Конспект занятия
в старшей группе
«День снятия блокады Ленинграда»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города;
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
– Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;
– Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;
–Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
– Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о Блокаде;
3. Беседы с детьми;
4. Слушание военных песен.
5. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы:
Презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, цветы, свеча, 125гр. Хлеба, запись звуков метронома, сирены воздушной тревоги.
ХОД:
(слайд 1) Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, ранним утром 22 июня 1941 года на нашу Родину напали фашисты.
(слайд 2) Фашисты-это злые и жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ,
(слайд 3) И немецкие самолеты начали бомбить наши города, аэродромы, железнодорожные станции, больницы, детские сады. Фашисты хотели захватить нашу землю, А все другие народы уничтожить.
(слайд 4) Началась Великая Отечественная Война, которая длилась долгих 4 года.
(Запись голоса Левитана)
Послушайте стихотворение:
22 июня.
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная, как - будто тень
И жители земли еще не знали,
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнем!
(слайд 5) Для всех людей закончилась мирная жизнь
Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. на защиту своего Отечества На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
ПЕСНЯ «Вставай страна огромная»
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить красивому городу Ленинграду, во время той страшной и беспощадной войны.
В сентябре 1941 года фашисты захотели захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Если город окружен со всех сторон врагами - это значит, что он в блокаде.
(слайд 6). Т.е. блокада-это когда, все дороги к городу заблокированы, и туда ничего нельзя доставить. Это было очень было страшное время.
Мы помним, как душило нас блокадное кольцо,
Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо,
Да, были холод, голод, град снарядов, взрывов гул,
Пожаров дым. Но Ленинград стоял назло врагу!
(слайд 7). Давайте и мы с вами встанем вместе с солдатами и поможем выстоять ленинградцем.
Физминутка
-Если ты солдатик бравый,
Помаши рукой на правой.
Если ты солдатик смелый,
Помаши рукой нам левой.
Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка!
А теперь солдатик бравый
Маршируем до заставы.
(слайд 8). Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни…
(слайд 9). Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться.
(слайд 10). В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
(слайд 11). Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Стих
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Когда город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха, то люди слышали вот такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
- Как вы думаете, что это и зачем звучит?
(слайд 12). Когда начиналась бомбежка все люди, в том числе и детей уводили в темный подвал- бомбоубежище. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху взрываются бомбы.
- Как вы думаете, деткам было страшно?
(Запись-отбой воздушной тревоги) И после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту.
В городе остановились трамваи, автобусы, троллейбусы. Продуктов почти не осталось.
(слайд 13). Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба. Если потеряешь свою карточку-останешься голодным.
(показ кусочка хлеба). Вот такой кусочек хлеба получал ребенок или старик на весь день. Посмотрите ребята, какой маленький кусочек. Всего 125 грамм
В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
-Как вы думаете, можно быть сытым, съев такой кусочек, и больше ничего за весь день не есть?
Стих
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба-
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Нам никогда не забыть!
(слайд 14). Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив.
(слайд 15). Конечно этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома.
(слайд 16). Но даже в такое тяжелое время дети постарше продолжали ходить в школы.
(слайд 17). В школах зимой было очень холодно, ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали. Чтобы хоть как-то согреться, в школах тоже ставили железные печки-буржуйки. Пока печка топится-тепло, закончили топить-опять в комнате холодно, как на улице. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.
(слайд 18). Ленинградские школьники не только учились, но и помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах
(слайд 19). и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.
Вся наша страна переживала и помогала ленинградцам во время блокады.
- Ребята, а как бы вы помоги жителям блокадного города?
(предполагаемые ответы детей).
Люди посылали продукты, везли хлеб, теплую одежду. Да только не было возможности все это передать жителям Ленинграда - фашисты не давали приблизиться к городу.
(слайд 20). Единственная дорога-узкая полоска по воде Ладожского озера, но и она постоянно обстреливалась. Но это была единственная дорога, которую назвали дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых, больных, детей и стариков. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки.
Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала эта дорога для нас!
(слайд 21). Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с продуктами и даже вместе с людьми.
Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Игра «Дорога жизни»
Ребята, я предлагаю вам тоже помочь людям. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. Нужно аккуратно передвигаться, мимо не наступать, иначе провалимся, а нам главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
(слайд 22). Вот и пришел день освобождения 27 января, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.
(слайд 23). Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра ’’Разрезные картинки’’
(слайд 24). Но город настигла новая беда-полчища крыс. Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Крысы проникли в Эрмитаж (это музей, где хранятся картины великих художников), и начали их уничтожать. Крыс и травили, давили танками, но их количество только росло.
- И как вы думаете, что жители придумали, чтобы избавиться от крыс?
(слайд 25). Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале,
(слайд 26). остальных отдали жителям Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое-хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов – сибирских кошек.
(слайд 27). Многие отдали своих пушистых любимцев, чтобы помочь Ленинградцам.
- Как вы думаете, наши сибирские кошки справились с крысами?
Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе. (слайд 28). И в городе очень много появилось памятников в память о кошках блокадного Ленинграда.
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.
Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, (слайд 29). Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,
(слайд 30). памятник Матери – Родине, где захоронено очень много ленинградцев,
(слайд 31). Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
(слайд 32). За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
(слайд 33). И сегодня давайте все вместе зажжём свечу памяти, помолчим, почтим героев Ленинграда, МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!
Сейчас, давайте и мы сходим в булочную и по талонам получим кусочек хлеба.
(рефлексия).
- Ребята, про какую войну я вам сегодня рассказывала? (Великая Отечественная война)
- Какой город находился в кольце блокады? (Ленинград)
- Какие животные помогли жителям блокадного города? (кошки).