* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА –

конструкт совместной образовательной деятельности (занятия)

с детьми подготовительного дошкольного возраста (6-7лет)

Материалы подготовила:Белоусова Екатерина Вадимовна, воспитательМАДОУ НГО детский сад «Росток», структурного подразделения – детский сад №35 «Аленький цветочек»

Тема: занятие по грамоте

Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная деятельность

Форма организации: подгрупповая (8-10 чел)

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Учебно-методический комплект: Образовательные ситуации к программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада./под ред. А. И. Булычевой.- М.:НОУ «УЦ им Л.А. Венгера «Развитие». Образовательная ситуация 18; Л.Е. Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001; Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

Предварительная работа: формирование навыков звукового анализа на ранее изученных звуках. Закрепление знаний об изученном звуке. Работа со схемами. Дидактические игры: «Звук потерялся», «Составь слово по первым буквам». Игра на внимание «Кто внимательный».

Результат образования:

Дети:

Дети проявляют умение отвечать на поставленные вопросы, выстраивать полные ответы.

Дети демонстрируют внимание к изучаемому звуку и восприятию нового.

Дети проявляют умение действовать по игровым правилам.

Дети демонстрируют умение различать звуки твёрдый и мягкий по акустическим и артикуляционным признакам.

Дети проявляют фонематический слух и логические приемы мышления, внимание.

Дети проявляют умение находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Дети демонстрируют умение прописывать буквы, соблюдать все элементы.

У детей совершенствуется общая и мелкая моторика пальцев рук, точная координация движений.

Задачи для педагога:

Обучающие

Обучение детей звуковому анализу слов и различению звуков по их качественной характеристике.

Обучение детей построению звукобуквенной модели с использованием гласных букв на основе правил их написания после согласных.

Стимулирование детей к называнию слов с заданным звуком.

Развивающие

Проведение звукового анализа

слов с использованием смешанной модели.

Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков.

Познакомить детей с действием изменения слов.

Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Упражнять в делении слов на слоги, в определении ударного слога.

Воспитательные

воспитывать аккуратность, усидчивость во время

выполнения заданий

;

воспитывать умение радоваться за свои успехи и успехи сверстников;

воспитывать отзывчивость, выбирать адекватные способы поведения в ситуациях, потребность в сотрудничестве со взрослым.

Задачи для детей:

Сказать,

чем отличаются звуки от букв, на какие группы делятся звуки

(характеристика звуков)

Отгадать загадку.

Составить звуковой анализ слова «Время»

Подвижная игра «Придумай слово»

Поиграть в игру «Кто внимательный»

Изменить слова

Средства и материалы:

Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зелёного, чёрного цветов; все гласные буквы. Картинка часы. Коробка с зеркалом. 6 смайликов, мяч.

Раздаточный: фишки красного, синего, зелёного, чёрного цветов; все гласные буквы; указки, фишки, игрушки; цифры от 1 до 5.

Этап деятельности

Деятельность педагога/педагогическая техника

Деятельность детей

Планируемый результат

I.

ОРГАНИЗАЦИ

ОННЫЙ МОМЕНТ

МОТИВАЦИЯ

Воспитатель организует детей в кружок. Показывает коробку, находящуюся в руках.

- Ребята, посмотрите, что у меня есть, какая красивая коробочка. Но коробка эта не простая, а волшебная. Знаете, почему она волшебная? Потому что внутри неё будет находится изображение того ребёнка кто сегодня будет самым внимательным, активным и отзывчивы. А откроется она тогда, когда вы вместе справитесь с заданиями, которые я для вас приготовила. И соберёте все смайлики.

Воспитатель ставит коробку на видное место.

РОрганизация детей

Р

РВ

Р

Р

РР

Р

РР

Слушают воспитателя, выстраивают кружок.

Проявляют речевую активность, эмоциональный отклик, отвечают на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность, выражают готовность включиться в совместную деятельность

II.

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Собрать все смайлики и посмотреть на изображение в коробке.

Принимают цель деятельности, эмоционально откликаются

Способны удерживать цель в течение всей деятельности. Развивают познавательный интерес и внимание, проявляют любознательность.

III.

ПРОЦЕСС

РЕАЛИЗАЦИИ

ЦЕЛИ

Задача №1 Сказать, чем отличаются звуки от букв, на какие группы делятся звуки (характеристика звуков)

Задача №2

Отгадать загадку.

Задача №3

Составить звуковой анализ слова «Время»

Задача №4

Поиграть в подвижную игру «Придумай слово»

Задача №5

Поиграть в игру «Кто внимательный»

Задача №6

Изменить слово

-Ребята давайте с вами вспомним чем отличаются буквы от звуков?

- На какие группы делятся звуки…? Дайте характеристику гласным звукам…? На какие две группы делятся согласные звуки…? Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Ребята давайте вспомним правило написания гласных букв после согласных звуков…Проговаривают правило.

- какие вы молодцы, всё вспомнили и справились с первым заданием. Хвалит. И вручает один смайлик.

-И так, следующее задание, нужно отгадать загадку.

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка та не для красы –

Время скажут вам…(часы)

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Все ли согласны? Правильно это часы! Ребята а для чего нам нужны часы? Что они показывают? (время). Правильно время!

Воспитатель хвалит детей и вручает ещё один смайлик.

А сейчас мы с вами разберём звуковой анализ слова «время», проходите за столы. Присаживайтесь.

Воспитатель провожает всех за столы. Одного ребёнка приглашает к доске. Остальные дети работают за столами со схемой и фишками (составляют схему к слову «время»)

Мольб.ВР

Р

Р

РРРРРРР

- Сколько всего звуков в слове...? Какой первый звук? Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? Каким цветом мы его обозначаем? Все ли согласны?

