Конспект открытого занятие в объединении ?МОСТ?.
(руководитель Ушакова А.М. – методист)
Тема: ?КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА?.
Цель: 
Образовательная – познакомить обучающихся с понятием ?конфликт? и  правилами предупреждения конфликтов;
Развивающая – развивать навыки конструктивного решения конфликтов
 Воспитательная – воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
Задачи:
1. Показать альтернативные варианты  поведения в конфликте; 
2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.

Ход занятия:
Организационный момент. 
Приветствие. 
Упражнение ?Я сегодня вот такой?.
Все мы постоянно общаемся  - дома, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми. Большое количество контактов,  в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих сохранять свое личное достоинство и достоинство другого человека. 
Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?
Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. 

Основная часть.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ?Конфликты в нашей жизни?.
Что означает слово ?конфликт?? Какие ассоциации оно вызывает?
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор; осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие двух человек, двух точек зрения и предмет спора.

Две ученицы спорят по поводу дежурства по классу.
Я вчера дежурила.
 Нет.
 Дежурила.
 Нет.
 Да.
 Нет. Ничего не знаю, дежурь сегодня.
Конфликт ли это?
Почему?
Эту ситуацию можно назвать конфликтом, так как есть два человека, предмет спора – выяснение, кто должен дежурить.

Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?

Возникают: тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, стресс, смятение, разрыв отношений.

Нарастание конфликта:

1. Несогласие
2. Недовольство
3. Противодействие
4. Унижение
5. Агрессия
6. Разрыв

Что происходит, если конфликт разрешается правильно?

Наступают: покой, веселье, открытость чувств и отношений, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.

Разрешение и предотвращение конфликта.

1. Покой
2. Нежность
3. Юмор
4. Компромисс 
5. Анализ своих действий
6. Умение слушать
7. Понимание
8. Согласие
9. Временный разрыв

Упражнение ?Встреча на узком мостике?. 
Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: ?Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть?. Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения ?на мосту?: 
1 пара – договориться, как пройти мост;
2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;
3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому. 
Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:
Кто оказался в выигрыше при решении ситуации? 
Было ли решения ситуации эффективным? 
Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.
Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?
Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)
Мы видим, что в одной  и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?  (ответы)

Человек – это личность, умеющая разбираться не только в себе самом, в своих желаниях, поступках, но и умеющая понять окружающих людей, учитывая их интересы.
Прежде чем совершить что-то, он должен предвидеть последствия путем анализа событий.
Очень важно уметь прогнозировать будущие отношения с другим при выборе способа разрешения конфликта. Если каждая сторона будет упорно отстаивать свои интересы, не желая видеть интересы другого, в этом случае конфликт не будет разрешен, и отношения могут быть прерваны или зайти в тупик.
?Белая ворона? белые вороны, которых всегда рождается 1 – 2 на 1000 черных, не доживают до возраста взрослой особи, потому что их заклевывают сразу, как становится ясно, что они не похожи на всех. То же самое происходит с чайкой, выкрашенной в черный или зеленый цвет и выпущенной в стаю.
Встречаются ли ?белые вороны? среди людей? Кого так называют? Судьба вороны – альбиноса печальна, что в аналогичных случаях может происходить у людей? 
 Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше. Он – другой. Нужно быть терпимым по отношению к людям, которые нас окружают. Прежде, чем осудить другого человека, надо попробовать разобраться, что он чувствует, выслушать аргументы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
В чем же вред конфликтов?
1)  От конфликтов страдает   достоинство человека. 
2) На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, всё валится из рук. 
 3)  Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность,  страх, ненависть между людьми.
Что приводит к конфликту?
Разные точки зрения;
Предмет спора (ссора);
Отрицательные эмоции: гнев, злость.

Типы конфликтов:

Внутриличностные (между долгом и совестью)
Межличностные (разные точки зрения у двух и более людей)
Между группой и личностью
Межгрупповые (между группами людей)

Итак, мы возвращаемся к выбору стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте.

Слайд 6.

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.
Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.
Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.
Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей 
Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.
Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.
Практическая работа.
Упражнение ?конфликт?   (разрешение конфликтных ситуаций)
Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение  ситуации.

1 ситуация:
Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают. Между вами возник спор. 
Как поступить?
Какой путь разрешения конфликтов используете?

2 ситуация:
На одной из перемен к твоей парте подошёл одноклассник и взял без разрешения с парты телефон. Из-за чего возник конфликт.
Как поступить?
Какой путь разрешения конфликтов используете?

3 ситуация:
Ты любишь слушать громкую музыку, а родители любят тишину. По этому поводу возник конфликт.
Как поступить?
Какой путь разрешения конфликтов используете?

4 ситуация:
     Юра не пошёл в коридор, а сидел за своей партой и читал книгу. Подошла Лена:
- Юра, интересная у тебя книга?
     Мальчик захлопнул книжку и ударил Лену по голове:
- А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с глупыми вопросами!

Как поступить?
Какой путь разрешения конфликтов используете?

5 ситуация:
                 Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою фамилию и придумывают обидные прозвища. На переменах дёргают за одежду, пробегая мимо.

Как поступить?
Какой путь разрешения конфликтов используете?

Поговорим немного о речевом этикете. 
Упражнение ?Говорим правильно?.
Назовите слова приветствия.  
   Выскажите просьбу.  
   Какими словами лучше всего начать знакомство?  
   Как принято извиняться в культурном обществе?  
   Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе?   
   Слова благодарности.   
   Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?  
   Комплименты

Слайд 14.
Копилка добрых советов.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Отнеситесь к другим людям так, как хотели бы, что бы они относились к вам.
СОВЕТ ВТОРОЙ. Помните о законе ?отзеркаливания?: как вы к людям – так и они к вам. 
СОВЕТ ТРЕТИЙ. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не обижайтесь.
СОВЕТ ПЯТЫЙ. ?И отходя ко сну, спроси себя,  кого и чем порадовал ты за день??

Подведение итогов занятия, рефлексия.
 Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
?Да? - красный, ?Нет? - черный;  ?Еще сомневаюсь? - синий.
Сегодня я понял, что… (ответы).
    Я не ищу конфликтов,
но я не боюсь конфликтов,
я смело иду на их решение.

Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть  вы хотели узнать на следующих занятиях?