Рабочая программа элективного курса «История в лицах» для 8 классов на 2023-2024 учебный год

 

Пояснительная записка.

Преподавая историю в школе, заметно ощущается нехватка информативного поля у учащихся при усвоении учебного материала. Приходится тратить много времени на объяснение простейшего факта (почему у людей в старину не было отчеств, что означает герб того или иного города и т.д.). Поэтому мною был разработан элективный курс «История в лицах». В основу структуры изучаемого курса заложен принцип развивающего обучения, активизация познавательной деятельности учащихся. При планировании курса было уделено внимание объему информации, который будет представлен в процессе прохождения элективного курса, необходимого для успешного изучения истории. Так же рабочая программа имеет цель сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности.

Цели и задачи курса:

развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой;

помочь учащимся лучше усваивать новый материал по истории, внимательнее относиться к предметам с точки зрения исторической значимости, что позволит учащимся подготовиться к сдаче

ОГЕ и

ЕГЭ.

сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности.


Место элективного курса в учебном плане

На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю)

Общими принципами отбора содержания материала являются:

доступность для учащихся средней школы;

реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - она может быть изучена в отведенное количество часов.

инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков

содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими личностями.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

относятся следующие убеждения и качества:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской

идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление

интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего

края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к

науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям

народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и

природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в

родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и

примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей

гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов

других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,

местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,

дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной

среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-

нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы

современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность

оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с

позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как

знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном

опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий

прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как

важной составляющей современного общественного сознания;

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии

своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей

общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового

искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к

культуре своего и других народов;

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание

ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения

трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;

представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы

профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной

траектории образования и жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта

взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера

экологических проблем современного мира и

необходимости защиты окружающей

среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность

к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты

выражаются

в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать

исторические факты (в форме таблиц, схем

); выявлять характерные признаки

исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать

события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать

выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную

задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,

объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять

реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с

имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;

представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,

презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической

информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная

литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать

виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и

значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или

сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических

обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей

прошлого, раскрывать различие и

сходство

высказываемых оценок; выражать и

аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и

применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических

примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения

поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные

учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять

свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами

команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

3. Работа с исторической картой:

4. Работа с историческими источниками:

5. Историческое описание (реконструкция):

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего

8. Применение исторических знаний:

Тематическое планирование

№ п\п

Тема

количество часов

Раздел I Российская империя Романовых 10ч

1.

Петр I – царь и император

1

2.

Петр I – царь и император

1

3.

Екатерина I

1

4.

Петр II

1

5.

Анна Ивановна

1

6.

Анна Леопольдовна

1

7.

Елизавета Петровна

1

8.

Петр III

1

9.

Екатерина II

1

10.

Павел I

1

Раздел I I Культура Росссии 16ч

Образование 18в.

11.

Ломоносов М.В

1

12.

И.И. Бецкой

1

13.

Новиков Н.И.

1

Наука и техника 18в

5ч

14.

отец и сын Моторины 

1

15.

Андрей Нартов

1

16.

Иван Ползунов

1

17.

Козьма Фролов 

1

18.

Иван Кулибин.

1

Архитектура 18в

19.

В. И. Баженов

1

20.

А. Ф. Кокоринов

1

21.

М. Ф. Казаков

1

22.

И. Е. Старов

1

Живопись и скульптура 18в

4ч

23.

И. Я. Вишняков

1

24.

Антон Павлович Лосенко

1

25.

Дмитрий Григорьевич Левицкий

1

26.

Владимир Боровиковский 

1

Музыка и театр 18в

27.

Т. Бубликов, А. и М. Грековы.

1

28.

Дмитрия Степановича Бортнянского

1

29.

Василия Алексеевича Пашкевича

1

30.

Евстигнея Ипатовича Фомина 

1

31-34

Защита проектов

4ч

ИТОГО 34 ЧАССА