Тема совместной деятельности взрослого и детей: «Посадка рассады культурных растений»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, элементарный труд

Возрастная группа:старшая группа (5-6 лет)

Форма совместной деятельности:образовательная ситуация

Форма организации: групповая, подгрупповая

Учебно-методический комплект: парциальная программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа», автор Н. А. Рыжова; «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду», автор С.Н. Николаева. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений, автор Е.В.Гончарова.

Средства:

визуальный ряд (демонстрационный материал, раздаточный): демонстрационный образец «мини-теплица», видео о пользе растений, алгоритм посадки семян, карточки с изображением растений и семян, лупы, тарелочки, перчатки, почвогрунт, контейнеры для посадки семян, садовый инвентарь, пульверизаторы с водой, семена овощных культур и цветов, клеенка, пищевая плёнка, ножницы, календари наблюдений.

ИКТ средства:ноутбук, проектор

Цель: способствовать формированию ценностной позиции (забота, ответственность, бережное отношение, красота) детей дошкольного возраста по отношению к миру растений в процессе практико – ориентированной деятельности

Задачи.

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

содействовать формированию представления о

взаимосвязи растительного мира и

человека

;

содействовать формированию

первоначальных представлений

о

необходимых условиях развития и роста растений (почвы, воды, воздуха, тепла)

;

содействовать формированию у детей представлений о том, что растения можно выращивать из семян;

способствовать приобретению практического

опыта

посадки семян

и выращивания растений

;

способствовать

разви

тию

познавательн

ого

интерес

а

;

создавать условия для размышления, анализа, использования

знаниевого

, чувственного и практического опыта детей;

развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми с помощью чёткого и последовательного изложения своих мыслей;

обеспечить поддержку собственной инициативы и самостоятельности детей в формулировании вопросов, в выборе семян для посадки

, партнеров по совместной деятельности

п

оощрять

участие детей в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собст

венном способе решения проблемы;

п

оддерживать

проявление инициативы и самостоятельности детей в

выборе

способов реализации задуманного;

в

оспитыва

ть умение работать в коллективе;

в

оспитывать бережное отношение к растениям

.

 

Планируемый результат:

ребенок владеет

представления

ми

о

взаимосвязи растительного мира и

человека

;

ребенок имеет

практические навыки посадки семян;

ребёнок проявляет познавательный интерес к

природе

, делает выводы, умозаключения;

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении;

ребёнок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

ребёнок проявляет

бережное отношение к растениям

.

Этапы совместной деятельности

Организация

совместной деятельности взрослого и детей

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

1.

Мотивационно – целевой этап

Цель: включить детей в совместную деятельность на личностно значимом уровне

- Здравствуйте, ребята!

Педагог обращает внимание детей на демонстрационный образец «мини-теплица».

- Ребята, как вы думаете, что это такое?

- Это мини-теплица, в которой выращивается рассада теплолюбивых растений.

- Как вы думаете, для чего люди высаживают растения в теплицы?

Действительно. С помощью мини – теплиц люди создают специальные условия для выращивания теплолюбивых культур и рассады, чтобы иметь ранний урожай овощей, цветов.

- Какую пользу приносят растения человеку?

- Замечательно. Посмотрим видеоролик о растениях и дополнимнаши предположения.

- Растение – источник жизни на Земле. Вы согласны со мной?

-Какую пользу растениям приносит человек?

- Как вы можете это сделать?

- Замечательно, я поддержу вашу идею о посадке разных видов растений. У каждого из вас будет возможность посадить свое растение. Готовы?

приветствует детей

создаёт мотивацию на предстоящую деятельность, инициирует диалог, активизирует

знаниевый

опыт детей

орган

изует просмотр видео «Польза

растений», посредством икт обогащает представления детей о том,

какую пользу приносят растения

обобщает

знаниевый

опыт детей, содействует постановке цели совместной деятельности с опорой на интересы и потр

ебности детей

здороваются с педагогом

включаются в диалог,

актуализируют знаниевый опыт

сосредотачивают внимание на просмотре

видео, обогащают свой

знаниевый

опыт представлениями о пользе растений

обобщают

знаниевый

опыт, осознают цель предстоящей совместной деятельности, принимая решение посадить растения.

2. Проектировочно – организационный этап

Цель: включить детей в планирование предстоящей совместной деятельности

- Наша идея будет успешной, если мы составим алгоритм посадки растений.

- Рассмотрите изображения. С чего начнем?

- Конечно. Сначала надо решить, что мы хотим посадить, выбрать семена.

- Выберите следующее действие.

- Верно. Готовим грунт для посадки семян.

- Следующее действие. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена. Посеем семена.

- Засыпаем бороздки землей и снова опрыскиваем.

- Наш алгоритм готов. Мы можем приступить к посадке растений.

организует совместное планирование предстоящей деятельности

обеспечивает фиксацию, выбранных детьми карточек

включаются в совместное планирование предстоящей деятельности, создают алгоритм посл

едовательности посадки растений

3.

