Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников Автор - разработчик: Виссарионова Юлия Сергеевна, педагог-психолог МКДОУ ?Сухобузимский д/сад 1" Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников. Приоритетные задачи: Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения воспитанников. Сопутствующие задачи: развивать творческие способности, воображение, зрительное восприятие, мышление. Занятие интегрированное, сочетает в себе все образовательные области: ХЭР, физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное. Форма организации деятельности детей: подгрупповая. Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет. Материал и оборудование: раздаточный: заготовка дерева с листиками (черного цвета), листочки разрезные, озеро чёрного цвета, краски, чёрные ?следы? Кляксы с цветом внутри, сказочный персонаж ?Гномик? 2 шт. грустный и весёлый, песочный стол, клей, трубочки, фонарики, кисточки, ноутбук, музыкальное сопровождение, фибердуш ?Солнышко?. Планируемый результат: ребята усовершенствуют свои навыки коммуникативного и деятельностного общения между собой, повысится самооценка, осознание себя частью коллектива, положительный эмоциональный фон, желание помогать друг другу. Методическое обеспечение: психолого-педагогическое сопровождение дошкольников ?Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии? М.А. Федосеева. ?Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная среда сенсорной комнаты.? Т.В. Селищева ?Комплекс мероприятий по развитию воображения?. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. ?Арт-терапия в работе с детьми? М.В. Киселева Части Деятельность воспитателя Деятельность детей Способы поддержки детской инициативы 1 часть – организационно-мотивационная Цель: Включение детей в игровую ситуацию, мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание мотивации на дальнейшую деятельность. Приветствие Психолог: ?Доброе утро, ребята!? Сегодня я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснуться своими ладонями друг к другу со словами ?… я очень рад(а) тебя видеть!? Психолог обращается к детям: - Ребята, сегодня утром я узнала, что в сказочной стране ?Гномиков? случилась беда и они просят нашей помощи. Вы готовы отправиться? -Поможет нам в этом наше волшебное солнышко! Крепко возьмитесь все за руки, закройте глаза – мы отправляемся! (звучит волшебная музыка, дети открывают глаза – появляется сказочный персонаж Гномик с грустным настроением). Психолог ?Ребята нас встречает житель сказочной страны, а какое у него настроение? Почему? Как вы думаете? Психолог: ?Гномик поделился со мной своей бедой. ?Мы жили в прекрасной сказочной стране, в которой было много ярких цветов, птиц, деревьев, озёр! Но однажды в нашей стране побывала Чёрная Клякса и перекрасила всё в чёрный цвет! Теперь без красок всё стало грустным и унылым? Гномик просит помочь им победить Чёрную Кляксу и вернуть краски в их страну! (Даёт шкатулку с предметами которые помогут вернуть краски и сообщает, что все испытания необходимо пройти вместе, держась за руки, помогая друг другу) Дети заходят и располагаются на мягких диванчиках. Дети выполняют приветствие. Дети соглашаются (мотивация к деятельности) Дети высказывают свои мнения, предположения Высказываю одобрение о том, что дети с радостью откликнулись на мое предложение отправиться на помощь в страну гномиков Поддерживаю, ободряю высказывания детей, по какой причине у может быть грустное настроение. 2 часть – основная Цель: развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива, помогать друг другу, способствовать возникновению эмпатии, способствовать проявлению детского творчества, воображения. Этап осуществления взаимодействия и деятельности детей. Психолог: ?Посмотрите, ребята, когда то это дерево было ярко зелёное! Клякса спрятала все листики в песок, давайте вернём дереву листочки и оживим его! Здорово! Получилось!? Итак, отправляемся дальше: ?Ребята, я вижу озеро, когда то было разноцветным, а теперь оно чёрное! Давайте подойдём поближе и попробуем помочь! Посмотрите Клякса оставила свои следы! Сейчас мы возьмёмся за руки и пройдём по следам Кляксы! Возможно под ними спрятаны краски? А вот следы нас привели – в этой коробке Чёрная Клякса и спрятала краски! Давайте раскрасим озеро всеми цветами радуги! ?Посмотрите, какое чудесное озеро у нас получилось!? И наш Гномик стал снова радостным Давайте на память о себе оставим гномикам цветы Какая удивительная полянка у нас получилась! Какое настроение вам теперь дарит сказочная страна? От лица Гномика предлагаю станцевать вместе ?Танец Дружбы? ?Незаметно подошло время нам отправляться в детский сад? Дети определяют, что из шкатулки им помогут кисточки, объединяются в пары, держа одну кисть, раскапывают листочки, далее закрепляют их на дереве, находя пару каждому листочку. Дети обнаруживают в шкатулке фонарик, с помощью него смотрят каждую кляксу – находят цвета, перечисляют – так это же все цвета радуги. Дети ложечкой наливают краску и затем дуют в трубочки, разливая и смешивая краски по всему чёрному озеру. Дети рисуют в паре (меняя ведущего) одной кистью цветы на полянке для Гномиков. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. Оказываю по необходимости помощь детям Обращаю внимание на доброжелательные отношения детей, взаимопомощь в подгруппах. Предлагаю объединиться в пары, выполнять задание вместе прислушиваясь, друг к другу, учитывая и договариваясь желание своего напарника 3 часть – заключительная Цель: подведение итогов деятельности. Вот и закончилось наше путешествие! РЕФЛЕКСИЯ Вопросы: Как вы думаете, вы справились со своей задачей, помогли жителям сказочной страны? Какие эмоции чувства у вас возникали во время путешествия? Что помогло вам справится со всеми препятствиями? Что было самым важным в путешествии? Вы молодцы, ребята! Вы были дружными, активными, помогали друг другу поэтому всё преодолели и вместе это сделали гораздо веселее! До свидания! Дети высказываются по очереди Для повышения самооценки и успешности ребёнка – поддерживаю словестно, одобрительно.
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников