Конспект
познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Удивительная соль»
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
выяснить, какая бывает соль, откуда она берётся? - узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? - исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, умение работать в коллективе, не мешая друг другу;
воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Методы и приемы:
практические: опыты с солью; физкультминутка;
наглядные: презентация; наблюдение;
словесные: беседа; рассказ воспитателя; загадки; объяснение; обсуждение; вопросы к детям; анализ работы.
Словарная работа: обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», солевары», «кристалл», «сыпучая».
Оборудование: мультимедийное оборудование, соль: поваренная, каменная, морская. Стаканчики с солью, стаканчики с водой, ложки, картофель, одноразовые тарелочки на каждого ребенка, образцы разной соли (черной Костромской, морской для ванны, розовой Крымской).
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технологии.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Как Иван-купеческий сын за солью ходил»; чтение пословиц и загадок о соли. Сбор различных видов соли.
Ход познавательно-исследовательской деятельности
Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель открывает посылку, с письмом и мешочками соли (на каждом мешочке № и задание).
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, друзья! Пишут вам ребята из Крыма. Отгадайте нашу загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это…»
Дети: Соль.
Воспитатель продолжает читать письмо:
«В нашей республике есть много полезных ископаемых и минералов. Один из них так и называют белое золото. Вы уже отгадали, это соль. Мы знаем о ней много интересного. Хотим, чтобы и вы узнали о ней подробнее. Для этого прочитайте названия на мешочках и загляните в них. Желаем удачи!
Воспитатель достает мешочек № 1 и читает название «История соли», рассказывает о соли и показывает презентацию.
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны, а также ее добывают в горах. Соль бывает морская, каменная и поваренная. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. Люди едят соль много тысяч лет.
Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. В сутки человеку достаточно одной чайной ложки.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета: «Соль рассыпал – к ссоре».
Наша Родина Россия очень богата полезными ископаемыми, одно из них - это соль. Например, Крым, Самарская область богата солеными месторождениями. В древние времена соль добывали в селе Усолье Самарской области. В этом селе жили солевары. Из пробуренных рассольных скважин качали рассол, заполняли им котел и разжигали под ним огонь. Рассол кипел, вода испарялась – раствор остывал, соль выпадала в осадок, ее выгребали из котла и сушили. В те времена соль была жёлтая, невысокого качества, а потом люди научились добывать белую соль.
Также соль добывают в соляных шахтах и пещерах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. В жизни и в быту человек широко использует соль, к ней нужно относится бережно.
Воспитатель: А теперь пора доставать мешочек № 2. Давайте потрогаем, что в нем. Тоже соль. И выполним задание, поиграем в игру «Солим - не солим».
Проводится игра-физминутка. Воспитатель называет продукты, фрукты, овощи. Если продукт солим, дети приседают, если нет-стоят.
Банан, огурец, помидор, тесто, компот, суп, макароны, картофель, кабачок, клубника, котлета, каша.
Воспитатель: Достаем мешочек № 3. «Опыты с солью». Садимся за столы. Вспоминаем правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов.
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Опыт № 1 «Какая соль по цвету, запаху, вкусу».
Воспитатель: Перед вами 2 стаканчика с солью, посмотрите какая соль в них лежит и скажите, какая она по цвету (белая). Теперь понюхайте (она без запаха). А скажите, какая она по вкусу? (соленая).
Опыт № 2 «Из чего состоит соль?»
Воспитатель: Возьмите ложечку и насыпьте понемногу каждой соли на тарелочку, можете потрогать ее пальчиком и надавить ложкой на крупную соль. Что мы слышим? (она хрустит, сыплется). Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль твердая, сыпучая, состоит из кристаллов.
Опыт № 3 «Растворимость в воде».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль растворяется в воде? (Да). Тогда давайте проверим. Насыпьте в стаканчик № 1 мелкую соль и размешайте ложечкой. А теперь насыпьте немного другой соли и тоже размешайте.
Вывод: соль растворилась. Мелкая растворяется быстрее, крупная дольше.
Опыт № 4 «Плавающий картофель».
Воспитатель: Ребята, наша вода стала соленой. Сейчас я предлагаю вам проверить как соль повлияла на воду. Бросим кусочек картофеля в оба стаканчика и понаблюдаем, что происходит.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы. Именно поэтому в море нам легче плавать. Это соль так повлияла на воду.
Воспитатель: Делаем выводы, ребята:
Соль-белая, без запаха, соленая на вкус.
Соль-твердая, сыпучая, состоит из кристаллов.
Соль растворяется в воде и влияет на состояние воды (способствует плавучести предметов).
Воспитатель: У нас в посылке остался мешочек № 4 «Применение соли».
Воспитатель достает из мешочка разноцветные пакетики с солью и рассказывает о ее применении. Сопровождает свой рассказ показом картинок о применении соли.
1. Человек использует соль для приготовления пищи и подсаливания продуктов.
Также при консервировании овощей, грибов, приготовлении консервов.
2. Соль используется в медицине для лечения людей. В соляных комнатах и пещерах люди дышат, воздух в них очищен от микроорганизмов; соляными растворами промывают нос, горло, используют растворы для полосканий горла; солевые компрессы накладывают при ушибах.
3. Соль человек использует в быту. Можно отчистить загрязненную посуду, посыпать зимой дорожки, чтобы не было скользко. При производстве стекла, плиток тоже используют соль.
4. Соль нужна животным. Ее едят лоси, олени, косули. Лесничие подкладывают в деревянные кормушки для этих животных солевые камни.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, что для вас сегодня было самым интересным?
Какое открытие для себя вы сегодня сделали?