Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юровский центр образования»,

структурное подразделение «Покровская школа - детский сад»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

На тему: «Путешествие по морским глубинам»

(для детей старшего возраста)

Автор: Смурова Т.В. – воспитатель высш. категории

д. Скородумка

2025 год

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,

для детей старшего возраста.

«Путешествие по морским глубинам»

Вид: занятие познавательного цикла.

Тип: комплексное-интегрированное.

Цель: активизировать познавательную и речевую активность детей, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, память.

Программное содержание: расширять знания детей о подводном мире, о его обитателях. Формировать умение размышлять, правильно действовать в той или иной ситуации, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть необычное и красивое.

Задачи:

Обучающие:

- обогащать представления детей об окружающем мире;

- закреплять знания детей о морских животных, рыбах;

- учить детей понимать поставленную задачу, действовать по правилам;

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки детей;

- развивать умение правильно вести себя в различных игровых ситуациях;

- развивать познавательный интерес, фантазию, творческие способности;

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу;

- воспитывать интерес к заданиям и к результату их выполнения;

- воспитывать групповую сплоченность и доверие;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Словарная работа: морская гладь, скат, медуза, жемчужина, легенда.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Демонстрационный материал: презентация; тазик, наполненный речным песком, камушками, ракушками, бусинками (15 штук); веревочка (30 см); сертификат морского путешественника по количеству детей.

Раздаточный материал: детали для корабля в конверте № 1, буквы в конверте № 2, карточки с цифрами конверт № 3.

Предшествующая работа по подготовке к занятию:

- просмотр и обсуждение мультфильма «Русалочка»;

- рассматривание иллюстраций – «Морские обитатели»;

- подвижная игра – «Море волнуется раз»;

- загадки о морских обитателях (Приложение № 2);

- изготовление пазл«Лодка» (совместно с родителями);

- презентация (Приложение № 1).

Структура и методические приемы: наглядный метод (демонстрация), практический (конструктивного, творческого характера), словесный метод (диалогические беседы).

Организация детей: познавательно-исследовательская (путешествие), игровая, коммуникативная.

Ход занятия:

Дети находятся в зале возле экрана.

На экране слайд № 1 с изображением моря.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята перед вами раскинулось широкое море. А давайте сегодня мы с вами отправимся в сказку! В сказку подводного мира! Согласны?

На экране слайд № 2 с изображением Тритона (морского царя).

Воспитатель: Ребята, это могущественный царь подводного мира, отец Русалочки Ариэль.

Давайте пригласим его к нам в гости и попросим рассказать о подводном мире, о его обитателях, о тайнах, которые скрывают от нас глубокие воды морей и океанов.

(Звучит музыка, и в зал входит морской царь Тритон).

Тритон: Здравствуйте, ребята! Я – морской царь. Живу в глубинах морских. Царство у меня огромное. А какая там красота! Сколько интересного, неописуемо красивого скрывается в глубине морской. Там живет много обитателей: от самых маленьких, до самых огромных. А еще море полно тайн….

- Для того, чтобы вы сами смогли в этом убедиться, я приглашаю вас к себе в гости в глубины моря - океана.

- Хотите отправиться со мной в морское путешествие? Но для этого нам нужно построить корабль, на котором мы с вами отправимся в плавание. Корабль должен быть надежным, т.к. путешествие предстоит по морю, а море не предсказуемо: может быть тихим, а может и разбушеваться.

- Ну, что ж, приступим?

На экране слайд № 3, с изображением корабля, собранного из отдельных деталей.

Задание №1- «Собери корабль»

У каждого набор из отдельных деталей, который находиться в конверте под № 1. Детям необходимо построить корабль.

Воспитатель: Ну вот, корабли почти готовы к плаванию! Что не хватает нашим кораблям, для того чтобы отправиться в дальний путь?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! Нам с вами необходимо придумать название корабля. Ведь не даром говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет

Задание № 2 - «Составь слово»

Из отдельных букв (находящихся в конверте под № 2) дети составляют слово, название корабля.

