Консультация для родителей.

 

Обучению детей буквам.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку необходимо понять, что речь строиться из звуков, а буква - это знак звука. Письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

Изучение букв – неотъемлемый этап в жизни ребёнка. С помощью этих знаний происходит активное познание мира, обучение чтению и правописанию. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Ребенку необходимо запомнить, установить ассоциативные связи между зрительным и слуховым образами. Буквенная запись позволяет ребенку перейти к новому для него виду речи: - письменной речи. Знакомство с письменной речью приводит к начальному выделению в сознании ребенка таких основных единиц, предложение, слово.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций у ребенка: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного гнозиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Этапы изучения букв:

Выделение изучаемого звука из слов

- ассоциация между образом звука и образом буквы.

Называние буквы.

При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например, звук «С» обозначается буквой «С», а не «ЭС» или «СЭ».

3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте.

4. Подбор зрительного образа к букве. « На что похожа буква?».

5.Анализ буквы.

- Из каких элементов состоит буква;

- Из скольких элементов состоит буква;

- Как расположены эти элементы в пространстве.

Конструирование и реконструирование букв

.

Выкладывание печатных букв из палочек, спичек,

и др.

Развитие тактильного восприятия буквы.

Дети пальцем обводят контуры буквы, изотовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

Закрепление (автоматизация) образа буквы.

Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

Автоматизация звуко-буквенных связей.

Самостоятельное написание буквы.

 

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят необходимо придерживаться принципам:

- У

чи

ть

буквы, играя.

- Обучать от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу ), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные буквы потом строчные).

- Не заучивать с детьми сразу все буквы алфавита. Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопиться - как можно раньше и больше изучить букв. Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка.

-

Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а - арбуз, о - осень, у - улитка и т. д.

- Знакомя с буквой дошкольнику предлагается только печатный (не письменный) образ букв.

- П

овтор

ять

выученные буквы, узнавать их в вывесках, в окружающих предметах

.

- П

араллельно развивать мелкую моторику – лепкой, аппликацией

.

- У

делять занятиям не менее 10 минут, в зависимости от возраст

а; лучше проводить дозированно, но систематически.

- П

риобрести наглядные материалы

, дидактические пособия

– доску с магнитными буквами, пазлы

, буквари, раскраски, и др.

 

Как научить ребенка буквам дома?

Родителям помогут специальные пособия, интересные задания, упражнения и увлекательные игры, которые помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

Игры с кубиками.

Игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики.

Кто быстрее соберет буквы.

На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать.

Игра с пластилином.

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква.

Развивающие онлайн - игры.

Кроме классических игр и упражнений активно используются онлайн - игры. Главное - помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн - игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников - запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах.

Говорящий алфавит для детей.

Говорящий алфавит прямо чудеса творит! Любую букву нажимай и сразу слово получай! В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы.

На что похожа буква.

Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения.

Магнитная азбука. 

Магнитная азбука полезна тем, что ощупывая букву, ребенок запоминает ее физический образ.

 

Существуют множество приемов и методик - как выучить с ребенком буквы, но универсального метода нет. Успех ребенка зависит от его индивидуального темпа развития. Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию грамотно.

 

Подготовила: воспитатель Бамбышева Е.Н.