Как сформировать познавательный интерес к математике у старших дошкольников
Подготовила: воспитатель
Гноевая Анна Сергеевна
Одна из задач педагогов ДОУ - создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес, который является основой учебной деятельности. Формирование математических представлений, согласно ФГОС дошкольного образования, входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, ознакомление со свойствами и отношениями объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время, причина и следствие и т. д.). Именно, познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.), а, следовательно, и успешного обучения в школе.
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. И мы - педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес в тягу к знаниям. У детей дошкольного возраста интерес к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту. Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.
В каждой возрастной группе ДОУ есть развивающие игры и игровые материалы математического содержания разной степени сложности. В такой среде педагог может одновременно включать в активную деятельность всех детей группы.
Математические игры — эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике. Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.
Игровой материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей каждой группы. Это настольно-печатные игры, логические таблицы, лабиринты, игры для развития логического мышления (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы), игры на составление целого из частей, домино и др.
В специальные папки и альбомы можно собрать материалы из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике. Большие возможности для творчества содержат игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты из двух-трех наборов к игре и составлять один и тот же силуэт из разных наборов.
Дошкольники любят заниматься со счетными палочками. Они используют их для счетных операций (количественного и порядкового счета, составления чисел из двух меньших и др.), делают из них разные геометрические фигуры и предметы. Такие занятия служат началом углубленной работы по развитию у дошкольников творческих способностей и подводят их к самостоятельному придумыванию задач-головоломок.
Чтобы стимулировать дошкольников к коллективным играм, творческой деятельности, можно использовать фланелеграфы, учебные и магнитные доски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа» и др. В течение года педагогам необходимо менять игры по мере их освоения, добавляют новые, более сложные; расширяют занимательный игровой материал. Развивающие игры и упражнения они проводят как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.
К ним относятся:
игровые проблемные ситуации;
математические сказки;
проектная деятельность;
элементарные опыты;
моделирование и др.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах.