* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-bottom: 8pt;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;}

КИМ для тематического раздела «Лексикология»

(Рабочая программа по русскому языку, 5 класс)

Назначение контрольной работы

Контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения обучающимися тематического раздела рабочей программы «Лексикология».

Содержание контроля соответствует разделу 19.9.5.5. федеральной рабочей программы по русскому языку 19.11.4.7.

Лексикология.

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).

Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слов

.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы, уметь правильно употреблять слова-паронимы

.

Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия

.

Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).

Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).

2. Условия проведения контрольной работы

Контрольная работа проводится форме теста на бумажном носителе. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Присутствие ассистента не предусмотрено. На выполнение всей работы отводится 40 минут.

3. Структура контрольной работы

задания

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

Оцениваемые результаты

(кодификатор1)

Связь с

УУД

Уро-

вень

Вес задания

Время

1 - 2

Определение понятий «лексикология», «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова».

Толковые словари русского языка-источники толкования лексического значения слова.

Различать лексическое и грамматическое значение слова

Уметь пользоваться толковым словарём

ПУУД: классификация

классификация

Базовый

Базовый

1

1

1

1

3 -4

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слова.

Однозначные и многозначные слова.

Находить и различать однозначные и многозначные слова; используя разные значения многозначных слов, употреблять их в речи.

ПУУД:

анализ, сравнение

Базовый

Повышенный

1

2

1

3

5 6

7

Прямое и переносное значения слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употребление слова в переносном значении.

Знать понятия «прямое значение слова», «переносное значение слова», «метафора». Уметь различать слова, употреблённые в прямом и переносном значении, употреблять в речи слова с переносным значением, находить и определять роль метафоры и олицетворения в художественных текстах.

ПУУД: анализ, сравнение

КУУД использование языковых средств

Базовый Повышенный

2

2

2

3

3

3

8-9

Лексические омонимы. Различение омонимов и многозначных слов в речи.

Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов , анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов.

ПУУД: анализ

сравнение

КУУД: использование языковых средств

Повышенный

1

1

1

3

10 - 11

Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Употребление синонимов в речи.

Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи.

ПУУД: анализ, сравнение

КУУД: использование языковых средств

Базовый

Повышенный

1

2

1

4

12 - 13

Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в речи.

Знать стилистическую роль антонимов. Находить антонимы в тексте. Использовать антонимы в речи.

ПУУД: анализ, сравнение

КУУД

Использование языковых средств

Базовый

Повышенный

1

2

1

5

14- 15

Паронимы. Наблюдение за использованием паронимов в речи.

Находить и различать паронимы в речи. Соблюдать нормы употребления паронимов в речи.

ПУУД: анализ сравнение

Базовый

Повышенный

1

2

3

3

16

Лексический анализ слова (определение исходного слова по его лексическому значению)

Уметь пользоваться словарной статьёй для определения значения исходного слова.

Базовый

2

4

Всего:

24

40

Перевод в отметки:

Отметка «5» - 21-24 баллов

Отметка «4» - 15-20 баллов

Отметка «3» - 8-14баллов

Отметка «2» - не более 7 баллов

Отметка «1» - не приступил к выполнению работы

Контрольные задания.

Задание

Шкала оценивания

Отметить ответ на вопрос: что изучает лексикология?

словарный состав языка

части речи

знаки препинания

«1» - дан верный ответ

«0» - верный ответ отсутствует

Отметить ответ на вопрос: в каком словаре даётся толкование лексического значения слова?

1) толковом

2) орфографическом

3) словообразовательном

«1»- ответ отмечен верно

«0» - верный ответ отсутствует

Отметить ответ на вопрос: как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

1) синонимы

2) многозначные слова

3) однозначные слова

«1» - ответ отмечен верно

«0» - верный ответ отсутствует

Отметить многозначное ( многозначные) слово(слова):

фломастер

рукав

берёза

шляпка

«2» - отмечены верно оба слова

«1» - допущена одна ошибка

«0» - допущены 2 ошибки / слова не подчёркнуты

Отметить вариант(варианты) ответа(ответов), в котором(которых) одно из слов употреблено в переносном значении:

детские игрушки

яркое солнце

глухая ночь

железное здоровье

«2» - отмечены верно оба варианта

«1» - допущена 1 ошибка

«0» - допущены 2 ошибки/ варианты не отмечены

Отметьте в строфе метафору (метафоры):

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.(С.Есенин)

С какой целью автор использует метафору (метафоры) в тексте? Аргументируйте свою точку зрения.

