брикеты, фотографии лекарственных растений зеленой зоны ДОУ.

Ход занятия: дети рассаживаются полукругом. Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами.

Раздается стук в дверь, входит Незнайка с корзиной.

Незнайка: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с Незнайкой!

Мы идем с тобой по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Повстречаться мы спешим,

Поздороваться хотим.

Снова встретились с тобой,

Топнем весело ногой,

Покачаем головой,

Улыбнемся мы с тобой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу

И опять пойдем по кругу.

Незнайка: Я шёл по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке и назовем растения, которые он собрал. Только для этого нужно отгадать загадки. Зная ответ на загадку, ты будешь знать, как называются растение.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красной одёжке. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

( беру из корзинки растения показываю их детям, они называют: Ромашка, Одуванчик, Подорожник , Крапива.)

Прочитайте Незнайке стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется? («Что растет?»)

На лугу растут Ромашка, Лютик едкий, Клевер-кошка.

Что еще?

Гвоздика, колокольчик

Хвощ как елка

А еще?

Подорожник, Васильки,

Граммофончики вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых и пушистых!

Разноцветных и душистых!

Воспитатель: Кто знает, как хранятся травы?

Ответы детей:

В брикетах, в пакетах и коробочках в сухом виде.

Воспитатель:

Что можно приготовить из сухих растений?

Ответы детей:

Настойки и отвары.

Воспитатель:

Правильно, засушенные растения упаковывают в пакет, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеку, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их нужно держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Назови и расскажи»

А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте ее правило.

Перед вами лежат лекарственные растения: сухие и их фотографии. Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что вы знаете.

Воспитатель: Показывает фото подорожника. Назовите место произрастания?

Ответы детей: на обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, в лесу, оврагах, у ручейков.

Воспитатель: А вы знаете время сбора для заготовки и употребления в медицинских целях?

Например, Ромашку двудольную (цветы) собирают летом, Подорожник (только листики без почек) весной и начале лета, Одуванчики (все части растения) когда они цветут, Крапиву весной, когда она только-только вырастет, Лопух (корни)- на протяжении всего лета, Душица и тысячелистник (верх стебля с цветами)- тоже в течении лета.

Воспитатель: молодцы ребята , я хочу добавить : отваром Ромашки, или Календулы полощут горло при ангине, листья Подорожника прикладывают к ране; из Душицы и мяты заваривают успокоительный чай, для улучшения аппетита, пьют отвар Тысячелистника, весной когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар Шиповника.

Физминутка «Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему Незнайке,какие правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав.

Дети: — Нельзя рвать много растений.

-Нельзя пробовать плоды, корневище .

-После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Дети выполняют задания воспитателя.

Послушайте задание: Я буду описывать лекарственное растение, а Вы должны найти его на своих картинках и показать.

Листья узорные, головка белая.

Используют в виде отвара, когда болит горло (Ромашка).

Растет у дороги, семена идут в стрелку,

Применяют для остановки кровотечения, ран. (Подорожник)

Растет на клумбах, цветочки оранжевые или желтые.

Применяют при ангине и для промывания ран (Календула)

Трудовая деятельность:

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежат сухие цветы и травки. Сегодня я предлагаю сделать не просто букеты, а букеты «Здоровья» и подарить эти букеты родителям или бабушке с дедушкой. Дети вместе с воспитателем делают подарки для взрослых.

Воспитатель: Ещё мы с вами выращиваем в группе разные растения. Некоторые из них мы используем как лекарственные. Что же мы выращиваем?

Дети: Это лук - от семи недуг. Он дает нам силу и здоровье.

Воспитатель: Запах лука, вдохните его? Приятно? А как он полезен, чтобы человек не заболел.

Воспитатель: А еще есть одно растение, запах которого тоже для нас лекарство. Это чеснок. Чеснок убивает вредных микробов. Чеснок помогает и при зубной боли.

Заключительная часть занятия.

Назовите Незнайке еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными?

Ответы детей: употребляются для лечения различных болезней.

Воспитатель: Вот сколько вокруг нас наших друзей - лекарственных растений. Летом я в саду собрала и высушила листочки тоже лекарственных растений. Может вы их вспомните и назовете?

Воспитатель: Ребята, вы с закрытыми глазами, по запаху, должны угадать, что это за растение.

Дети с закрытыми глазами, по запаху определяют листья смородины, малины, мяты.

Дети усаживаются за стол, они изготовили конверты и коробочки для сбора лекарственных трав.

Собрали и рассортировали травы по коробочкам.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились. Эти растения тоже лекарственные. Скоро зима и засушенные листочки люди заваривают чай, чтобы излечиться от простуды. Давайте и мы заварим чай в нашем чайнике. Как же мы завариваем чай? Кто же нам расскажет?

Дети: Кладем в чайник несколько листочков смородины, малины, мяты. Заливаем кипятком, накрываем салфеткой, чтобы кипяток настоялся. А можно заварить в термосе. Через 5 минут чай готов. Угощайтесь на здоровье.

Накрывают стол для чаепития и приглашают Незнайку к столу.

Дежурные помогают воспитателю после занятия навести порядок в

группе.