«Коррекция эмоциональных нарушений методами арт-терапии у детей дошкольного возраста

"Азбука эмоций"» 

(программа психокоррекционной помощи детям)

Автор-Лакомкина Е.В.

Актуальность

На сегодняшний день актуальность проблемы психического здоровья детей выходит на первый план. Детский возраст является решающим в формировании познавательных процессов и развития личности.

Почти все основные свойства и личностные качества человека закладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появится раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

С психологической точки зрения становление базовых свойств личности в дошкольном возрасте необычайно важно, т.к. приобретение ребенком навыков в этом возрасте способствует развитию самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.

Направленность программы

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через: способность самовыражения и самопознания, устранения негативных эмоций во всех проявлениях, способы борьбы с агрессией, получение навыков выстраивания межличностных отношений.  Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.

Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Цели программы

формирование психологического здоровья детей;

психокоррекция

нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста;

психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

исправление отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном и т.д.) на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала ребенка;

привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

Основные задачи

способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

обучать ребенка положительному

самоотношению

и принятию других людей;

развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;

учить ребенка выражать свою любовь;

вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; 

корректировать нежелательные черты характера и поведения;

обучать ребенка рефлексивным умениям;

формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Участники программы: дети 3-7 лет.

2016 г. 

были охвачены следующие возрастные группы 3-4 года (12 детей), 4-5 лет (10 детей), 5-7 лет (13 детей).

2017 г.

были охвачены следующие возрастные группы 3-4 года (15 детей), 4-5 лет (11 детей), 5-7 лет (18 детей).

Срок проведения: 4 месяца.

Режим занятий: 1 раз в неделю (30– 40 минут в зависимости от возраста и формы занятий).

Форма занятий: индивидуальное/групповое.

Результаты

позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов;

развитие моторных функций детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции;

снижение эмоциональной тревожности;

повышение самооценки;

развитие коммуникативных навыков;

улучшение детско-родительских отношений;

закрепление положительных поведенческих реакций.