Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» городского округа Спасск-Дальний
Конспект занятия «Волшебный мир цветов»
Возраст учащихся: 9 - 12 лет
Автор-составитель: Павлова Эльмира Ишкильдыевна, педагог дополнительного образования
г. Спасск - Дальний, 2024 г.
Цель: Формирование навыков декоративно – прикладного и оформительской работы путем овладения цветов из ленточного материала.
Задачи:
Учебные:
Познакомить с разными способами изготовления цветов.
Научить выполнять цветы из ткани и ленты.
Развивающие:
Способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, коммуникативных качеств.
Воспитательные:
Развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах через атмосферу творчества и ситуацию успеха
Воспитание аккуратности в работе, усидчивости.
Дидактический материал:
- образцы цветов из лент;
- репродукции картин с изображением цветов;
- произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов;
- картинка с изображением гладиолуса;
- индивидуальные карточки с изображением цветов (разрезанные на части)
- цветы с названием станций;
- изображения насекомых.
Вводная часть
Наш урок я хочу начать со стихотворения С.Я. Маршака.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей,
Как он прекрасен, холоден и чист
Глубокий кубок полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист
Темно – зеленый, по краям зубчатый,
За лепесток заходит лепесток.
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
Цветы – странные создания природы. Они распускались на нашей планете, задолго до появления самых отдаленных предков человека.
Разве не удивительно, что через полторы сотни миллионов лет цветы оказались воплощением изящества и красоты для людей?
– Наверно вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
– Правильно о цветах и не просто о цветах, а о цветах выполненных своими руками. А для этого я предлагаю совершить путешествие в страну цветов.
(На доску прикреплены цветы из цветной бумаги, на обратной строне которых написаны названия станций)
- Как думаете, кому легче всего отправиться в путешествие в страну цветов? Правильно насекомым.
-А каких насекомых вы знаете?
- Верно: бабочки, пчелы, кузнечики, мухи, шмели, гусеницы, божьи коровки…….
Первой в путешествие отправиться Катя. Выбирай насекомого и отправляйся вместе с ним на ближайший цветок. (Ребенок берет насекомого и прикрепляет его цветок).
СТАНЦИЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ
- Как вы думаете, кто живет на этой станции? ((Поэты)
- Кто такие поэты? (люди, которые пишут стихи)
- Каких поэтов знаете вы?
- О чем будут стихи у поэтов, живущих в стране цветов?
- Верно, давайте послушаем эти стихи
Стихи
***
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит, И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы.
Екатерина Серова
***
Гроза прошла, и ветка роз
В окно мне дышит ароматом…….
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
Александр Блок
- Кто запомнил фамилии поэтов? Давайте еще раз их повторим.
- Как поэты относятся к цвета?
Цветы – это источник вдохновения для поэта.
Отправляемся на следующую
СТАНЦИЯ УГАДАЙ-КА
На этой станции вам предстоит сложить цветок из фрагментов и сказать, как же этот цветок называется.
(Каждому ребенку выдается разрезанная картинка или открытка с изображением цветка, дети собирают пазлы и вспоминают название цветов)
- А какие еще цветы вы знаете?
СТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
- Что можно узнать на этой станции? Истории о цветах, мы сегодня познакомимся с одной такой историей.
В древние времена одни люди брали других в рабство. Рабов заставляли выполнять самые тяжелые работы. Ребята, кто такой раб, кто может объяснить? Раб – человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца – господина, распоряжающегося его трудом и жизнью.
Некоторых рабов обучали искусству сражения, чтобы потом посмотреть, как будут биться друг с другом и кто из них станет победителем. Таких рабов в Древнем Риме называли гладиаторами. Бой гладиаторов был жестоким представителем. На арену громадного цирка выводили пленников, рабов, давали им в руки оружие – мечи, копья, щиты – и заставляли сражаться между собой до тех пор, пока кто – нибудь из них не падал мертвым на песок арены.
Однажды римляне на войне взяли в плен двух прекрасных юношей. Юноши храбро сражались и римляне решили, что из них получаться хорошие гладиаторы. Они обучили юношей военному искусству в специальной школе. И вот настал день, когда юношей вывели на арену. Им дали тяжелые острые мечи и приказали убить друг друга.
Юноши разошлись в разные стороны, подняли мечи. Римляне на трибунах замерли в предвкушении любимого зрелища.
