Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юровский центр образования»,
структурное подразделение «Покровская школа - детский сад»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
На тему: «Путешествие по морским глубинам»
(для детей старшего возраста)
Автор: Смурова Т.В. – воспитатель высш. категории
д. Скородумка
2025 год
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,
для детей старшего возраста.
«Путешествие по морским глубинам»
Вид: занятие познавательного цикла.
Тип: комплексное-интегрированное.
Цель: активизировать познавательную и речевую активность детей, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, память.
Программное содержание: расширять знания детей о подводном мире, о его обитателях. Формировать умение размышлять, правильно действовать в той или иной ситуации, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть необычное и красивое.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать представления детей об окружающем мире;
- закреплять знания детей о морских животных, рыбах;
- учить детей понимать поставленную задачу, действовать по правилам;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать умение правильно вести себя в различных игровых ситуациях;
- развивать познавательный интерес, фантазию, творческие способности;
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу;
- воспитывать интерес к заданиям и к результату их выполнения;
- воспитывать групповую сплоченность и доверие;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Словарная работа: морская гладь, скат, медуза, жемчужина, легенда.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Демонстрационный материал: презентация; тазик, наполненный речным песком, камушками, ракушками, бусинками (15 штук); веревочка (30 см); сертификат морского путешественника по количеству детей.
Раздаточный материал: детали для корабля в конверте № 1, буквы в конверте № 2, карточки с цифрами конверт № 3.
Предшествующая работа по подготовке к занятию:
- просмотр и обсуждение мультфильма «Русалочка»;
- рассматривание иллюстраций – «Морские обитатели»;
- подвижная игра – «Море волнуется раз»;
- загадки о морских обитателях (Приложение № 2);
- изготовление пазл – «Лодка» (совместно с родителями);
- презентация (Приложение № 1).
Структура и методические приемы: наглядный метод (демонстрация), практический (конструктивного, творческого характера), словесный метод (диалогические беседы).
Организация детей: познавательно-исследовательская (путешествие), игровая, коммуникативная.
Ход занятия:
Дети находятся в зале возле экрана.
На экране слайд № 1 с изображением моря.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?
(Ответы детей)
- Правильно, ребята перед вами раскинулось широкое море. А давайте сегодня мы с вами отправимся в сказку! В сказку подводного мира! Согласны?
На экране слайд № 2 с изображением Тритона (морского царя).
Воспитатель: Ребята, это могущественный царь подводного мира, отец Русалочки Ариэль.
Давайте пригласим его к нам в гости и попросим рассказать о подводном мире, о его обитателях, о тайнах, которые скрывают от нас глубокие воды морей и океанов.
(Звучит музыка, и в зал входит морской царь Тритон).
Тритон: Здравствуйте, ребята! Я – морской царь. Живу в глубинах морских. Царство у меня огромное. А какая там красота! Сколько интересного, неописуемо красивого скрывается в глубине морской. Там живет много обитателей: от самых маленьких, до самых огромных. А еще море полно тайн….
- Для того, чтобы вы сами смогли в этом убедиться, я приглашаю вас к себе в гости в глубины моря - океана.
- Хотите отправиться со мной в морское путешествие? Но для этого нам нужно построить корабль, на котором мы с вами отправимся в плавание. Корабль должен быть надежным, т.к. путешествие предстоит по морю, а море не предсказуемо: может быть тихим, а может и разбушеваться.
- Ну, что ж, приступим?
На экране слайд № 3, с изображением корабля, собранного из отдельных деталей.
Задание №1- «Собери корабль»
У каждого набор из отдельных деталей, который находиться в конверте под № 1. Детям необходимо построить корабль.
Воспитатель: Ну вот, корабли почти готовы к плаванию! Что не хватает нашим кораблям, для того чтобы отправиться в дальний путь?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Нам с вами необходимо придумать название корабля. Ведь не даром говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет!»
Задание № 2 - «Составь слово»
Из отдельных букв (находящихся в конверте под № 2) дети составляют слово, название корабля.
