Консультация «Игровые технологии на прогулке с детьми раннего возраста»
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети играя, двигаются, познают самого себя, других и окружающий мир. Задача педагога создать комфортные условия, благоприятную атмосферу на прогулке и стать связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Малыши должны гулять не менее 2 раз в день. Для обеспечения качественной организации прогулки я использую различные игровые технологии, которые проникают во все виды жизнедеятельности детей: образовательная деятельность, трудовая деятельность, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня.
В своей работе на прогулке с детьми раннего возраста я использую следующие виды игровых технологий :
1. Совместные игры с несколькими партнерами - эти игры помогают детям чувство общности, воспитывает у них умение вступать в эмоционально практическое взаимодействие с группой сверстников. («Паровозик», «Птички в гнездышках»).
2. Хороводные игры - эти игры созданы по образу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь» и т. д.)
3. Совместные игры с предметами – помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Мой веселый звонкий мяч»).
4. Словестные игры и игры с текстом - они построены на словах и действиях играющих («Мишка косолапый», «Зайка беленький сидит»).
5. Организуем театрализованные игры (Репка) совместно с музыкальным руководителем;
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Используя игровые технологии в образовательном процессе необходимо создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумке и фантазии ребенка.
В зимний период в детском саду создаем определенные условия для игровой деятельности : расчищаем участок от снега, создаем постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнения для равновесия, лазания, прыжки). Снежные фигурки, крепости побуждают малышей к активной деятельности, поэтому на прогулке с ними можно провести много занимательных и познавательных игр. Например: на зимней площадке покрытой снегом проводим игры, включающие разнообразные движения: ходьба и бег, ходьба по лабиринтам, перешагивание через снежный ком, прыжки, катание с ледяных горок, сюжетные подвижные игры с простыми правилами. А чтобы побудить интерес малышей к физкультурным занятиям, их проводим в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий (прыгаем как зайчики, ходим как мишка, птички полетели и т. д., учитывая психо-физиологические особенности детей 3-го года рождения: повышенную возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большую подвижность, быструю утомляемость от однообразных движений. На прогулке дети много двигаются, учатся преодолевать различные препятствия, у них вырабатываются двигательные умения, навыки, укрепляется мышечная система. Это не только развлечение для детей – оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Все это способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его разностороннему развитию.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, например: «Воробушки и кот». Воспитатель, играя с детьми подсказывает ход игры, подсказывает движения: показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает расставив руки в стороны.
Задачи: учить, соблюдать правила игры, реагировать на сигнал
Описание: для игры понадобятся маски кошки и птичек, на черченый большой круг. Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центр круга (кошка, засыпает (закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить их, а они выбегают из круга.
Игра «Снежинки и ветер».
Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Описание: по сигналу «Ветер» - дети бегают по площадке в разных направлениях, прыгают. По сигналу «Нет ветра» - приседают (снежинки упали на землю). Прогулка способствует умственному развитию, т. к. дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
На летний оздоровительный период в нашем саду созданы все условия для игровой деятельности, для физического развития детей: есть большая веранда, горка, качели, песочница. Я использую разнообразные упражнения для равновесия «По тропинке», упражнения развивающие равновесие, необходимы в раннем возрасте, т. к. они способствуют развитию координации движений, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности, однако дети выполняют их с удовольствием, если занятия проводятся в игровой форме. Для ориентировки в пространстве «Где звенит колокольчик?», общеразвивающие упражнения с мелкими предметами, игрушками, мячиками, обручами, скакалками.
1. Упражнения с бросанием и ловлей «Попади в воротца».
Цель: учить малышей прокатывать мячи в обручи в нужном направлении, развивать глазомер, так же переносить мячи, бросать, ловить двумя руками, все это укрепляет мелкую мускулатуру кистей рук.
«Целься вернее». На площадке стоит большая корзина, дети становятся в шеренгу, у каждого в руке шишка. По сигналу воспитателя дети бросают шишки в корзину. Упражнение одновременно могут выполнить 8-10 детей.
2. Игры с обручами «Едем на машине». Воспитатель раздает детям обручи, предлагает поиграть в машины, по команде – Поехали! – дети, держа в вытянутых руках обручи, вращают их в разные стороны, изображая звук мотора. Эти движения можно сочетать с ходьбой в разных направлениях. Когда воспитатель говорит – Приехали – малыши останавливаются и кладут обручи на площадку. Игра повторяется 3-4 раза.
«Дорожка из обручей». Предлагается детям выложить из нескольких обручей дорожку и попрыгать на ней. Малыши могут ходить по дорожке, перешагивая из обруча в обруч, прыгая из обруча в обруч, и т. д.
«Проползи через обруч». Ребенок должен проползти на четвереньках через обруч или проползти как мышка на коленях и ладонях.
3. Использование разноцветных скакалок. «Ручеек». Скакалки разного цвета можно положить на небольшом расстоянии один от другого. Малыши (6-8 человек) подходят к скакалке и по сигналу воспитателя стараются перепрыгнуть через одну скакалку, подходят к другой, прыгают через нее.
На участке группы имеется песочница, которую используем для проведения разнообразных игр и упражнений.
Кроме игр на развитие физических качеств, мы используем в своей работе и игры на развитие математических представлений, словесные игры.
Игры на развитие математических представлений
«Мячи большие и маленькие».
Цель: совершенствование представлений у детей о величине (большая и маленькая корзина на площадке, мячи диаметром 5 и 15 см).
Ход игры: воспитатель рассыпает мячи по площадке и предлагает малышам собрать большие мячи в большую корзину, маленькие мячи в маленькую корзину, игра повторяется 3-4 раза.
Игра «Найди домик». Воспитатель предлагает детям собрать геометрические фигуры: кубики, треугольники (которые разбросаны на площадке) и разместить их по своим «домикам» (это коробки разной формы – треугольной, квадратной, круглой). Малыши бегают по площадке, резвятся; по сигналу: Все в свои домики! – складывают геометрические фигуры. Организуем самостоятельные игры с каталками, автомобилями, велосипедом, игры с песком, водой; всевозможные походы-экскурсии по участкам д/с; катание на качелях.
Результат использования игровых технологий на прогулке – это радость, эмоциональный подъем, развитие и увеличение физических сил ребенка, эффективное оздоровительное воздействие на организм в целом. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не толь в играх, но и в упражнениях во время занятий.
В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребенка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребенок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.