Конспект НОД по развитию речи
Пересказ сказки «Лиса и козел»
Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.
Задачи:
Обучающие: учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;
Развивающие: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам, слушать друзей не перебивать друг друга.
Материал: Картинки с изображением лисы.
Интеграция познавательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, подойдите пожалуйста ко мне. Обратите ваше внимание на доску и скажите, что изображено на этих иллюстрациях.
Дети: (Сказки)
Воспитатель: -А какие сказки?
Дети: (Гуси - лебеди, Волк и козлята, Лисичка-сестричка и волк, Маша и медведь, Репка, Курочка Ряба, и. т. д.)
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, рассмотрев эти иллюстрации, как вы думаете с чем я хотела вас познакомить?
Дети: (Со сказкой)
Воспитатель: - А вы любите сказки?
Дети: (Да)
Воспитатель: -А вы хотите познакомиться с новой русской народной сказкой?
Дети: (Да)
Воспитатель: - Ну что бы узнать, как она называется, вам помогут загадки, которые вы сами должны отгадать. Слушайте первую загадку:
Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
Дети: (лиса)
Воспитатель: - Слушайте вторую загадку:
Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает
То того он забодает
Дети: (козёл)
Воспитатель: - Как вы думаете, как называется сказка?
(ответы детей).
Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю всем сесть на стульчики и послушать сказку.
(Воспитатель читает сказку используя иллюстрации к сказкам)
Русская народная сказка «Лиса и козел»
Бежала лиса, на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, поделываешь?
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
- Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
- Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
- Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
Вопросы к сказке.
Воспитатель: - Как называется сказка?
- Кто главные герои этой сказки?
- Что случилось с лисой?
- Почему лиса упала в колодец?
- Кто подошёл колодцу?
- Что он спросил у лисы?
- Что лиса ответила ему?
- Почему козёл попал в тот же колодец?
- Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
- Как лиса выбралась из колодца?
- Чем закончилась сказка?
- Вам понравилась сказка?
Физминутка
У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади хвост)
Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)
Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю ещё раз послушать эту сказку, но слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы её будете пересказывать.
(Повторное чтение сказки).
Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю пересказать сказку по очереди.
Дети пересказывают сказку
Воспитатель: - Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать?
Дети: (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)
Воспитатель: - Какою была лиса?
Дети: (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)
Воспитатель: - Можно ли такими же словами сказать о человеке?
- Какой был колодец?
Дети: (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)
Воспитатель: - А что еще можно назвать «холодным»?
Дети: (Снег, лед, воздух, ветер.)
Воспитатель: - А что можно назвать «холодная»?
Дети: (Зима, снежинка, сосулька, льдинка.)
Воспитатель: - Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный - это река или ручей? Голубая, стеклянная, хрупкая - это блюдце или чашка?
(Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными).
Воспитатель: - А теперь поиграем в игру:
(дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках - в центр круга)
Воспитатель: - Я вам называю слова из сказки, а вы мне объясните, что это значит. Готовы?
(Воспитатель с помощью мяча выбирает отвечающего).
Воспитатель: - Как можно сказать по- другому:
- На ворон зазевалась; (загляделась по сторонам)
- На силу отыскали; (с трудом, еле нашли)
- Коли хочешь; (если есть желание)
- Лиса горюет; (печалится)
- Вон из колодца; (выпрыгнуть)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали слова!
- А сейчас, скажите пожалуйста, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего вам запомнилось? Я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать любой понравившийся эпизод из сказки. А вечером вы можете рассказать сказку, с которой вы сегодня познакомились, своим родителям, а рисунки вам помогут её вспомнить.
(Дети рисуют рисунки и относят в шкафчики)