Метафоры придают тексту выразительность, передают авторское отношение к предмету.

* Формулировка учащегося может отличаться от эталона

«2» - все метафоры отмечены, дано объяснение

«1» - допущена 1 ошибка/ объяснение не дано.

«0» - допущены 2 и более ошибки/ метафоры не отмечены

Отметьте в строфе олицетворение (олицетворения). С какой целью автор использует олицетворение (олицетворения) в стихотворении? Аргументируйте свою точку зрения.

А заря, лениво

обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С.Есенин)

Олицетворения одушевляют природу, наделяя её свойствами человека, придают произведению выразительность, передают авторское отношение к предмету изображения.

*Формулировка учащегося может отличаться от эталона

«2» - все олицетворения отмечены, дано объяснение

«1» - приведено одно олицетворение, дано объяснение

«0» - примеры не приведены/объяснение не дано

Отметьте правильное продолжение предложения : Омонимами называют

словарный состав языка

слова, имеющие одно лексическое значение

слова, имеющие несколько лексических значений

слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

«1» - продолжение предложения отмечено верно

«0» - верный ответ отсутствует

Найдите и отметьте омонимы в одной паре предложений из данных:

Поверни

ключ

в замке.

Ключ

бьёт на дне реки.

Снег падает на землю. Моряки рады ступить на землю.

Во поле берёзка стояла. Клён шумит над озером.

Золотое блюдо нашли археологи. У мамы золотые руки.

«1» - омонимы отмечены верно.

«0» - верный ответ отсутствует

Отметьте правильное продолжение предложения: Синонимы - это:

с

лова, имеющие несколько лексических значений

с

лова одной и той же части речи, которые совпадают или близки по лексическому значению

сл

ова одной и той же части речи

слова, имеющие одно лексическое значение

«1» - определение синонимов дано верно

«0» - верный ответ отсутствует

Выберите и отметьте строки, в которых записаны синонимы:

большой – низкий

тревожный – беспокойный

собранный – рассеянный

удивительный - диковинный

«2» - две пары синонимов отмечены верно

«1» -отмечена одна пара синонимов

«0» - верный ответ отсутствует

Отметьте правильное продолжение предложения: Антонимы – это

слова одной и той же части речи, которые совпадают по лексическому значению

слова, имеющие несколько лексических значений

слова, имеющие одно лексическое значение

слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

«1» - ответ дан верно

«0» - верный ответ отсутствует

Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки. Спишите.

Больше думай, … говори. Век долг, да час ….

Горькая правда лучше … лжи. Добро помни, а зло…

Новых друзей наживай, а …не теряй.

Больше думай, МЕНЬШЕ говори. Век долог, да час КОРОТОК. Горькая правда лучше СЛАДКОЙ лжи. Добро помни, а зло ЗАБЫВАЙ. Новых друзей наживай, а СТАРЫХ не теряй.

«2» - все антонимы подобраны и записаны верно

«1» - допущены 2 ошибки

«0» - допущены 3 и более ошибки

Отметьте словосочетание, в котором вместо слова песчаный нужно употребить слово песочный:

песчаная почва

песчаный пляж

песчаное тесто

песчаный берег

«1» - словосочетание отмечено верно

«0» - верный ответ отсутствует

Запишите словосочетания, выбирая из слов, указанных в скобках, необходимый вариант:

(бедная, бедственная) фантазия_________

______________

(

зрительные, зрительские) аплодисменты

__________________________________

(предоставить,

представить )

к награде

________________________________

(сытно, сыто) пообедать

________________________________

ЗРИТЕЛЬСКИЕ аплодисменты

БЕДНАЯ фантазия

ПРЕДСТАВИТЬ к награде

СЫТНО пообедать

«2» - все паронимы верно выбраны и записаны

«1»- верно выбраны и записаны 2 паронима

«0» - верный ответ отсутствует

По представленным ниже толкованиям определите слово и запишите его:

Тонкая верёвка_________________

Плод дуба_____________________

Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса_____________________

Человек, любящий наряжаться, нарядно одетый, франт__________________

Слова для справок: бечвка, щ…голь, ш…пот, ж…лудь

бечЁвка

жЁлудь

шЁпот

щЁголь

«2» - все слова истолкованы верно

«1» - верно истолкованы 2 слова

«0» - допущены 3 ошибки и более

В рамках текущего контроля речь идет об условной кодификации. Полноценный кодификатор возможен, если каждому оцениваемому результату присвоен цифровой код.