Дальше дети разбирают слово самостоятельно. Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения задания. Поощряет детей к действию. Проявляет свое отношение к происходящему, показывает свою заинтересованность.

- У всех получилась схема…? Выслушивает ответы детей.

- Давайте проверим. Какой второй звук в слове? Какой третий звук? и т.д. Ребята сколько слогов в слове «время»? Правильно два, мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. На какой звук падает ударение? Ребята давайте теперь заменим гласные звуки на буквы.

Воспитатель выслушивает ответы детей, проверяет у всех ли правильно. Вручает ещё один смайлик.

-Ребята вы отлично справляетесь с заданиями, предлагаю вам сыграем в игру с мячом! Воспитатель приглашает детей встать на ковёр.

-Вам нужно придумать слова со звуком «б» и «бь». Я буду бросать мяч одному из вас и тот, кому я его брошу назовёт слово со звуком «б» и «бь».

Воспитатель хвалит детей, вручает ещё один смайлик. Приглашает детей обратно за столы.

-Вы все отлично справляетесь с заданиями. Давайте немного отвлечёмся и сыграем в игру хорошо для вас знакомую «Кто внимательный». Дети делятся на две команды. Воспитатель выдает детям карточки с гласными буквами. Так же выкладывает таблички с зелёной фишкой и синей. По команде за синей фишкой выстраиваются те дети у кого гласные буквы пишутся после твёрдого согласного звука (а,о,у,ы.э), а за синей фишкой все гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука (я,е,ю,и,ю) Детям нужно выстроиться за определённой фишкой со своей буквой.

В

ФФ

РРРР

РРР

РР

Р

-Ребята, мы с вами отлично поиграли и заслужили ещё один смайлик. Воспитатель помещает на доску ещё один смайлик. Приглашает детей обратно за столы.

- Следующее задание для вас «Измени слово». Но для этого вам нудно разделиться по парам. Дети поворачиваются к своему соседу по столу, образую пару.

- Положите перед собой букву «М», «А», «Л» какое слово получилось? «мал», правильно! А теперь вам нужно поменять вторую гласную букву на любую другую, что бы получилось другое слово. У какой пары какое слово получилось? (мял, мыл, мил, мёл, мел, мул). Какие вы умнички. Справились и с этим заданием.

Воспитатель вывешивает ещё один смайлик, хвалит детей и приглашает встать из-за столов в кружок.

РР

РВ

Р

Р

РРРРР

Слушают вопрос, выражают собственные мысли.

Отвечают на вопросы полным предложением:

Создание заинтересованности. Стимулирование к деятельности.

Включение детей в деятельность

Дети усаживаются за столы.

Дети I и II образовательного маршрута работают самостоятельно, в случае необходимости – воспитатель помогает ребёнку.

Дети III образовательного маршрута работают с помощью воспитателя, используются индивидуальные обращения, тактильный контакт.

Выполняет задания в соответствии с установленными требованиями. Слушают. Выражают собственные суждения, рассказывают, объясняют, запоминают

Выполняют задание, отвечают на вопросы, применяя свой опыт, оказываю помощь товарищам. Работают в команде.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность. Работают в парах. Уважительно относятся к позиции другого. Доказывают свою точку зрения.

Умеют отвечать на поставленные вопросы, умеют выстраивать полные ответы. Умеют давать основную характеристику звуков русского языка.

Проявляют инициативу в поиске ответа на вопрос.

Выражают собственные суждения. Умеют давать характеристику звука, основываясь на артикуляционные ощущения. Умеют делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Ставят ударение. Интонационно выделяют нужный звук.

Отвечают на вопрос воспитателя полным ответом.

Активизация и обогащение словарного запаса. Умение находить заданный звук в словах.

Умеют сотрудничать со взрослым и с детьми в положительных формах, проявляют инициативу в установлении контактов, поддерживают разговор, хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могу использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах.

Делают выбор. Самостоятельно решают задачу (меняют букву). Обосновывают и комментируют результаты своих действий. Произносят получившееся слово.

.

IV.

ИТОГ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Ребята вы отлично справились со всеми заданиями, собрали все смайлики.

-Вам интересно посмотреть на изображение в коробочке? И мне тоже очень интересно посмотреть, кто же у нас самый внимательный, активный и отзывчивый.

-Ребята вы будете по очереди подходить ко мне и тихонько смотреть в коробочку. Только никому не говорите, что там увидели.

Дети поочерёдно подходят к воспитателю смотрят в коробку и встают на место. После того как все посмотрели в коробочку и встали на место воспитатель достаёт из коробки зеркало.

-Ребята, какое изображение вы увидели в коробке (себя), верно! Каждый из вас увидел себя, а что это значит? Верно. Это значит, что каждый из вас самый внимательный, активный, отзывчивый, умный, усидчивый и замечательный ребёнок.

Внимательно слушают. Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями.

Выражают собственные мысли, делятся впечатлениями.

Способны анализировать свою деятельность и результат.

V.

ОТКРЫТЫЙ ВРЕМЕННОЙ

КОНЕЦ

Воспитатель предлагает игру, для самостоятельной деятельности

а этом наша с вами работа не заканчивается, возьмите, пожалуйста, раскраски с буквами, найдите предметы на данный звук. В вашем распоряжении игры и материалы в нашем центре речевого развития.

Выражают собственные мысли, делятся впечатлениями.

Обладают самостоятельностью, инициативностью, проявляют познавательную активность.