Конспект занятия в разновозрастной семье-группе на тему «Медведь»

Возраст: 8-11 лет

Цель: расширение и уточнение представление детей о медведе и его образе жизни.

Задачи: Обучающаяобучить и расширить знания детей о медведе, как о хозяине леса, почему поклонялись зверю древние люди Прикамья. Развивающая: развивать у детей желание узнавать новую информацию о жизни медведей, развивать самостоятельность в выборе решений и умение отстаивать свое мнение. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к зверям нашего леса, умение сопереживать.

Ожидаемый результат: углубленные знания о животном. Сформировано умение детей отстаивать свое мнение, развита самостоятельность в выборе решения.

Оборудование: иллюстрация медведя: в полный рост, спящим в берлоге, с открытой пастью (видны острые зубы), медведица с медвежатами, бляха в виде крупной выпуклой головы медведя; следы медведя, силуэт медведя, таблицы с названиями («Медведь», «Хозяин лесной», «Млекопитающее», «Хищник»), герб Пермского края.

Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, творческая работа «Берлога для медведя», рисование медведя.

Ход занятия:

-Воспитатель: Доброе утро, дети и гости. У нас сегодня открытое занятие. А тему нашего занятия мы узнаем после того, как выполним графический диктант. Присаживайтесь.

- Воспитатель: Правильно, это медведь! Мы сегодня постараемся, как можно больше, узнать о медведе.

Педагог вывешивает таблички с надписями: «Медведь», «Хозяин лесной», «Млекопитающее», «Хищник».

-Воспитатель: Медведи относятся к отряду хищников, к семейству медвежьих.

Вывешивается иллюстрация, на которой медведь изображен в полный рост.

-Воспитатель: Когда-то до великого оледенения Земли, все медведи были бурыми. А когда с севера на юг начали наступать льды и снега, то те медведи, что жили южнее, так и остались бурыми, а те медведи, что остались жить на севере, среди снегов, стали белыми. Этому зверю поклонялись древние люди Прикамья, они считали, что их род произошел именно от этого хищника. Люди с уважением называют его «хозяин лесной». Среди хищников наших лесов, он самый крупный».

-Воспитатель: «Бурый медведь живет в пермских лесах до 30-50лет. Зимой у него мех гуще, чем летом. Вес до 350кг. Морда вытянутая, глаза маленькие, небольшие уши, мощные когти, медлительная, переваливающаяся походка, которая может смениться стремительным рывком, хотя с виду неуклюж. Обоняние в 100 раз острее, чем у человека. Быстро бегает, хорошо плавает. (Показать рисунок медведя). Ширина лапы взрослого медведя 20см (детям показывают полоску длиной в 20см). У медведя нет врагов – поэтому нет надобности жить стаей.

-Воспитатель: Сейчас отправимся в лес и представим, что мы медведи.

Физкультминутка. Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.

-Воспитатель: Существует несколько видов медвежьих: белый медведь, бурый медведь, большая панда, гималайский медведь, медведь губач, очковый медведь, малайский медведь, барибал (презентация, ребусы)

-Воспитатель: «Вы знаете, чем питается медведь?»

-Воспитатель:  Название «мед-ведь» - говорит о том, что он любит и ведает о том, где достать мед. Но не забывайте, что зверь он хищный (показ иллюстрации, где у медведя открыта пасть – видны хищнические зубы). Растительная пища: молодые побеги, коренья, сочные травы, грибы, ягоды (малина черника, рябина), орехи, желуди, дикие яблоки, зерно на овсяных полях. Животная пища: яйца, птенцы птиц, мелкие грызуны, лягушки, рыбы, ящерицы, падаль.

Воспитатель показывает иллюстрацию – медведь спит в берлоге.

-Воспитатель: Медведь к осени набирает жировую массу, накапливает питательные вещества для спячки, берлога устраивается в сухом, углубленном месте. Зверь не ошибается с выбором места: если берлогу выбрал на высоком месте – весной будет много воды. Залегает в берлогу в ноябре, пробуждается к началу апреля. Спячка длится около полугода.

Вопрос воспитателя: «Дети, слышали такое выражение: Медведь «сосет лапу»?» верите ли вы, что это действительно так?(Ответы детей).

-Воспитатель. В феврале у медведей с лап отслаивается старая кожа, появляется новая, которая мерзнет и он греет ее своим горячим языком, причмокивает. Когда приходит время выходить из своей зимней квартиры - выйдет, погреется на солнышке, катается по снегу – чистит от земли и прочего мусора свою шерсть, разминает бока.

Первыми из берлоги уходят старые самцы, последними - медведицы с детенышами.

Медведица и медвежата

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию: «Медведица и медвежата», и спрашивает у детей: «Как вы думаете мама-медведица, какая?»

Предлагает послушать отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Медвежья семья».

«На освещенную солнцем лесную поляну вывела медведица своих маленьких медвежат. Остановилась, слушает осторожно медведица: все ли спокойно в лесу? Жмутся к матери медвежата. Страшно им в огромном лесу. Только недавно выбрались из теплой берлоги. Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких лесных вершинах, как пересвистываются и поют невидимые птицы. Позднее зимой, в берлоге, родились у медведицы эти мохнатые медвежата. Тепло им было в берлоге. Сладко причмокивая, сосали они материнское молоко. Забравшись под брюхо медведицы, крепко спали.

Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья. Трудно увидеть медведей. Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как уйдут, тихо скроются в темном лесу чуткие звери». Воспитатель: Что можете сказать о медведице и медвежатах?

Роль медведя в пермском крае

Педагог обращает внимание на иллюстрацию «Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя». Найдена при раскопках в Лысьвенском районе, Пермского края. Коренные жители нашего края (жившие в тайге племена) считали, что их род произошел от медведя. Этот зверь для них – считался священным, так как медведь мог ходить на двух ногах – как люди. Сильный, смелый, умный, грозный. Перед охотой на медведя, охотники исполняли ритуальный танец, просили прощения у зверя. Но это была необходимость: вкусное мясо, шкура медведя использовалась людьми в быту, жир зверя использовался в народной медицине. Древние люди боялись гнева могучего зверя, встреча с ним в тайге не предвещало ничего хорошего.

На гербе Пермского края, изображен медведь (рассматривают герб), который несет Евангелие на спине. Медведь впервые появился на «Печати Пермской» во время правления Ивана IV Прообраз одного из персонажей коми-пермяцкого округа. (Презентация)

-Воспитатель: Назовите русские народные сказки, где героем является медведь. А где еще вам встречались медведи? (картина «Утро в сосновом лесу (Шишкин), Мишка – символ олимпийских игр…)

Рефлексия

(Детям предлагается закончить предложения.)

А вы знаете, что сегодня на занятии я….

Самым сложным для меня сегодня было…

Сегодня я задумался…

Что осталось не понятным на занятии…