Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

воспитатель 1 кв. категории:

Йосипенко Н.В.

2024г.

Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Цель: Развивать познавательный интерес к северной части России

Задачи:

Образовательная: Закрепление представлений об обитателях северного полюса; внешнем виде, образе жизни, повадках северного оленя. Учить делать выводы на основе простейших экспериментов.                                  

Воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе Севера.

Развивающая: Развивать интерес к разнообразию климатических зон России, способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в явления и объекты природы. Совершенствовать умение работать по схеме; Продолжать развивать умение согласовывать слова в предложениях, подбирать прилагательные к существительному Формирование двигательных навыков, развитие мелкой и общей моторики.

Виды деятельности:

 игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,

восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, художественное слово, практический.

Оборудование: ноутбук, видео слайды: животных севера, салфетки, емкость с водой, жир, Палочки Кюизенера, «Танграм», медали,

Форма реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, дидактические игры, использование звукозаписи и видеозаписи, физминутка

Предшествующая работа: занятие о Севере, просмотр иллюстраций, видеороликов, чтение рассказов, разучивание загадок и стихов.

Ход НОД

На экране заставка – СЛАЙД «Зима».

Дети входят в зал под музыку.

Ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам на сегодня.

Давайте с ними поздороваемся.

Приветствие гостей.

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых с хорошим настроением! Пусть этот день принесёт вам радость и много новых интересных впечатлений.

Ребята, на электронную почту детского сада пришло видеообращение для детей нашей группы.

Давайте посмотрим. Внимание на экран (на экране появляется полярная сова).

«Здравствуйте, дорогие ребята!

У нас на северном полюсе случилась беда. Зимушка –зима заморозила и засыпала снегом животных, помогите пожалуйста им освободиться из снежной бури!»

Ребята; я предлагаю вам отправиться на Северный полюс и поучаствовать в

спасении животных.

Вы согласны?

Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним.

Что такое Северный полюс?

Северный полюс - это часть света, где снег лежит круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветра, метут метели.

Худ. Слово (читает ребенок).

Океан покрылся льдом

Волны не бушуют в нем

Царство холода и тьмы

Царство матушки - зимы.

Ребята, прежде чем мы отправимся на Северный полюс давайте поиграем.

Интеллектуальная разминка „Вопрос –ответ». (Игра со снежком).

 

Какая

погода

на

Северном

полюсе

?

холодная

,

суровая

,

лютая

,

вьюжная

 

Как

называется

плавающая

,

ледяная

глыба льда

?

Айсберг.

 

Что

помогает

животным

холодных стран сохранить тепло и не замерзнуть? (

Подкожный

жир

,

теплый

мех

).

 

Животное

севера

,

похожее

на

лису

? Песец

 

Кто из животных севера словно царскую корону носит свои рога

?

Северный

олень

.

У какого животного передние ласты весла, а задние руль? (Тюлень)

 

Толстокожее

животное

с

бивнями

,

которое

не

боится

холодной

воды

? (Морж)

 

Какой

медведь

не

ложится

в

спячку

? Б

елый

медведь

.

Кто на Севере живет?

Ира „Кто на Севере живет?"

Кто на Севере живёт
Кто там ест и кто там пьет!

(переменно хлопаем в ладонями и ударяем кулачками друг об друга)

Звери необычные, к холоду привычные

(обнимаем себя за плечи, показываем как мы замерзли)
Вот песец из норки смотрит

(делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся норку)

Белый лишка важно ходит, (Шагаем)

Ну, а морж, как капитан

(ладони складываем «лодочкой» и изображаем волнообразно вправо-влево)

Гордый северный олень грузы возит целый день.

Показываем объем).

Молодцы:

Готовы к отправлению?

Ребята, на чем мы можем отправиться на Северный полюс? (самолет, корабль)

Да, ребята, нам нужно не просто корабль, а ледокол, который ходит среди огромных льдин.

Давайте подойдем к столу и каждый из вас соберет свой корабль - ледокол из палочек Кюизенера.

У каждого из вас есть схема - подсказка.

И так к отправлению готовы! (Гул парохода.)

Ребята, вот мы" прибыли на северный полюс (на экране появляется слайд Северный полюс) на белую снежную равнину, кругом снежные горы, льды, сильный ветер, мороз и никого не видно.

На экране появляется слайд Северное сияние.

В. Ребята, посмотрите, это что ещё за диво-небо так горит красиво!