Содержательно – деятельностный

этап

Цель: стимулировать и поддерживать самостоятельную деятельность детей с различными образовательными потребностями, учитывая их интересы и сильные стороны.

Выбор семян для посадки

- Рассмотрите карточки с изображением растений. Выберите растение, которое хотели бы посадить.

- Я выбрала семена петунии, это любимый цветок моей мамы. У петуньи очень маленькие семена.

- Какие семена у ваших растений?

- Действительно, у каждого растения свои семена.

- Сравните изображения семян вашего растения и выберите поднос с настоящими семенами.

- Обратите внимание на алгоритм «Посадка растений». Наши дальнейшие действия?

2. Подготовка почвы

- Приготовим контейнер с почвой для посадки наших растений. Выберите правильный грунт!

- Как вы думаете, почему для посадки цветов и овощей используют разный грунт…..

- Почва содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста почве есть воздух – необходимый для жизни растений.Почва хорошо впитывает воду. Вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

- Наш контейнер с грунтом будет готов, если мы пропитаем почву влагой.

3. Посадка семян

- Посмотрим на алгоритм «Посадка семян». Что нам необходимо сделать перед посадкой семян.

- Конечно. Берем палочку и делаем бороздку. Бороздки должны быть не глубокими, иначе семена не смогут «пробиться» сквозь толстый слой почвы.

- Как вы думаете, если бороздки будут слишком мелкими, что может произойти с семечком?

- Сеем семена. Присыпаем семена землей и поливаем почву из пульверизатора.

4.Открытие нового знания.

- Ребята, при каких условиях наши семена прорастут быстрее?

- Верно.Чтобы семена проросли быстрей их необходимо закрыть прозрачной плёнкой. Им будет теплее и вода из земли испаряться не будет. Внутри мини-теплицы мы создадим парниковый эффект.

- Берём обычную пищевую плёнку, отрезаем небольшой кусочек и аккуратно накрываем наши семена.

- Замечательно, через некоторое время вы сможете наблюдать парниковый эффект – пленка покроется капельками воды. Это значит, что в вашей мини-теплице созданы все условия для роста растения.

создает ситуацию выбора, способствует развитию умственных способностей

включает детей в обучающую ситуацию, достаточную для самостоятельной трудовой

деятельности

обращает внимание детей на алгоритм «Посадка растений», задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей

выполняет действия по подготовке грунта к посадке растений, демонстрируя детям образец

делает

коммент

арии

о полезных свойствах почвы

, обогащая

знаниевый

опыт детей

включает детей в обучающую ситуацию, достаточную для самостоятельной работы, способствует приобретению детьми практического опыта посадки семян

, демонстрируя детям собственный образец

делает комментарии

о правильных способах посадки семян,

обогащая

знаниевый

опыт детей

открывает новое знание

о создании условий

для роста растений с помощью парникового эффекта;

пошагово объясняет и

показывает

как создать

мини-

теплицу

;

наблюдает за действиями детей

,

оказывает

недирективную

поддержку

осознают образовательную задачу

делают выбор семян и партнера по совместной деятельности, включаются в вып

олнение образовательной

задачи

в соответствии с алгоритмом приступают к подготовке почвы для посадки растений

наблюдают за действиями педагога и

самостоятельно

готовят грунт для посадки семян

обогащают

знаниевый

опыт

внимательно

наблюдают

и действуют по показу педагога

обогащают

знаниевый

и практический опыт

обогащают

знаниевый

опыт о создании благоприятных условий для роста растений с помощью парникового эффекта

внимательно

наблюдают

и действуют по показу педагога

4.

Оценочно – рефлексивный этап

Цель: обеспечить условия для осознания детьми своей деятельности, самооценки результатов деятельности своей и всей группы

- Ребята, вы раньше садили растения?

- Что нового вы узнали, какие навыки приобрели?

- Что понравилось больше всего?

- Какие трудности вы испытывали? Как вы с ними справились?

Ради чего мы посадили семена?

Как вы думаете, как отреагирует ваша мама, воспитатель, сверстники, когда увидят ваши мини-теплицы?

- Я очень горжусь вами, вы очень любознательные и трудолюбивые. И хочу подарить вам календари наблюдений, в которых вы будете отмечать, когда появился первый росток, затем первые листочки. А когда земля на улице прогреется, вы сможете высадить цветы на участок, чтобы они радовали не только вас, но и окружающих. А овощи можно высадить в огороде.

стимулирует детей к самоанализу и самооценке

задает вопросы, побуждающие детей делиться

знаниевым

опытом,

приобретенным во время совместной деятельности

инициирует

общее обсуждение

, побуждая детей поделиться своим эмоциональным отношением от деятельности

побуждает детей высказывать свое мнение, делится впечатлениями

о значении приобретенного ими опыта

дарит

«Календарь наблюдений за

ростом растений»

,

обеспечиваетоткрытость образовательного процесса

проводят посильный анализ своей работы

проявляют эмоциональный отклик

проявляют уважение к высказываниям сверстников

выражают

желание продемонстрировать мини-

теплицу родителям, сотрудникам детского сада, сверстникам

проявляют готовность наблюдать за ростом растений