Конспект занятия по вокалу.
Тема: "Эмоциональное исполнение произведения"
(
методические рекомендации для педагога)
Полищук А. В. - учитель музыки МБОУ "СОШ № 80"г. Владивосток 15.02.2024г.
Занятие проводится по комплексной дополнительной образовательной программе 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.
Учебное занятие рассчитано на 1 академический час с вокальным ансамблем 1 года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет.
Цели занятия:
1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков, эмоционального исполнения.
2. создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущения
исполнительской свободы и творческого комфорта.
Задачи:
развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого
дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, эмоциональное исполнение произведения, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция).
устойчивое интонирование одноголосного пения
3. знакомство с одним из видов двухголосного пения: канон
4. навыки работы с фонограммой, микрофоном
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический
Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Прадедушка», «Твори добро», «Юнги», раздаточный материал – слова песен
Этапы и хронометраж занятия
1 занятие – 1 час
I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;
II.Подготовительный этап: гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 15 мин
III.Актуализация знаний – повтор значения термина Фразировка – 5 мин
IV.Основной этап (35 мин) — работа над репертуаром (работа над
звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).
1. Пропевание песен «Прадедушка», «Твори добро» в сопровождении
фортепиано и a capella – 10 мин
2. Работа с солистами.- 5 мин
3. Пропевание песен под фонограмму «минус» — 10 мин
4. Пропевание песен с микрофоном – 10 мин
Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,
физкультминутка
5. Работа над движениями в песне «Прадедушка» — 3 мин
6. Повторение песни «Юнги» – 2:30 мин
V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности,
эмоциональном состоянии – 2 мин
VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под
фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов
каждого ученика – 5:30 мин
VII. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем
занятии — 2 мин
Содержание учебного занятия:
I.Организационный этап :
— встреча детей;
— проверка присутствующих; готовности к занятию( тетради, папку с текстами, вокальные принадлежности и перкуссионный инструмент Клаве – деревянные палочки.
Сообщение темы и цели занятия:
Эмоциональное исполнение произведения
Научиться через управление своим голосом, телом (движениями) передавать и выражать эмоции, чувства, на основе музыкальной интонации и поэтической драматургии исполняемого произведения.
— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.
Подготовительные упражнения.
II. Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика языка
—Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.
—Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как
—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Гимнастика губ:
-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Интонационно-фонетические упражнения.
1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.
2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.
3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.
У~у, у~о, о~а.
III. Этап Актуализация знаний обучающихся:
На предыдущих наших занятиях на основе других произведений мы уже сталкивались с понятием фразировки в песне. Фразировка это? (вопрос – ответ)
Практическая работа. Изучение нового материала:
Вокальные упражнения:
— дыхательные оздоровительные, тонизирующие упражнения;
— распевка.
Объяснение нового материала на примере песни «Эта песня простая»:
— освоение музыкального материала;
— постижение мира художественных образов;
— достижение стадии сопереживания, сочувствия, сопричастности к осваиваемому художественному миру;
— создание личностной интерпретации изучаемого музыкального материала;
— проникновение, понимание характера художественного образа и его интерпретации для слушателей.
Работа над точным исполнением интонационного и поэтического текста песни, доведение произведения до высокого художественного уровня.
V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности,
эмоциональном состоянии
VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под
фонограмму с движениями.
Подведение итогов.
каждого ученика – 5:30 мин
VII. Заключительный этап: задание на дом.
Список используемой литературы
Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.
Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —
Ростов-на-Дону, 2006
Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.
Методическая разработка. Самара, 1997
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003
Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999
И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»
Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972
Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002
Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.
Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.