Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж»

 (конспект занятия по развитию речи в старшей группе)

Цель: формирование навыков связного и последовательного пересказа литературного текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи: 

1.Закрепить знания о творчестве писателя Г. Снегирёва; названия  его рассказов из книги «Про пингвинов».

2.Учить детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, связно и последовательно передавать текст с помощью графических  схем, понимать значение трудных слов.

3. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении текста.

4. Воспитывать интерес к животным Севера через произведения Г.Снегирёва

Ход занятия.

Орг.момент

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

ЗАГАДКА

– Ребята, отгадайте загадку:

Носит фрак красивый чёрный.
Дом в Антарктике его.
Лёд прозрачный и холодный
Для него милей всего.
Вперевалочку шагает,
Словно важный господин.
В море рыбку добывает
Неуклюжий наш…
(Пингвин)

1 слайд – ПИНГВИН

Ребята, а какие рассказы о пингвинах вы знает? (Дети называют рассказы: «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок»,  «Любопытные», «К морю» и т.д.).

- Какой писатель написал эти рассказы?

- Действительно, это Геннадий Снегирёв.

СЛАЙД 2 – ПОРТРЕТ Г.СНЕГИРЁВА

- Прежде чем создавать свои рассказы о животных, писатель много путешествовал. Он бывал в  экспедициях в Антарктиде.

-А где находится Антарктида? (На Южном полюсе)

- Кто сможет показать Антарктиду на глобусе? (показ ребёнка)

- Ребята, наш глобус не простой, а чудесный – он может рассказать нам интересные факты об Антарктиде! Маша, прикоснись, пожалуйста, указкой к Антарктиде, и мы послушаем рассказ глобуса.

- Как интересно! Что вы запомнили, ребята? (ответы детей).

- Ребята, я предлагаю вспомнить рассказ Г. Снегирёва «Пингвиний пляж» и пересказать его нашим гостям.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- А сейчас, ребята мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встречаются трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

- Что такое Антарктида?  (Антарктида – это материк, покрытый камнями  и льдом). (СЛАЙД АНТАРКТИДА)

- Что такое скалистый остров? (остров, покрытый скалами)

(СЛАЙД СКАЛИСТЫЙ ОСТРОВ)

-Что такое увлекательные? (интересные)

- Что такое фанера? ( Фанера – это тонкий деревянный лист).

(СЛАЙД ФАНЕРА)

- Что такое шеренга пингвинов? (Строй пингвинов, когда они выстраиваются в одну линию). (СЛАЙД ШЕРЕНГА)

ФИЗМИНУТКА

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.

- Ребята,  я прочитала вам рассказ, давайте вспомним содержание рассказа. Нам в этом должны помочь графические схемы. Но они рассыпались, нужно ответить на вопросы и расставить схемы по порядку.

1) Где выгрузили свои вещи люди?  (Люди выгрузили вещи на пингвиньем пляже).

2) Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже? (Пингвины вылезли из воды, кричали, переговаривались, клевали мешки).

3) Как поступил один пингвин около мешка?

4) Откуда прибежали остальные пингвины?

5) Как пингвины устроили танцы? (Пингвины устроили танцы на фанере).

6) Что произошло во время танца с одним пингвином?

7) Как ушли пингвины?

- Молодцы, ребята, вы правильно и  полно ответили на мои вопросы, и расставили схемы по порядку.

- Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я его ещё раз прочитаю, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА ПО ЧАСТЯМ С ОПОРОЙ НА СХЕМЫ.

- А сейчас я предлагаю вам пересказать нашим гостям рассказ по частям, с опорой на схемы.

РЕФЛЕКСИЯ

Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

- Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться пересказывать?