МБДОУ ?Детский сад? №3 ?Светлячок? Конспект занятия по познавательному развитию ?Веселая математика? (средняя группа) Воспитатель: Жигачева Н.С. Январь, 2024 г. Цель: Создание условий для развития математических представлений дошкольников через разные виды деятельности. Задачи: Упражнять в счете звуков в пределах 5. Закреплять представления о частях суток. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. Развивать умение выкладывать фигуры из счетных палочек. Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми. Оборудование: Магнитная доска, 3 ленты одного цвета, но разной ширины; 3 прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины; куклы, игрушка Сова, баночка с водой, игрушка Петрушка, металлофон; кубы с геометрическими фигурами; картинки с изображением частей суток. Раздаточный материал: по 3 прямоугольника одного цвета одинаковой длины и разной ширины, счетные палочки, геометрические фигуры для игры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Предварительная работа: знакомство с геометрическими фигурами, выкладывание фигур из счетных палочек, счет до пяти, игры с математическим содержанием. Ход занятия: - Доброе утро, Мы построим ровный круг. Справа друг и слева друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! - Ребята сегодня к нам в гости из леса опять прилетела умная Сова. У ее друзей болит горло, они поели снег. Баночка с лекарством, которое есть у Совы, не действует, нужно волшебство и преодолеть сказочное препятствие. Поможет нам в этом волшебный клубочек – он и покажет нам дорогу. Скажем волшебные слова: ?Клубочек катись?. - Ой, мне кажется кто-то шумит. Это проказницы куклы опять не поделили ленточки. У меня есть три ленточки (Воспитатель располагает на доске три ленты одного цвета и разной ширины). Чем похожи эти ленты? (Цветом и длиной). Что можно сказать о длине лент, как проверить их длину? (Ребенок способом наложения сравнивает ленты по длине). Какие ленты по длине? (Одинаковые). - Мы с вами проверили и поняли, что ленты по длине одинаковые. Посмотрите на ширину лент. Чем они отличаются? (Шириной, воспитанник находит самую широкую ленту путем сравнения ее с другой, способом наложения или приложения). Какую ленту ты выбрал (Широкую, воспитатель располагает ее на доске горизонтально). - Посмотрите, у нас есть еще ленточки, расположу их рядом с первой. Что можно сказать о ширине ленты. (Уже первой ленты). Осталась еще лента. (Воспитатель вызывает ребенка к доске, который сам заканчивает ряд узкой лентой). Расскажи о ширине лент. (Эта лента широкая, уже, самая узкая). Молодцы, как вы думаете, какой же кукле подойдет каждая ленточка? У них на голове завязаны банты из таких же ленточек? (Дети называют какой кукле подойдет ленточка: к широкому банту – широкая лента, узкая лента – узкий бант, самая узкая – самый узкий бант). Куклы будут самые красивые, мы им помогли. Проверим баночку с лекарством, цвет не изменился. Продолжаем проходить препятствия. Говорим слова: ?Клубочек катись?. - Вот и следующее препятствие, о котором говорила Сова, садитесь на стулья за столы. И/С ?Спускаемся (поднимаемся) по лесенке?. (Перед каждым ребенком лежит по 3 прямоугольника одинакового цвета и длины). Как называются эти фигуры? (Прямоугольники). Чем они похожи? (Цветом и длиной). Чем они еще отличаются, как это проверить? (Дети накладывают фигуры друг на другу и отмечают, отличие по ширине). Молодцы, расположите прямоугольники лесенкой, начиная с самого узкого и заканчивая самым широким. (Дети выкладывают лесенку, воспитатель уточняет ширину каждой ступеньки, прослеживая ее пальцем снизу вверх и последовательно называя ступеньки: ?Узкая, шире, самая широкая?). Молодцы, поднимитесь на самую широкую ступеньку, узкую, самую узкую (Воспитанники выполняют действия, называя ширину ступеньки). - Лестница пройдена, проверим лекарство – не действует, цвет не поменялся. Отправляемся дальше. Проговариваем слова: ?Клубочек катись!?. Как нам пройти дальше, кочки. И/У ?Найди фигуру?. На кочках изображены фигуры. Назовите их. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Я раздам вам такие фигуры, и пока играет музыка вы гуляете, а как только музыка остановилась – занимаете место около кочки, с такой же фигурой как у вас. (Ребята танцуют, после окончания музыки занимают места согласно фигуре, воспитатель уточняет выбор). Молодцы, прошли испытание, то же с лекарством, не действует, продолжим испытание. Проговариваем слова: ?Клубочек катись?. - Ребята, нас встречает Петрушка, он очень любит играть на металлофоне. Вставайте вокруг стола. Петрушка будет ударять палочкой по металлофону, сколько раз он ударит, столько надо положить палочек. (Воспитатель уточняет выбор детей, акцентируя внимание на счет до 5). Молодцы, возьмите три палочки, и выложите из них треугольник. Какую фигуру вы выложили из трех палочек? (Треугольник). Возьмите 4 палочки и выложите из них фигуру. Какую фигуры вы получили? (Квадрат, воспитатель уточняет у детей). Чем похожи эти фигуры (У них есть углы). Сколько углов у треугольника, у кавадрата? (Три у треугольник, четыре у квадрата). Какую фигуру можно катать? (Круг, у него нет углов). Молодцы, вы справились с заданием, но лекарство не действует, значит, впереди ждет еще испытание. ?Клубочек, катись? - И/С ?Части суток?. На доске размещены картинки с изображением частей суток, воспитатель зачитывает четверостишие, дети показывают соответствующую картинку, аргументируя свой ответ. - ….солнышко встает, За окошком рассветет. Просыпаться нам пора, В детский сад идти. - Про какую часть суток я вам прочитала стихотворение? (Утро, ребенок показывает соответствующую картинку). - Правильно, слушайте следующее стихотворение: - Вот на улице светло, Времечко пришло. Мы гулять, играть идем, Много дел бывает… ! - Про какую часть суток это стихотворение. (День, ребенок показывает соответствующую картинку). - Правильно, это день. Слушайте еще стихотворение. - Вот и солнышко садится, Это он к нам стучится. Вся семья вернется в дом, Соберется за столом. - Это стихотворение, наверное, про утро? (Нет, вечер, мы приходим из садика домой. Дети показывают соответствующую картинку). - Молодцы, тогда эту часть суток вы не отгадаете. - День закончился давно. На дворе совсем темно. Вновь приходит к нам она, Доброго желает сна. (Ночь, на улице темно и мы спим. Воспитанники выбирают соответствующую картинку). -Сколько частей суток вы знаете? (Четыре, утро, день, вечер, ночь) - Мы выполнили все задания, что же с баночкой с лекарством. Смотрите, она поменяла цвет. Значит, лекарство действует. Нам пора возвращаться, передать баночку Сове. - Давайте возьмемся руками за волшебный путеводный клубочек, закроем глаза и все вместе скажем: ?Клубочек, клубочек, крутись-вертись, домой вернись! - Вот мы и в детском саду. Молодцы, ребята! Вот баночка Сове, чтобы вылечить своих друзей. Она улетит в лес. - Кому мы сегодня помогли? Какую фигуру можно сложить из трех палочек, Четырех? Сколько частей суток вы знаете? За ваши старания Сова приготовила вам подарок – раскраски. Список используемой литературы: 1. Рабочая программа ОП средняя группа 2. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 3. https://larkina-nfdou65.edumsko.ru/
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Веселая математика"