Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93»

Конспект

занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром

«Отгадай предмет»

Воспитатель:

Тишина Елена Сергеевна

Бийск – 2024

Цель: упражнять детей в назывании основных признаков предметов, (цвет, форма, способ использования и т.д.); продолжать учить классифицировать знакомые предметы; создавать игровые ситуации, способствующие формированию заботливого отношения к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

- продолжать классифицировать хорошо знакомые предметы.

Развивающие:

- развивать связную речь детей;

- пополнять словарь детей и активизировать его в речи;

- упражнять детей в назывании основных признаков предметов, их свойств (цвет, форма, величина, способ использования).

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- формировать навыки, необходимые при дежурстве по столовой.

Предварительная работа: беседа о предметах, овощах и фруктах, рассматривание предметов, как в иллюстрациях, так и натуральном виде, закрепление знаний через дидактические игры.

Материалы и оборудования: кукла Катя, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (тарелка, блюдце, стакан, чайник); муляжи фруктов (яблоко, лимон, апельсин); овощей (лук, помидор, картофель,); игрушечный грузовик; разрезные картинки (мебель, посуда, овощи, фрукты).

Методы и приемы: беседа, сюрпризный момент, вопросы проблемного характера.

Организационный момент, начало занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проговаривают слова.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга

Эмоциональный настрой: игра «Друг»

Собрались все дети вдруг,

Я - твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Основная часть занятия.

Дети смотрят

Да, конечно

Дети выгружают все предметы на ковер.

Да

Кровать, стол, стул

Мебель

Чтобы на ней спать, есть, сидеть

Прямоугольную

Овальную

Квадратный

Желтая

Розовые

Расставляют кровать, стол, стул

Стакан, тарелка, блюдце

Посуда

Круглую

Тоже круглое

Стакан

Цилиндр.

Чтобы из нее есть, пить

Розовые

Тоже розовый

Чайник

Пить чай

Красный

Конус

На столе

Дети выбирают предметы посуды и ставят на стол.

Ответы детей

Дети выполняют дыхательную гимнастику чайник

Для фруктов и овощей

Собирают овощи

Картофель

Коричневый

Круглая, овальная

Помидор

Красный

Сладкий

Лук

Желтый, оранжевый

Горький

Дети собирают фрукты

Апельсин

Оранжевый

Сладкий

Круглый

Яблоко

Желтое

Да, красные, зеленые.

Сладкое

Круглое

Лимон

Желтый

Кислый

Круглая, овальная

Дети ставят корзину рядом со столом

Ребята, во все времена, да и в наше время у каждого есть свой дом. Вот и у куклы Кати есть свой дом, в котором построена ее комната, посмотрите, ребята.

А вот и к нам приехал грузовик с вещами куклы Кати, нам нужно узнать, что же ей привезли и всем вместе помочь ей разобрать и расставить эти предметы, ведь мне одной совсем не справиться. Поможем Кате, ребята?

Ребята, к нам пришла кукла Катя, сегодня мы с вами расставим все предметы на места в ее комнате и устроим для нее праздник – новоселье. Сначала выложим все из грузовика на коврик.

Как много игрушек! Ребята, все эти предметы нужны для комнаты?

Давайте назовем их, а заодно расскажем о них Кате, какие они и для чего нужны.

Вот это что у нас?

Как можно назвать кровать, стол, стул одним словом?

А для чего нужна мебель?

Правильно, а делает ее ребята, сам человек, из разного материала, мебель бывает из дерева, пластика, металла.

Какую форму имеет эта кровать?

А стол?

Хорошо, а стул, какой формы?

Какого цвета кровать?

Верно, а стол со стулом, какого цвета?

Правильно, ребята, совершенно верно.

Ребята, давайте расставим мебель в комнате у Кати

Так, а это что за предметы?

Правильно, а как стакан, тарелку, блюдце, можно назвать одним словом?

Совершенно верно. Какую форму имеет тарелка?

Верно. А блюдце?

Правильно.

А это что такое?

Форма стакана, ребята, называется цилиндр, он имеет цилиндрическую форму. Повторим все вместе – цилиндр.

А для чего нужна нам посуда?

Совершенно верно, и посуду, ребята, также создает сам человек из различного материала, она бывает пластиковая, стеклянная, фарфоровая.

Давайте расскажем Кате, какого цвета тарелка и блюдце?

