КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«Капустник у тетушки Аксиньи»
Воспитатель:
Борзосекова Л.А.
Тема «Капустник у тетушки Аксиньи»
Цели: создать условия для развития познавательных возможностей посредством регионального компонента, познакомить с технологией приготовления квашеной капусты
Задачи
Образовательные:
-закрепить приметы осени, помочь понять, что осень-время сбора урожая;
-уточнить представления об овощах, о месте их произрастания, о деятельности людей осенью (заготовках овощей на зиму);
-познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека;
-прививать интерес к театрализовано-игровой деятельности;
- активизировать речь детей, умение делать выводы;
- углублять знания детей о русском фольклоре, народном и православном календаре;
Воспитывающие: воспитывать бережное и уважительное отношение к еде.
Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с тяжелыми и острыми предметами, воспитывать усидчивость, настойчивость.
Развивающие:
развивать речь - учить делать умозаключения и выводы, активизировать словарь детей.
Материал: кочаны свежей капусты (белокочанной и краснокочанной, морковь, тёрка, соль. картинки с изображением разных видов капусты, корзинка с овощами (картофель, морковь, лук)
Предварительная работа:
-рассматривание фотографий и иллюстраций с различными видами капусты и полезных продуктов;
-отгадывание загадок;
-чтение художественных произведений об овощах;
-разучивание стихов;
-рисование и лепка овощей.
Ход деятельности
Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
Капусту в гости позовём
И “Капустник” наш начнём.
1 Казачка: Здравствуйте, ребятушки! Рады мы видеть вас! Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей) Верно. Осень - чудесное время года, время похода за грибами, пора листопада, пора сбора урожая. Ребята, а вы знаете какой урожай собирают осенью? (Ответы детей)
2 Казачка: Много овощей вы назвали. Отгадайте ещё одну загадку: «Разве в огороде пусто, Если там растет ………(капуста)?».
Верно, Капуста.
В народе про октябрь есть такие пословицы: Октябрь-капустник, пропах капустой.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
1 Казачка: В октябре на Дону начинали капусту квасить, солить, на зиму заготавливать. Капусты нужно заготовить целую бочку, чтобы хватило на всю зиму. Одной хозяйке справится трудно. Поэтому собирались все вместе и ходили помогать друг другу. Девушки да парни нарядно одевались, да с песнями обходили все дома в деревне, помогали людям капусту рубить. А потом пекли пироги с капустой да веселились.
Мы к вам в гости пришли, чтоб помощников найти.
Пособите нам капусту порубить,
Пособите - ка её нам усолить!
1 Казачка: Чем полезна капуста? (Ответы детей). Верно - капуста очень полезна для нашего организма. Калий укрепляет наши мышцы и помогает работе сердца. Кальций делает наши кости крепкими. Когда к концу зимы количество витаминов в пище уменьшается, люди начинают болеть. Приходит на выручку капуста, ведь она не переводится круглый год. Главный витамин – аскорбиновая кислота (витамин С).
2 Казачка: Ребята капуста бывает разная, вспомним названия разных видов капусты. На экране изображения видов капусты. А сейчас мы проверим вся ли капуста одинаковая по вкусу.
Проводится игра «Угадай по вкусу».
А какие блюда из капусты готовят наши мамы и бабушки? Назовите известные вам блюда из капусты. (Ответы детей). Верно. Капуста уродилась на славу, соберем урожай.
Проводится игра «Передай капусту».
Ты катись, катись, капустка,
Веселее по рукам.
У кого сейчас капустка,
Потанцуй скорее нам.
Закончит музыка играть
Быстро капусту нужно взять.
Капусту рядом положи
Себя в пляске покажи.
1 Казачка: Наши предки знали толк в целебных свойствах капусты. Ей приписывали способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний. А чтоб капуста лучше хранилась её квасили, солили. А вы знаете, что необходимо для засолки капусты на зиму? (Ответы детей)
2 Казачка: Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось, а специальный нож назывался сечка. Использовались так же другие приспособления – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки, и деревянный пест. Капуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом, можжевеловыми ягодами. При желании в капусту можно было добавить приправы, душистый перец, лавровый лист, клюкву. Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.
1 Казачка: А сейчас мы вспомним как правильно солить капусту.
Проводится пальчиковая игра
Для начала необходимо встать, сложить руки в замок и расположить их на уровне груди.
Произносим слова: «ЭТО ЧТО ЕЩЕ ЗА КУСТ?»
2. «ЭТО ЧТО ЕЩЕ ЗА ХРУСТ?» из замочка руки переводим в положение ладони вместе, но внутренние стороны ладоней не соприкасаются. Соединяем только пальчики и основания ладоней, т.е. куст как бы «подрос». Во время «роста» изображаем звук похрустывания (это может быть прищелкивание языком, звуки, изображаемые горлом и т.д.)
3. «КАК ЖЕ МНЕ БЕЗ ХРУСТА, ЕСЛИ Я КАПУСТА» (Растем, потягиваемся – руки над головой и сомкнуты в кольцо)
4. «МЫ КАПУСТУ РУБИМ, РУБИМ» (Ребрами ладоней показываем, как рубим капусту. Можно «рубить» вдоль стола, мысленно воображая его в голове, а можно на одном месте).
5. «МЫ КАПУСТУ СОЛИМ, СОЛИМ» (пальчиками изображаем как соль в щепоточку берем и начинаем солить).
6. «МЫ КАПУСТУ МНЕМ, МНЕМ» (Кулаки то сжимаем, то разжимаем).
7. «А МОРКОВКУ ТРЕМ, ТРЕМ» (Руки поднимаем до уровня груди. Ладони соединяем вместе и начинаем тереть их, немного надавливая друг на друга).
8. «ПЕ-РЕ-МЕ-ШИ-ВА-ЕМ» (показываем, как мешаем капусту с морковкой в воображаемой миске)
9. «В БОЧКИ ПЛОТНО НАБИВАЕМ» (ладонь лежит на ладони, мнем капусту, при этом не наклоняемся, а работаем локтями: сгибаем и разгибаем их)
10. «И В ПОДВАЛЫ СОСТАВЛЯЕМ» (положение, как и в предыдущей позиции, но начинаем низко наклоняться и опускать на пол сложенные ладони)
11. «ЭХ, ВКУСНАЯ КАПУСТА!» (Из полусогнутого положения встаем и начинаем гладить свой животик)
2 Казачка: Настоящие хозяюшки должны подготовить свое рабочее место, что нам для этого нужно (ответы детей).
Верно скатерти, клеенки, фартуки, а также посуда и столовые приборы для засолки.
Дети участвуют в засолке капусты.
Спасибо ребята, вы настоящие помощники, капуста должна настояться, через несколько дней мы сможем её попробовать. А сейчас необходимо привести в порядок свое рабочее место.
- ребята, что мы сегодня узнали о капусте.
Проводится игра «Разрезные картинки»
Предлагаю поиграть в казачью игру «Вейся капуста».
А сейчас мы прощаемся, до свидания ребята.