Конспект познавательно – речевого занятия
«Прогулка в зимнем лесу»
по лексической теме: «Дикие животные»
Воспитатель: Лискина Г.И.
Учитель-логопед, Пикалова В.В.
07.12.2023г.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о диких животных.
Коррекционно – образовательные задачи:
- закрепить знания детей о диких животных, их внешнем виде, местах обитания;
- уточнить, активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно согласовывая слова.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать внимание, мышление, познавательный интерес, общую и пальчиковую моторики;
- закреплять умение образовывать качественные, притяжательные и относительные прилагательные;
- учить правильно называть детёнышей животных и их матерей.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества, чувство сопереживания.
Оборудование: компьютер, проектор; картинки с изображением детёнышей диких животных и их матерей; жилища животных (лисы, белки); картинки лисы, белки; орехи, шишки.
Предварительная работа: беседа о диких животных, живущих в наших лесах, чтение художественной литературы, стихов, загадывание загадок, разучивание словесных, пальчиковых игр, работа с мнемотаблицами.
Ход занятия:
I Вводная часть.
Логопед приглашает детей в круг.
Логопед:
- Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу (и гостям)
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся…
- Давайте улыбаться друг другу и нашим гостям.
Появляется лесник.
Лесник:
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я – лесник, дед Матвей. Был недавно у вас в гостях. А сегодня хочу пригласить вас к себе в гости.
- А что делает лесник в лесу?
Дети:
- Следит за порядком.
Лесник:
- Верно. Я очень люблю лес и его обитателей. И знаю, что и вы любите лес, животных, прогулки в лесу и являетесь настоящими знатоками природы.
- Предлагаю вам отправится со мной в мои владения. Согласны?
Дети:
- Да!
Лесник:
- Вспомним правила поведения в лесу.
Дети встают друг за другом, впереди лесник, идут медленно «змейкой».
Лесник:
- По дорожкам, по тропинкам
- По лесу гулять идём.
- И лесных зверей мы с вами
- Обязательно найдём.
II Основная часть.
Запись («Шум леса»)
Лесник:
- Вот мы и в лесу. Чувствуете какой здесь воздух свежий и чистый. Давайте подышим полной грудью.
Дыхательная гимнастика.
Лесник:
- Сделайте глубокий вдох, плечи не поднимайте, а теперь медленно выдохните (2-3 раза).
Упражнение «Вопрос – ответ».
Лесник:
- Какое сейчас время года?
Дети:
- Зима.
Лесник:
- Значит мы попали в какой лес?
Дети:
- В зимний.
Лесник:
- Как вы думаете, каких животных мы можем встретить в лесу?
Дети:
- Зайца, волка, лису, белку, кабана, оленя, лося, ежа (слайд).
Лесник:
- А с медведем, ежом, можем встретиться?
Дети:
- Нет, потому что они зимой спят.
Лесник:
- Как можно назвать всех этих животных одним словом?
Дети:
- Дикие.
Лесник:
- Почему?
Дети:
- Потому что они живут в лесу, сами о себе заботятся…
Лесник:
- Все звери разные, но есть у них что – то общее, что их объединяет, что именно?
Дети:
- Они все живут в лесу, их тело покрыто шерстью, у всех есть хвост, уши, лапы.
Лесник вместе с детьми подходит к домику лисы.
Лесник:
- А вот и чей – то домик, как вы думаете, кто здесь живёт?
Дети:
- Лиса.
Лесник:
- Как вы догадались?
Дети:
- Здесь нора и лисий хвост (к норе выставляется рисунок лисы).
Лесник:
- У лисы в лесу глухом, есть нора – надёжный дом.
- А как называется дом волка? медведя? белки? (дети отвечают).
- Ребята, что вы знаете о лисе? Она какая?
Дети:
- Рыжая, пушистая, быстрая, ловкая, хитрая, проворная, хищная.
Лесник:
- Как зовут детёнышей лисицы?
Дети:
- Лисята.
Лесник:
- А если один детёныш?
Дети:
- Лисёнок.
Лесник:
- Как назвать лису ласково?
Дети:
- Лисичка, лисонька.
Лесник:
- У лисицы побывали, дальше дружно зашагали.
- Вот поляна, а на ней много маленьких зверей (слайд с изображением детёнышей диких животных).
- Кого вы видите на лесной поляне?
Дети:
- Зайчонка, лисёнка, бельчонка, волчонка, лосёнка.
Лесник:
- Это кто?
- Дети:
- Детёныши диких животных.
Лесник:
- Они одни в лесу, без мам, а это не порядок!
- Видно заигрались и потерялись.
- Давайте ребята поможем малышам и отыщем мы их мам (на столе картинки с изображением мам и детёнышей, фломастером).
- Соедините линии ребёнка и маму (в процессе работы лесник спрашивает детей у кого кто мама).
- Молодцы (слайд с изображением мам вместе с детёнышами).
- Помогли малышам найти мам. Можно идти дальше, но прежде, давайте немного отдохнём и поиграем.
Музыкальная разминка.
Лесник:
- Отдохнули, продолжаем нашу прогулку (обращает внимание детей на дерево с дуплом).
- Как вы думаете, ребята, а это чей домик?
Дети:
- Домик белки.
Лесник:
- Как вы узнали?
Дети:
- Здесь дерево, на дереве дупло.
Лесник:
- Не зря по веткам белка скачет,
- Найдёт орех и сразу спрячет,
- Грибы добавит, семена –
- И вот кладовочка полна.
- Ребята, а что такое кладовочка?
Дети:
- Кладовочка – это место, где что – либо хранится.
Лесник:
- У белочки кладовочка – это дупло.
- Но нет в её кладовой никакого порядка.
- Все припасы лежат в куче (показывает мешок).
- Давайте наведём порядок, поможем белке отделить орехи от шишек.
Дети садятся за столы. На столах у каждого тарелка с шишками и орехами и два пустых стакана.
Лесник:
- Возьмите в одну руку шишку, а в другую орех.
- Какие они на ощупь?
Дети:
- Орех гладкий, твёрдый, маленький.
- Шишка шершавая, колючая…
Лесник:
- Вот задание вам не простое, нужно разобрать шишки и орехи закрытыми глазами.
Упражнение «Поможем белке».
Лесник:
- Молодцы, ребята, вы не только умные, но и ловкие.
- Орехи мы уберём в один мешочек, а шишки в другой и оставим белке.
«Узнай животное».
Лесник:
- У меня, ребята, к вам есть ещё один вопрос.
- Недавно в мою фото ловушку попал интересный зверь. Я у себя в лесу такого не встречал.
- Может вы сможете узнать и назвать этого зверя?
- И вот он (слайд на экране животного с заячьими ушами, лисьим хвостом, медвежьими лапами).
- Может это заяц, ведь у него заячьи уши?
Дети:
- Нет.
Лесник:
- Почему нет?
Дети:
- Потому что у зайца не бывает такого хвоста и лап (аналогично идёт разбор всех частей тела животного).
Лесник:
- Что ж, ребята, вы не только умные, ловкие, но ещё и внимательные, и сообразительные!
- Конечно такого зверя нет в природе, видимо моя фото ловушка сломалась!
III Итог занятия.
Лесник:
- Ребята, мне очень понравилась наша прогулка по лесу. А вам?
Дети:
- Да.
Лесник:
- Что вам понравилось больше всего?
Дети:
- Помогать белке, искать мам малышам…
Лесник:
- Вам пора возвращаться в детский сад, но я не могу вас отпустить без подарка.
Лесник вручает детям медали и угощение и провожает их к логопеду.