Патриотическое воспитание дошкольников.
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.
Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.
Патриотизм включает в себя:
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Главной целью дошкольного образования в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачами для реализации патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России ;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются ежесекундно во всех видах детской деятельности: на ООД, в режимных моментах (в играх, в труде, в быту), на праздниках и т.д. С чего начинается любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине? Она начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, а затем уже к городу, родному краю, стране.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников должно проходить по модели: В младшем дошкольном возрасте цель работы - это ознакомление детей с ближайшим окружением. Мы знакомим детей с понятием семья, с взаимоотношениями членов семьи, с детским садом, формируем доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, знакомим с правилами поведения детей в детском саду, в общественных местах.
В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, родной город, достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры.
В старшем и подготовительном возрасте основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.
Реализации поставленных целей и задач по нравственно – патриотическому воспитанию должна помогать и предметно - развивающая среда в группах (т.е. в каждой группе должен быть уголок патриотического воспитания)
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию педагогом используются такие нетрадиционные методы и приемы как:
Беседы с детьми о родном городе, о столице нашей родины, рассказы, объяснения;
Чтение художественной литературы;
Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, инчсценировки сценок, показ театров.
Просмотр диафильмов, репродукций картин, иллюстраций, презентаций (их рассматривание и обсуждение);
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством; продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, конструирование, аппликация и т.д.)
Наблюдения за окружающим миром, за трудовой жизнью людей, за изменениями в облике города;
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для них окружении;
Целевые экскурсии (по территории детского сада, по району, в музей, в театр). Но не всегда можно организовать экскурсию в музей или театр, например при знакомстве со столицей нашей Родины, тут на помощь приходят виртуальные экскурсий. Что такое виртуальная экскурсия? (Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия).
Квест-технология как одна из инновационных форм гражданско-патриотического воспитания
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками в основе которых лежит активизация и включение детей в образовательный процесс ДОУ. Особенно удачно технологии и формы сочетаются в квест-технологии, которая чаще всего пользуется популярностью у детей и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Квест-игра дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Дошкольник научится планировать, прогнозировать, добиваться результата. В квест-игре совершенствуются физические и нравственные качества.
Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания. Наш детский сад работает по календарно – тематическому планированию, в него включены темы, по нравственно - патриотическому воспитанию: «Детский сад», «Родной город», «Моя страна», «Семья. Здоровый образ жизни», «Новогодние забавы» и т.д., но я считаю, что в каждой теме недели можно поговорить с детьми о нравственном или патриотическом воспитании. (Например: тема недели «Птицы», здесь можно поговорить с детьми младшего возраста о том каких птиц они видели на улицах нашего города, с детьми старшего возраста о птицах, живущих в нашем регионе, занесенных в Красную книгу нашей области).
В планировании работа по нравственно – патриотическому воспитанию по каждой теме должна включать в себя все виды детской деятельности - ООД, трудовые поручения, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Ну и, конечно игры, т.к. основная деятельность детей дошкольного возраста – это игровая деятельность (дидактические, конструкторские, сюжетно – ролевые, народные подвижные игры, игры – забавы и т.д.). Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Все мы знаем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимы «живые» наглядные предметы и материалы для ознакомления детей с бытом, традициями (это и знакомство с национальным костюмом, старинной мебелью, посудой, и т. д.). Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в Детском саду.Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован – проектный метод. Темы проектов по нравственно – патриотическому воспитанию могут быть разнообразны, но они должны соответствовать возрасту детей, их интересам. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому педагогам нужно просвещать родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей и привлекать к активному участию в деятельности дошкольного учреждения Например: необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких семейных постулатов, а педагог подтолкнет к этому родителей Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (микрорайона) на которой находится детский сад или живут дети. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.