Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Золотой ключик»

Конспект открытого занятия на тему:

«Старинные русские головные уборы»

Подготовили:

Абрамова О.В.

Казарина А.В.

Таштагол, 2023 г.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, их воображения, фантазии при составлении узоров для старинных русских головных уборов – кокошников и шлемов.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с русскими старинными головными уборами – кокошником и шлемом, особенностями их изготовления и применения; формировать умение составлять композицию узора по форме (кокошник, шлем); соотносить размеры и геометрические формы; формировать навыки работы в смешанной технике (рисунок и аппликация);

развивающие: развивать эстетические чувства (чувство цвета, чувство формы, чувство композиции и др.), мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение посредством художественного творчества (рисования и аппликации), прилежность и аккуратность в работе; умение объективно оценивать выполненные работы.

воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа, чувство гордости и любви к Родине.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: кокошник, шлем, богатырь.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: письмо с загадкой, аленький цветок, шкатулка, конфеты.

раздаточный материал: воздушном шар, заготовки кокошников и шлемов; цветная бумага, шаблоны узоров из цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стразы.

Предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»; просмотр альбомов и репродукций “Русские головные уборы”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка «В гостях у сказки» Дети заходят в зал.

- Здравствуйте, дорогие ребята! А вы когда-нибудь путешествовали? (ответы детей) А на чём вы путешествовали? (ответы детей) А на чём ещё можно путешествовать? (ответы детей) Сегодня я вам предлагаю отправится в путешествие в волшебный дом Творчества на воздушном шаре! Давайте закроем глаза, и все вместе скажем слова: «Раз, два, три – чудо произойди (подвести детей к помещению музея)

- Вот и попали мы с вами в волшебный дом Творчества!

II. Вступительная беседа.

- Ребята, а что это такое, что это может быть? Здесь лежит какое-то письмо, давайте посмотрим. Здесь какая-то загадка, вы поможете мне её отгадать? (да). Послушайте внимательно:

Как-то раз купец собрался
да и за море подался.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный…(Аленький цветок)

- Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали? (Достать Аленький цветок, показать детям)

- Молодцы отгадали загадку! А кому мы подарим этот цветок, ребята? (Слышится стук в дверь)

- Кто это там, ребята? (входит сказочный персонаж в старорусском наряде) Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Узнали? Да, это Настенька из сказки «Аленький цветок».

- Здравствуй, Настенька! (Дети здороваются)

Настенька: - Здравствуйте, ребята! Низкий полон вам, гости дорогие! (Кланяется)

Воспитатель: - Наверное, это твой цветочек, Настенька?

Настенька: - Ой, спасибо вам ребята. А я по лесу гуляла и цветочек потеряла. А это батюшкин подарочек заморский. Спасибо, что нашли!

Воспитатель: - Ой, Настенька, какая ты красивая! Какой замечательный у тебя наряд! Ребята, а вы заметили, какой красивый у Настеньки наряд? Что на ней надето? (Сарафан)

- А какой головной убор у нашей сказочной героини? Знаете, как он называется? (Кокошник)

- Кокошник – это головной убор замужних женщин, которые жили в давние времена. А молодые девушки ходили с открытой головой, пока не выйдут замуж. Слово кокошник происходит от слова «кокош», что значит «петух, курица». Посмотрите, верх кокошника напоминает гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Украшения могли быть простыми, скромными или торжественными.

Всех драгоценней убор головной,
Жемчугом шитый и нитью золотой.
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.

- Ребята, а у богатырей были свои головные уборы. Он назывались – шлемы. Украшали шлем воину совсем не так, как красавице - кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчёркивал наиболее ценные или желательные свои качества. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы - шлемы строгие, почти без украшений.

- Ребята, а вы хотите превратиться в русских красавиц и богатырей? (Да!) А как же нам это сделать?

Настенька: - А я вам в этом помогу! (Настенька достаёт из корзинки подароки для детей)

Воспитатель: - Настенька, а что ты нам принесла в своей корзинке?

Настенька: - Вот вам мои подарки, ребята! (Раздает детям заготовки из плотной бумаги или картона - силуэты кокошников и шлемов)

Воспитатель: - А что это такое ребята? Ребята, а это ваши будущие кокошники и шлемы. Только посмотрите, чего же здесь не хватает?

Дети: «Узоров, украшений

Воспитатель: - Да, ребята! Давайте украсим для себя кокошник или шлем и превратимся в русских красавиц и богатырей! Давайте скажем большое спасибо Настеньке, за такие чудесные подарки!

III. Практическая часть.

Настенька: - А теперь, ребята, я приглашаю вас в свою мастерскую! Сегодня мы с вами будем мастерицами и мастерами, и каждый украсит свой кокошник или шлем по своему вкусу (Дети садятся за столы)

- Внимательно рассмотрите, что у нас есть на столе, какие материалы. А теперь подумайте, как и чем вы будите украшать свои головные уборы.

- А пока подготовим к работе наши пальчики.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Как у деда Ермолая (две ладони перед собой)
Вся семейка небольшая: (кончики пальцев соединить)
Только сам, да сама, (показывают большие пальцы на обеих руках)
Только кум, да кума, (показывают указательные пальцы на обеих руках)
Да два сына с усами, (показывают средние пальцы на обеих руках)
Да две дочки с косами (показывают безымянные пальцы на обеих руках)
Да две внучки на печи (показывают мизинчики на обеих руках)
Уплетают калачи (руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз)

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть каждому свой кокошник и шлем и подумать, какими узорами можно украсить эти головные уборы, какими дополнительными деталями можно их декорировать, какие материалы можно при этом применить, какие волшебные секреты при этом можно использовать.

Звучит запись фольклорного оркестра “Русь”,

Дети приступают к выполнению творческого задания.

Настенька: - Молодцы ребята, какие замечательные головные уборы у вас получились! У меня есть для вас еще один подарок – красивая шкатулка, а ней лежат конфеты для вас!

Воспитатель: Спасибо тебе Настенька! Мы очень благодарны тебе за твои чудесные подарки!


V. Анализ работы

Дети примеряют украшенные кокошники и шлемы, выходят в помещения музея. Исполняется хоровод под русскую народную мелодию, в ходе которого дети по очереди выходят в круг хоровода, демонстрируя свой головной убор.

VII. Итог занятия.

Воспитатель: Ну а теперь ребята нам пора возвращаться в свою группу. Давайте попрощаемся с Настенькой, еще раз ее поблагодарим за чудесные подарки и берем воздушный шар и говорим волшебные слова: «Раз, два, три – воздушный шар нас в группу веди!».