А вы знаете, как называется это явление природы?

Северное сияние.

 

Какое

оно

? Яркое

,

огненное

,

сияющее

,

сверкающее

,

разноцветное

.

 

С

чем

можно

сравнить

северное

сияние

? Свет

фонарика

,

фейерверк

,

радуга

.

Ребята, отгадайте загадку мы узнаем кому нужна наша помощь.

Загадка (загадывает ребенок)

„Словно царскую корону, носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга. Кто это? . Олень.

Внимание на экран. Слайд Олень.

Чтобы освободить оленя из снежной лавины, мы должны рассказать о нем.

Ева нам расскажет о жизни оленя.

Описание: Это олень - житель Крайнего Севера.

У него шерсть - густая, мягкая, теплая.

Копыта северного оленя особенные.

Они широкие, да еще могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит не проваливаясь по снегу или болоту.

Но края копыт еще крепкие и острые.

Копытами, как лопатами, северный олень разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха, ягеля.

Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у оленей, но и у оленьих. Каждый год олени меняют старые рога на новые.

У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку.

У северного оленя очень ценные рога, так как в них содержится вещество - пантокрин, которое обладает лекарственными свойствами.

Ребята, давайте подуем на снег освободим оленя.

Дыхательная гимнастика „ Подуй на снег"

Дети дуют на экран снежинки разлетаются, снежная лавина исчезает.

Физминутка. Звучит музыка.

Закружились, завертелись легкие снежинки

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.

Чуть затихла злая вьюга, улеглась повсюду

Заблистали словно жемчуг

Все дивятся чуду...

Молодцы ребята, вот мы и освободили оленя.

Внимание на экран. Слайд Белый медведь.

- Ребята, посмотрите кто это здесь в снегу.

Да это же Белый медведь. Ребята, чтобы освободить белого медведя от снега нам нужно разгадать путаницу.

На экране появляется слайд «Путаница»

Ребята, что это за путаница такая?

Каких животных вы видите на экране? Назовите их.

(Животные севера и одно животное с юга).

Кто из животных лишний? Почему?

На экране остаётся белый медведь.

Ребята, белый медведь прекрасный пловец, он может плавать даже под водой.

Он охотится за рыбой и тюленями.

Исследовательский эксперимент

Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз!

Вы хотите узнать, как это происходит? Давайте пройдем с вами в исследовательскую лабораторию проведем опыт

Опыт: в емкость с водой опустите руку и туту же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?

- Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.

- Что произойдет, если сейчас ударит мороз?

- Рука замёрзнет.

Теперь вытрите руку и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?

- Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.

Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

- Капли воды с руки слетели. На руке воды нет, значит нечему будет превращаться в лед.

Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром). У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Воспитатель: так почему медведь не замерзает?

Ребята, а кто из животных еще пользуется этой хитростью

(моржи, водоплавающие птицы).

Ребята, садитесь по удобней. Продолжаем спасать животных.

Отгадайте загадку, н мы узнаем кому необходима наша помощь.

Ребенок загадывает загадку.

Загадка: Кто рыбу ловит и резвится

Воды холодной не боится?

И как иголки у ежа -

Усы колючие у….. моржа

Ребята, морж застрял среди льдин. Чтобы его освободить, нам нужно покормить его.

Чем питается морж?

Давайте разделимся на три команды и из фигур соберем рыбу для моржа.

У каждой команды своя схема. Конструктор «Танграм».

Молодцы справились с заданием.

Ребята, посмотрите, получилось. Льдина растаяла, и морж освободился.

Игра «Отгадай звуки животных»

Слайд Северный полюс (без животных)

Ребята, давайте послушаем и определим кто из животных издаёт такие звуки? Если мы угадаем мы освободим этих животных (песец, овцебык, тюлень, полярный волк).

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Внимание на экран. Сова благодарит ребят.

„Дорогие ребята, спасибо вам большое, что вы помогли нашим животным, они все счастливы и довольны в знак благодарности примите угощения (конфеты „ Мишка на севере")

Ну а мы ребята возвращаемся в детский сад. Гул парохода.

Ребята, вы все сегодня справились с поставленной задачей. И все вы награждаетесь медальками за ловкость, смелость и хорошие знания.

Какое задание было самым сложным?

Что больше всего запомнилось? Что понравилось выполнять?

Вот и закончилась наше путешествие, до свидания.

Всем спасибо за внимание!

Звучит музыкальная заставка «Ритмичная», дети уходят.