Слайд № 4, корабль с названием.

Воспитатель: вот на этом корабле мы с вами и отправимся в путешествие!

Тритон: Посмотрите, ребята наш корабль не простой, а волшебный, он может плавать не только по верх моря, но и по дну морскому. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие по глубинам моря, как на подводной лодке, для того, чтобы любоваться всей красотой подводного мира.

- Отправляемся в путь!

Слайд № 5, просторы моря.

Затем слайд № 6 глубины моря.

Тритон: Видите, сколько здесь живых существ, и все это обитатели морских глубин. Давайте познакомимся с ними поближе.

Слайд № 7, на экране морские животные по номерам.

Задание № 3 - «Обитатели морских глубин» (загадки, Приложение № 2)

Угадав ответ, дети поднимают карточку с той цифрой (конверт под № 3), которой животное обозначено на экране, и называют его.

Слайд № 8 На экране Русалочка Ариэль.

Воспитатель: Ребята, узнали кто это? А давайте познакомимся с Ариэль поближе!

(К детям выходит Русалочка)

Русалочка: Ребята, у меня беда! Я со своими друзьями играла в прятки. Они так спрятались, что я одна никак не могу их найти. Помогите им, пожалуйста, мне одной не справиться.

Задание № 4- «Угадай, кто, где спрятался»

Слайд № 9, на котором все морские животные прикрыты, видна лишь часть животного.

Необходимо угадать, что это за животное спряталось за желтым квадратом.

Слайд № 10, угаданные животные на экране.

Русалочка: Спасибо, ребята! Я очень благодарна вам за помощь! Вы помогли отыскать мне моих друзей.

Тритон: Ну, что ж отправляемся дальше в путь! Смотреть красоту подводного царства.

На экране Слайд № 11 с изображением песчаного дна.

Тритон: Ах, Ариэль, Ариэль! Ребята, эта Егоза Ариэль опять растеряла свои жемчужины из ожерелья. И они затерялись где-то в песке. А ожерелье волшебное, без него Ариэль может попасть в беду.

(Выносят тазик, наполненный речным песком, ракушками, камушками, в котором спрятаны бусины – жемчужины).

Воспитатель: Давайте поможем Ариэль, отыщем среди песка все жемчужины. Ребята, а вы знаете, что жемчужины еще называют слезами моря. Существует такая легенда. Однажды жил морской царь, звали его Ассур, он погиб в битве с чудовищем. Море несколько дней оплакивало погибшего царя, и слезы моря превратились в жемчуг. Так и образовались на дне морском жемчужины.

Тритон: Жемчужин, ребята, должно быть 15, иначе волшебная сила ожерелья пропадет.

Воспитатель: Ребята, песок, камушки, ракушки – это то, что лежит на морском дне.

Задание № 5 - «Отыщи жемчужины».

Все вместе ребята ищут жемчужины в песке, нанизывают на веревочку и считают.

Тритон: Спасибо, ребята, что бы я без вашей помощи делал?

- Что-то я, ребята, подустал. Да, и вы, наверное, устали?

Давайте вместе отдохнем!

Слайд № 12, с изображением дельфинов в море.

Физкультминутка – «Морской мир»

Используемые Интернет-ресурсы

(https://doshkolnik.net/fizkultminutki/morskaya-fizminutka.html)

«В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна,
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
Возле берега в воде.
Погружаясь и всплывая, (приседания)
Тихо прятались в песке. (дети ложатся на коврик)»

Тритон: Ну, вот и побывали вы в глубинах морского царства. Увидели и узнали много интересного, а теперь пора возвращаться домой. Наше путешествие подходит к концу.

Ариэль: А, чтоб вы не забывали об этом увлекательном путешествии, каждый из вас получит сертификат морского путешественника.

(Вручение сертификатов под музыку)

На экране морские глубины.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, а теперь в обратный путь!

(дети благодарят морского царя и Русалочку)

Итог занятия.