«Коррекция эмоциональных нарушений методами арт-терапии у детей дошкольного возраста
"Азбука эмоций"»
(программа психокоррекционной помощи детям)
Автор-Лакомкина Е.В.
Актуальность
На сегодняшний день актуальность проблемы психического здоровья детей выходит на первый план. Детский возраст является решающим в формировании познавательных процессов и развития личности.
Почти все основные свойства и личностные качества человека закладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появится раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.
С психологической точки зрения становление базовых свойств личности в дошкольном возрасте необычайно важно, т.к. приобретение ребенком навыков в этом возрасте способствует развитию самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.
Направленность программы
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через: способность самовыражения и самопознания, устранения негативных эмоций во всех проявлениях, способы борьбы с агрессией, получение навыков выстраивания межличностных отношений. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.
Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Цели программы
формирование психологического здоровья детей;
психокоррекция
нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста;
психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
исправление отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном и т.д.) на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала ребенка;
привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.
Основные задачи
способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
обучать ребенка положительному
самоотношению
и принятию других людей;
развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
учить ребенка выражать свою любовь;
вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать нежелательные черты характера и поведения;
обучать ребенка рефлексивным умениям;
формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Участники программы: дети 3-7 лет.
2016 г.
были охвачены следующие возрастные группы 3-4 года (12 детей), 4-5 лет (10 детей), 5-7 лет (13 детей).
2017 г.
были охвачены следующие возрастные группы 3-4 года (15 детей), 4-5 лет (11 детей), 5-7 лет (18 детей).
Срок проведения: 4 месяца.
Режим занятий: 1 раз в неделю (30– 40 минут в зависимости от возраста и формы занятий).
Форма занятий: индивидуальное/групповое.
Результаты
позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов;
развитие моторных функций детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции;
снижение эмоциональной тревожности;
повышение самооценки;
развитие коммуникативных навыков;
улучшение детско-родительских отношений;
закрепление положительных поведенческих реакций.