Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы имени С.А.Криворотовой»
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему
«Сказки. Литературная викторина»
Объединения «Логопедия»
Составитель: учитель логопед Кэпэстру Ирина Алигеровна.
г. Кстово 2022
Тема: «Сказки. Литературная викторина».
Цель: Систематизировать знания детей о сказках посредством нового вида деятельности – викторины.
Задачи:
Образовательные
: Закрепля
ть
и расширять знания о сказках, учить правильно и полностью отвечать на вопросы, формировать связную речь, активизировать словарный запас;
2. Развивающие: Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие; развивать навыки коллективной работы, развивать мелкую моторику, логику;
3. Воспитательные: Воспитывать любовь к сказкам, интерес к художественной литературе, дружбу.
Материалы:
«Сказочные» предметы в сундучке (аленький цветочек, колосок, золотое яичко, волшебная палочка, денежка, скалочка), картинки для проведения артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных героев, картинки-пазлы на тему сказок для каждой команды;
План:
I этап. Организационный.
Приветствие:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья,
Рада вас увидеть я!
Артикуляционная гимнастика:
Какие вы красивые, улыбчивые! Любит-любит наш роток улыбаться, а послушный язычок зарядкой заниматься!
Дети стоят в кругу и выполняют упражнения «Лошадка», «Змея», «Грибок», «Блинчик», «Чашка», педагог сопровождает гимнастику показом соответствующих картинок.
Пальчиковая гимнастика:
А теперь вспомним, как наши пальчики умеют здороваться:
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
А мы с тобой подружим маленькие пальчики:
Раз, два, три, четыре , пять,
Начинаем мы играть!»
Дети повторяют движения за педагогом.
I I этап. Мотивационный.
А играть мы будем в викторину! Кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Это игра-соревнование из вопросов и ответов на какую-либо тему. Тема нашей викторины - «Любимые сказки». Педагог объясняет правила нового вида деятельности (викторины) и делит ребят на две команды - «Гномики» и «Великаны». Команды занимают места за столами.
I I I этап. Практический.
«Разминка»
- Почему Золушку так называли? (испачкалась в золе)
- Кто в сказке купил самовар? (Муха – цокотуха)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом и оказалась у медведей? (Маша)
- У кого избушка была ледяная? (у лисы)
- Чем в сказке волк ловил рыбу? (хвостом)
- Какое животное первым обнаружило теремок в поле? (Мышка-норушка)
- Из чего сделан Буратино? (из полена)
- У кого в сказке были хрустальные туфельки?
- Какую кличку носила собака, которая помогала тянуть репку? (Жучка)
- Кого поймал Емеля? (щуку)
Конкурс
.
«
Отгадай сказочного героя»
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Зовут её? … (Красная Шапочка)
Красна девица грустна
,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
На сметане
мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Появилась девочка в чашечке цветка
,
А была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку. (Дюймовочка)
Детям всем она знакома,
А живет в лесу у гномов,
Но совсем не сладкоежка,
Ее имя - ... (Белоснежка)
Это что
за
очень странный человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный,
Кто же это? (Буратино)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытянул он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это - ... (Доктор Айболит)
Подведение итогов конкурса
Конкурс.
«
Сказочный сундучок
»
Дети поочередно достают из сундучка сказочные предметы, определяют хозяина и вспоминают сказку с конкретным «сказочным» предметом
- Аленький цветочек
- Колосок
- Золотое яичко
- Волшебная палочка
- Скалочка
- Денежка
Игры со «сказочными» предметами: « Чего не стало?», «Какие предметы поменялись местами?», «Где чье место?» (слева, справа, между), «Назови первый (второй, последний и т.п.) звук в названии предмета».
Подведение итогов конкурса
Физминутка – подвижная игра «Гномики, великаны» проводится в кругу.
Конкурс.
«
Исправь ошибку
»
Помогите мне вспомнить правильные названия сказок и подобрать нужные слова:
Розовая шапочка
Сестрица Аленушка и братец Серёженька
Волк и шестеро котят
Наташа и медведь
Кошечка Ряба
Два поросенка
Кот в кроссовках
Петушок – серебряный гребешок
Гуси – вороны
Лисичка со скакалочкой
Подведение итогов конкурса
Конкурс.
«
Что напутал художник?
»
Дети определяют и дают полные ответы, какие две сказки смешались в одной иллюстрации («По щучьему веленью» + «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» и «Маша и медведь» + «Баба Яга»).
Подведение итогов конкурса
Конкурс.
«
Найди пару слов»
Дети из двух рамочек на демонстрационной доске выбирают по одному слову – картинке, относящиеся к общей сказке и составляют из них фразу – полное правильное предложение.
баба дед
волк петух
коса теремок
Маша скалочка
лиса пирожки
золотой ключик
Физминутка с оставшейся картинкой «золотой ключик» проводится в кругу:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Подведение итогов конкурса
Конкурс.
«
Продолжи сказку
»
- Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка…
- Подошли зайчик и петух к избенке:
- Кукареку! Несу косу…
(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!)
- Прискакала к терему лягушка – квакушка и спрашивает:
- терем – теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка – норушка! А ты кто?
- А я …
- Дедушка о козе: «Коза ты моя коза, коза дереза.....»
Конкурс.
«
Сказочные
пазлы
»
Каждая команда складывает картинку-пазл и определяет название получившейся иллюстрации к сказке.
IV этап. Рефлексивный.
Педагог подводит итоги викторины, поощряет детей, предлагает им сказать, что понравилось на занятии.