Правильно, а какого цвета стакан?

Совершенно верно.

Ой, а это кто такой важный у нас?

Для чего он нужен?

В нем кипятят воду, после чего пьют чай, кофе.

Какого цвета он?

Верно, а форма у него ребята конусовидная, похожа на конус. Повторим - конус

Ребята, давайте и посуду сразу поставим на свои места, где она у нас будет стоять?

Расставляйте.

Ребята, кто поставил стакан?

А тарелку?

Блюдце?

А кто поставил такой красивый чайник?

А теперь я предлагаю встать и сделать дыхательную гимнастику «Чайник»

Руки на поясе. Слегка выпятить живот – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!»

А теперь делаем вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхаем ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дуем на горячий чай».

Молодцы.

Ребята, Катя спрашивает, а для чего нужна эта корзина?

Ребята, давайте соберем в нее овощи и расскажем Кате о них.

Это что за овощ?

Верно, какого он цвета?

Ребята, коричневая у картофеля кожура, а внутри он желтоватый. Растет он в земле. Поэтому имеет земляной вкус. Его сажает человек в землю, после того как он вырастает, по прошествии времени, выкапывает и ест.

Какая форма у картофеля?

Верно, а это что за овощ?

Верно, какого он цвета?

Этот красный, но бывает и желтый, какой он на вкус?

Правильно, помидоры, ребята бывают сладкие, бывают и немного кисловатые. Растут помидоры на грядке, сажает их сам человек.

А это что за такой интересный овощ?

Совершенно верно, а лук, какого цвета?

Золотистая или светло-коричневая у лука, ребята, чешуя, а под ней он имеет светлые оттенки желтого, а также бывает фиолетовым.

Какой вкус имеет лук?

Лук, имеет острый вкус, ближе к горьковатому.

Его также сажает сам человек на земле.

Молодцы, ребята, Кате на праздник привезли еще и фрукты для приготовления угощения.

Давайте в эту корзину соберем фрукты.

Ребята, это что за фрукт?

Верно, какого он цвета?

Правильно. Какой он на вкус?

Верно, но апельсины имеют и кисловатый привкус. Растут апельсины на дереве.

Какой формы апельсин?

Верно, смотрим дальше, а это что за фрукт?

Верно, какого оно цвета?

Правильно. Ребята, а яблоки бывают и другого цвета?

Совершенно верно. Какой вкус имеет яблоко?

Верно, яблоки также имеют и кисловатый привкус. Растут яблоки тоже на дереве.

Какой формы яблоко?

Верно, а вот это что за фрукт?

Правильно, какого он цвета?

Правильно. А какой он на вкус?

Верно, и растут лимоны тоже на дереве.

Какой формы лимон?

Правильно. Лимон может быть и более круглым, овальным.

Ребята, давайте поставим корзину с овощами и фруктами как угощение для праздника.

Неожиданно раздается звук сигнала грузовика, в кузове которого находятся кукольная мебель, посуда, муляжи овощей и фруктов.

Раздается стук в дверь. В группе появляется кукла Катя.

Воспитатель держит куклу в руках, Катя удивляется, как красиво ребята расставили мебель, и спрашивает о том, кто какую посуду расставлял

Воспитатель показывает по одному овощу в корзине.

Заключительная часть

Да

Мебель

Посуда

Овощи

Фрукты

Да, поможем

Да

Дети собирают из частей картинки и раскладывают по группам (мебель, посуда, овощи и фрукты)

Ребята, как вы думаете, Катя осталась довольна тем, как мы ей помогли и что рассказали о предметах, которые ей привезли?

Итак, такие предметы как кровать, стол, стул, как можно назвать одним словом?

А тарелку, блюдце, стакан, чайник?

Молодцы, а помидор, картофель, лук?

А чем же у нас являются яблоко, апельсин, лимон?

Молодцы, мы научились с вами классифицировать предметы и объединять их одним словом, определять их цвет, форму, а также уточнили способ использования.

Скажите, а если в следующий раз к нам снова придет Катя и попросит о помощи? Поможете?

Вам интересно было украшать комнату Кати для праздника, а также рассказывать ей о предметах, которые ей привезли?

Ребята, сегодня вы Кате помогли! Она очень довольна вами. Спасибо большое за помощь. И она приготовила для вас конверты с играми.

Пошлите, играть!