Слайд № 4, корабль с названием.
Воспитатель: вот на этом корабле мы с вами и отправимся в путешествие!
Тритон: Посмотрите, ребята наш корабль не простой, а волшебный, он может плавать не только по верх моря, но и по дну морскому. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие по глубинам моря, как на подводной лодке, для того, чтобы любоваться всей красотой подводного мира.
- Отправляемся в путь!
Слайд № 5, просторы моря.
Затем слайд № 6 глубины моря.
Тритон: Видите, сколько здесь живых существ, и все это обитатели морских глубин. Давайте познакомимся с ними поближе.
Слайд № 7, на экране морские животные по номерам.
Задание № 3 - «Обитатели морских глубин» (загадки, Приложение № 2)
Угадав ответ, дети поднимают карточку с той цифрой (конверт под № 3), которой животное обозначено на экране, и называют его.
Слайд № 8 На экране Русалочка Ариэль.
Воспитатель: Ребята, узнали кто это? А давайте познакомимся с Ариэль поближе!
(К детям выходит Русалочка)
Русалочка: Ребята, у меня беда! Я со своими друзьями играла в прятки. Они так спрятались, что я одна никак не могу их найти. Помогите им, пожалуйста, мне одной не справиться.
Задание № 4- «Угадай, кто, где спрятался»
Слайд № 9, на котором все морские животные прикрыты, видна лишь часть животного.
Необходимо угадать, что это за животное спряталось за желтым квадратом.
Слайд № 10, угаданные животные на экране.
Русалочка: Спасибо, ребята! Я очень благодарна вам за помощь! Вы помогли отыскать мне моих друзей.
Тритон: Ну, что ж отправляемся дальше в путь! Смотреть красоту подводного царства.
На экране Слайд № 11 с изображением песчаного дна.
Тритон: Ах, Ариэль, Ариэль! Ребята, эта Егоза Ариэль опять растеряла свои жемчужины из ожерелья. И они затерялись где-то в песке. А ожерелье волшебное, без него Ариэль может попасть в беду.
(Выносят тазик, наполненный речным песком, ракушками, камушками, в котором спрятаны бусины – жемчужины).
Воспитатель: Давайте поможем Ариэль, отыщем среди песка все жемчужины. Ребята, а вы знаете, что жемчужины еще называют слезами моря. Существует такая легенда. Однажды жил морской царь, звали его Ассур, он погиб в битве с чудовищем. Море несколько дней оплакивало погибшего царя, и слезы моря превратились в жемчуг. Так и образовались на дне морском жемчужины.
Тритон: Жемчужин, ребята, должно быть 15, иначе волшебная сила ожерелья пропадет.
Воспитатель: Ребята, песок, камушки, ракушки – это то, что лежит на морском дне.
Задание № 5 - «Отыщи жемчужины».
Все вместе ребята ищут жемчужины в песке, нанизывают на веревочку и считают.
Тритон: Спасибо, ребята, что бы я без вашей помощи делал?
- Что-то я, ребята, подустал. Да, и вы, наверное, устали?
Давайте вместе отдохнем!
Слайд № 12, с изображением дельфинов в море.
Физкультминутка – «Морской мир»
Используемые Интернет-ресурсы
(https://doshkolnik.net/fizkultminutki/morskaya-fizminutka.html)
«В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна,
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
Возле берега в воде.
Погружаясь и всплывая, (приседания)
Тихо прятались в песке. (дети ложатся на коврик)»
Тритон: Ну, вот и побывали вы в глубинах морского царства. Увидели и узнали много интересного, а теперь пора возвращаться домой. Наше путешествие подходит к концу.
Ариэль: А, чтоб вы не забывали об этом увлекательном путешествии, каждый из вас получит сертификат морского путешественника.
(Вручение сертификатов под музыку)
На экране морские глубины.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, а теперь в обратный путь!
(дети благодарят морского царя и Русалочку)
Итог занятия.