Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

«Центр внешкольной работы имени С.А.Криворотовой» 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему

«Сказки. Литературная викторина»

 

 

 

 

 

 

Объединения «Логопедия»  

 

Составитель: учитель логопед   Кэпэстру Ирина Алигеровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кстово 2022 

 

Тема: «Сказки. Литературная викторина».

Цель: Систематизировать знания детей о сказках посредством нового вида деятельности – викторины.
Задачи:

Образовательные

: Закрепля

ть

и расширять знания о сказках, учить правильно и полностью отвечать на вопросы, формировать связную речь, активизировать словарный запас;

2. Развивающие: Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие; развивать навыки коллективной работы, развивать мелкую моторику, логику;

3. Воспитательные: Воспитывать любовь к сказкам, интерес к художественной литературе, дружбу.

Материалы:

«Сказочные» предметы в сундучке (аленький цветочек, колосок, золотое яичко, волшебная палочка, денежка, скалочка), картинки для проведения артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных героев, картинки-пазлы на тему сказок для каждой команды;

План:

I этап. Организационный.

Приветствие:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья,

Рада вас увидеть я!

Артикуляционная гимнастика:

Какие вы красивые, улыбчивые! Любит-любит наш роток улыбаться, а послушный язычок зарядкой заниматься!

Дети стоят в кругу и выполняют упражнения «Лошадка», «Змея», «Грибок», «Блинчик», «Чашка», педагог сопровождает гимнастику показом соответствующих картинок.

Пальчиковая гимнастика:

А теперь вспомним, как наши пальчики умеют здороваться:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

А мы с тобой подружим маленькие пальчики:

Раз, два, три, четыре , пять,

Начинаем мы играть!»

Дети повторяют движения за педагогом.

I I этап. Мотивационный.

А играть мы будем в викторину! Кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Это игра-соревнование из вопросов и ответов на какую-либо тему. Тема нашей викторины - «Любимые сказки». Педагог объясняет правила нового вида деятельности (викторины) и делит ребят на две команды - «Гномики» и «Великаны». Команды занимают места за столами.

I I I этап. Практический.

«Разминка»

- Почему Золушку так называли? (испачкалась в золе)

- Кто в сказке купил самовар? (Муха – цокотуха)

- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом и оказалась у медведей? (Маша)

- У кого избушка была ледяная? (у лисы)

- Чем в сказке волк ловил рыбу? (хвостом)

- Какое животное первым обнаружило теремок в поле? (Мышка-норушка)

- Из чего сделан Буратино? (из полена)

- У кого в сказке были хрустальные туфельки?

- Какую кличку носила собака, которая помогала тянуть репку? (Жучка)

- Кого поймал Емеля? (щуку)

Конкурс

.

«

Отгадай сказочного героя»

Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Зовут её? … (Красная Шапочка)

Красна девица грустна

,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

На сметане

мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Появилась девочка в чашечке цветка

,

А была та девочка чуть больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку – малышку. (Дюймовочка)

Детям всем она знакома,

А живет в лесу у гномов,

Но совсем не сладкоежка,

Ее имя - ... (Белоснежка)

Это что

за

очень странный человечек деревянный?

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это? (Буратино)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытянул он бегемота.

Он известен, знаменит,

Это - ... (Доктор Айболит)

Подведение итогов конкурса

Конкурс.

«

Сказочный сундучок

»

Дети поочередно достают из сундучка сказочные предметы, определяют хозяина и вспоминают сказку с конкретным «сказочным» предметом

- Аленький цветочек

- Колосок

- Золотое яичко

- Волшебная палочка

- Скалочка

- Денежка

Игры со «сказочными» предметами: « Чего не стало?», «Какие предметы поменялись местами?», «Где чье место?» (слева, справа, между), «Назови первый (второй, последний и т.п.) звук в названии предмета».

Подведение итогов конкурса

Физминуткаподвижная игра «Гномики, великаны» проводится в кругу.

Конкурс.

«

Исправь ошибку

»

Помогите мне вспомнить правильные названия сказок и подобрать нужные слова:

Розовая шапочка

Сестрица Аленушка и братец Серёженька

Волк и шестеро котят

Наташа и медведь

Кошечка Ряба

Два поросенка

Кот в кроссовках

Петушок – серебряный гребешок

Гуси – вороны

Лисичка со скакалочкой

Подведение итогов конкурса

Конкурс.

«

Что напутал художник?

»

Дети определяют и дают полные ответы, какие две сказки смешались в одной иллюстрации («По щучьему веленью» + «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» и «Маша и медведь» + «Баба Яга»).

Подведение итогов конкурса

Конкурс.

«

Найди пару слов»

Дети из двух рамочек на демонстрационной доске выбирают по одному слову – картинке, относящиеся к общей сказке и составляют из них фразу – полное правильное предложение.

баба дед

волк петух

коса теремок

Маша скалочка

лиса пирожки

золотой ключик

Физминутка с оставшейся картинкой «золотой ключик» проводится в кругу:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Подведение итогов конкурса

Конкурс.

«

Продолжи сказку

»

- Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,

Бабка…

- Подошли зайчик и петух к избенке:

- Кукареку! Несу косу…

(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!)

- Прискакала к терему лягушка – квакушка и спрашивает:

- терем – теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка – норушка! А ты кто?

- А я …

- Дедушка о козе: «Коза ты моя коза, коза дереза.....»

Конкурс.

«

Сказочные

пазлы

»

Каждая команда складывает картинку-пазл и определяет название получившейся иллюстрации к сказке.

IV этап. Рефлексивный.

Педагог подводит итоги викторины, поощряет детей, предлагает им сказать, что понравилось на занятии.