Рабочая программа элективного курса «История в лицах» для 8 классов на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Преподавая историю в школе, заметно ощущается нехватка информативного поля у учащихся при усвоении учебного материала. Приходится тратить много времени на объяснение простейшего факта (почему у людей в старину не было отчеств, что означает герб того или иного города и т.д.). Поэтому мною был разработан элективный курс «История в лицах». В основу структуры изучаемого курса заложен принцип развивающего обучения, активизация познавательной деятельности учащихся. При планировании курса было уделено внимание объему информации, который будет представлен в процессе прохождения элективного курса, необходимого для успешного изучения истории. Так же рабочая программа имеет цель сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности.
Цели и задачи курса:
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой;
помочь учащимся лучше усваивать новый материал по истории, внимательнее относиться к предметам с точки зрения исторической значимости, что позволит учащимся подготовиться к сдаче
ОГЕ и
ЕГЭ.
сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности.
Место элективного курса в учебном плане
На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю)
Общими принципами отбора содержания материала являются:
доступность для учащихся средней школы;
реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - она может быть изучена в отведенное количество часов.
инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков
содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими личностями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной
среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-
нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как
знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий
прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как
важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей
общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к
культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей
среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты
выражаются
в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем
); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с
имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная
литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать
виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и
сходство
высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять
свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
3. Работа с исторической картой:
4. Работа с историческими источниками:
5. Историческое описание (реконструкция):
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
8. Применение исторических знаний:
Тематическое планирование
№ п\п
Тема
количество часов
Раздел I Российская империя Романовых 10ч
1.
Петр I – царь и император
1
2.
Петр I – царь и император
1
3.
Екатерина I
1
4.
Петр II
1
5.
Анна Ивановна
1
6.
Анна Леопольдовна
1
7.
Елизавета Петровна
1
8.
Петр III
1
9.
Екатерина II
1
10.
Павел I
1
Раздел I I Культура Росссии 16ч
Образование 18в.
3ч
11.
Ломоносов М.В
1
12.
И.И. Бецкой
1
13.
Новиков Н.И.
1
Наука и техника 18в
5ч
14.
отец и сын Моторины
1
15.
Андрей Нартов
1
16.
Иван Ползунов
1
17.
Козьма Фролов
1
18.
Иван Кулибин.
1
Архитектура 18в
4ч
19.
В. И. Баженов
1
20.
А. Ф. Кокоринов
1
21.
М. Ф. Казаков
1
22.
И. Е. Старов
1
Живопись и скульптура 18в
4ч
23.
И. Я. Вишняков
1
24.
Антон Павлович Лосенко
1
25.
Дмитрий Григорьевич Левицкий
1
26.
Владимир Боровиковский
1
Музыка и театр 18в
4ч
27.
Т. Бубликов, А. и М. Грековы.
1
28.
Дмитрия Степановича Бортнянского
1
29.
Василия Алексеевича Пашкевича
1
30.
Евстигнея Ипатовича Фомина
1
31-34
Защита проектов
4ч
ИТОГО 34 ЧАССА