Конспект интегрированного занятия «Как звери и птицы готовятся к зиме».
Направление деятельности: « Познавательное развитие»
Образовательная область: « Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое»
Возрастная группа: Средняя группа
Тип образовательной деятельности: интегрированный (развитие речи и аппликация)
Цель: Обобщение представлений о жизни диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к зиме, учить дифференцировать животных по образу жизни, развивать активный словарь существительных по теме «Животный мир».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе;
-формировать представление о том, как дикие животные готовятся к зиме;
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-онок».
Развивающие:
- развивать познавательную и речевую активность;
- развивать умение слышать и слушать вопрос;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать связную речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе, понимание поведения и повадок животных и доброе отношение к животному миру.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы про диких животных;
- Рассматривание иллюстраций;
- Просмотр мультфильмов о жизни зверей в лесу;
- Дидактические игры «Назови ласково», « Чей детеныш?», «Домашние и дикие животные», «Расскажи сказку».
Методы и приемы:
- Практические ( игры, игровые ситуации, творческое задание);
- Наглядные (показ, наблюдение);
- Словесные (беседа, загадки, объяснение, рассуждение).
Словарная работа:
- употребление в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
- произношение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-онок»;
- обогащение словаря путем подбора описательных прилагательных .
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо в конверте, коробка, интерактивная доска, слайды, видеоролик.
Раздаточный материал:
клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупа (манная, овес); клеёнка.
Используемые современные образовательные технологии: использование игровой, здоровьесберегающей, личностно – ориенированная.
информационно коммуникативной технологий.
Ход
занятия. Вступительная часть.
Минутка вхождения «Доброе утро».
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Звучит мелодия «Осенний лес»
Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, послушайте мелодию и посмотрите внимательно на доску. Что вы услышали в этой музыке, о чем она вам напомнила и о ком. С чем ее можно сравнить?
- Какое время года вы видите на картине?
Дети:- Позднюю осень.
Воспитатель: - А вам нравится осень? (Ответы детей).
Воспитатель:- Ребята скажите, а какая бывает осень? (Ответы детей – холодная, пасмурная, дождливая, разноцветная, рыжая и т.д.).
Воспитатель: - Правильно. Осень бывает разная. Бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. В такую погоду хочется укрыться в доме, в тепле. К зиме готовятся не только люди, но и животные. А какие животные и птицы готовятся к зиме мы с вами узнаем, когда отгадаем загадки.
Воспитатель:- 1)Кто зимой холодной ходит злой голодный? (ответы детей)
Воспитатель:- Правильно. А как ласково назвать детеныша волка?
Воспитатель:- 2)Косоглазый маленький в шубке он и в валенках?
Воспитатель:-3) Всё блестящее хватает, Не спросив, – и улетает. Вижу я её с порога, Сидит на дереве…
Воспитатель: - Молодцы, это сорока.
Воспитатель: - Верно. А как ласково назвать детеныша зайца?
Воспитатель:- 4)Я мохнатый, косолапый. Сладко сплю зимой в лесу.
Воспитатель: -Правильно. А как ласково назвать детеныша медведя?
Воспитатель: - 5)Хожу в пушистой шубе. Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, Орешки я грызу.
Воспитатель: -Верно. А как ласково назвать детеныша белки?
Воспитатель: -Под соснами, под елками. Лежит мешок с иголками.
Воспитатель: -Верно. А как ласково назвать детеныша ежа?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! - Ребята а про каких животных мы отгадали загадки?
Воспитатель:- А почему их так называют? (Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё).
Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим на картине, как готовятся к холодной зиме звери и птицы в лесу.
Дети: - Белка делает запасы на зиму, собирает орешки и грибы. Медведь впадает в спячку, заяц и белка меняют цвет шубок.
Воспитатель: - Холодно в лесу зимой, звери стараются согреться . Давайте и мы с вами подвигаемся ,как зверята.
Физкультминутка
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик
Воспитатель: - Ребята, а звери шубки еще меняют, кто скажет? (ответы детей)
(Воспитатель ставит на стол сундучок)
- Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, в котором лежат силуэты животных, только шубки у них слишком тонкие. Давайте сегодня подарить нашим животным красивые зимние шубки, а то скоро зима, и им обидно, что они останутся без новых шубок. Я предлагаю вам стать портными и утеплить шубки для зверят из различных круп. Какие крупы вы видите на столе (манная и овес).
(Показ выполнения работы воспитателем).
Воспитатель: Ребята, а теперь выбирайте силуэт животного, кому вы будете утеплять шубку.
( Ребята выбирают силуэт животного).
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Раз, два, три, четыре, пять, ( Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3, 4, 5 загибать. )
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. )
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить! ( Все пальчики «бегут» по столу. )
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять. ( Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца. )
Повтор закрепить последовательность.
С чего мы начнем делать наших животных? Потом что делаем? А затем что делаем?
Практическая работа детей. Индивидуальная помощь. Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно делают аппликацию.
(Дети подходят к столу и выбирают картонный силуэт животного, намазывают их клеем ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой. Воспитатель включает музыку и дети выполняют аппликацию).
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы! Утеплили шубки лесным жителям и теперь они не замерзнут холодной зимой.
Заключительная часть. Рефлексивно-корригирующий этап деятельности. Воспитатель: - А теперь ребята, подойдите ко мне. Чем мы с вами занимались? Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? Алиса, ты сегодня что делала? Глеб, что тебе больше понравилось на занятии? А чему мы научились? Я вам предлагаю сегодня, когда мы выйдем на прогулку, вынести корм и покормить птиц в детском саду, насыпать корм в кормушки. Спасибо всем ребятам, вы молодцы!
Список используемой литературы:
Основные источники: В.В.
Гербова
« Занятия по развитию речи в средней группе»
.
Т.В. Иванова «Развитие речи» Издательско-торговый дом «Корифей» Волгоград
.
Конспекты занятий в средней группе,
по
редакцией
Л.Г.
Мухомориной
, 2006 год
.
Колдина
Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада
.
«И учеба, и игра», Т.И.
Тарабакина
.
Дополнительные источники: образовательные сайты – dohcolonoc.ru, www.maam.ru, www.moi-detsad.ru