Но тут, глаза юношей встретились, и каждый из них подумал: «Меня здорово накажут, может быть даже убьют, если я не стану драться. Но могу ли я, имею ли я право лишить этого человека жизни?» Юноши одновременно взмахнули мечами и…воткнули их в песок.
Жестокое наказание ожидало гладиаторов, ведь они рабы, а рабы должны исполнять желания своих хозяев.
И вот ведь чудо! Из воткнутых в песок мечей выросли два цветка, похожие на мечи.
- Может, вы догадались, что это были за цветы?
- Верно это были гладиолусы. На латинском языке «гладиус» значит «меч». «гладиатор» - человек с мечом, а «гладиолус» - это маленький меч. Вот такая удивительная история. И вот, этот удивительный цветок. (показ картинки с изображением гладиолуса).
- С каким чувством в этой истории у вас ассоциируются цветы гладиолуса?
- Правильно, торжества добра над злом, милосердия над жестокостью, жизни над смертью, надежды.
Мы с вами побывали в Древнем Риме, но нам пора отправляться в путь.
СТАНЦИЯ МАСТЕРОВ
- Цветы всегда вдохновляли художников. Многие из них создавали прекрасные картины, на которых изображены цветы. Сегодня я хочу познакомить вас с удивительными работами художников: «Сирень» - Кончаловского, «Цветы и плоды» - Хруцкого. Эти картины выставлены в государственной Третьяковской галерее.
- Мастера декоративно – прикладного искусства используют цветы в качестве элементов росписи. Мы с вами, ребята, тоже настоящиие мастера декоративно – прикладного творчества. Сегодня мы с вами будем создавать свой шедевр из цветов – цветочную поляну. Поляна у нас уже есть, осталось сделать цветы. Но сначала, давайте немного поиграем. Встали все и повторяем за мной.
II. Практическая часть.
Физминутка
На лугу растут цветы (потягиваемся)
Небывалой красоты (руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы
С ними подтянись и ты (подтягивание)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки (наклоны)
А потом опять встают
И по – прежнему растут.
- Ребята, скажите какие чувства у вас вызывают цветы? Радость, красота, любовь, жизнь. Итак, ребята, для работы нам понадобиться: лента разных цветов, иголки, игольницы, нитки, ножницы, бусины, двухсторонний скотч. Перед началом работы давайте вспомним основные правила техники безопасности:
иголка всегда должна быть с ниткой;
у иголки может быть только два места: руки и игольница;
ножницы передаем кольцами вперед:
ножницами не играем;
в рот ничего не берем, нитку откусывать зубами нельзя;
если не получается вставить нитку в иголку, кончик нитки необходимо срезать ножницами.
- Сегодня мы будем учиться шить вот такие цветы (показ образца). Как вы считаете, для чего я приготовила ленты разного цвета? Верно, чтобы наша поляна получилась солнечной, радостной, красивой, - все цветочки у нас будут разного цвета.
План работы
Берем ленту (необходимо предварительно обжечь ее края, чтобы она не сыпалась, если вы захотите сделать такой цветочек дома, попросите родителей обжечь края ленты) складываем пополам.
Прошиваем по краю швом «вперед иголку»
Аккуратно стягиваем получившуюся полоску та, чтобы не порвать нитку, и придаем ленточке форму цветочка.
Закрепляем получившийся цветочек несколькими стежками и делаем узелок, нитку не обрезаем.
Выбираем бусинку и пришиваем ее в серединку цветка.
Цветок готов, нам осталось прикрепить его к нашей полянке, для этого нам понадобиться двусторонний скотч
.
(
п
оказ выполнения работы).
- Вы знаете, что цветы – источник вдохновения не только поэтов и художников, они вдохновляли и музыкантов. Сейчас вы начнете свою работу, а я включу для вас произведение Петра Ильича Чайковского, которое так и называется «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
((Практическая работа детей под музыку).
III. Подведение итогов.
Наше путешествие завершилось.
- На какой станции закончилось наше путешествие? (мастеров)
- Посмотрите на свои работы, как вы думаете, из нас получились мастера?
- Ребята, вы все молодцы, очень старались и я вам предлагаю всем остаться на этой станции, чтобы в будущем научиться делать много и замечательных работ.
- Итак, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
- Музыкальное произведение, какого композитора мы слушали?
- С легендой о каком цветке познакомились?
- Стихи каких авторов вы слышали на нашем занятии? (А.Блок, Е.Серова)
- Что научились делать?
Давайте посмотрим, что же у нас получилось сейчас каждый из вас приклеет свой цветок на нашу полянку.
Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась. Все ребята старались, молодцы!
На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо.