Коррекционные игры и упражнения для детей подготовительной группы с ТНР.

Лексическая тема недели «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»

Задачи: Совершенствование грамматического строя речи.

Совершенствование навыка звукового анализа слов, поставленных звуков.

Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речи

Развитие фонематических представлений, внимания, памяти, координации движений, артикуляционной моторики.

Артикуляционня и дыхательная гимнастика

Подготовительная к школе группа

Развитие мелкой и общей моторики

Формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия

Лексико-грамматический строй речи, связная речь.

1 Комплекс АГ

Артикуляционная гимнастика «У Лукоморья дуб зеленый»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том: (упражнение «Лопаточка»)

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом; (упражнение «Оближем губки» медленные круговые движения языка сначала по верней, а затем по нижней губе))

Идёт направо - песнь заводит, (упражнение «Часики»)

Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, (упражнение «Почистим зубки внутри»)

Русалка на ветвях сидит; (упражнение «Качели»
Там на неведомых дорожках (упражнение «Змейка»
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках (чередование упражнений «Улыбка» - «Трубочка»)
Стоит без окон, без дверей.

2 Дыхательная гимнастика

Д/у. «Ветер тучи нагоняет»

Вдох, надуть щеки, приподнять голову вверх, постукивая кулачками по щекам и выдыхая воздух небольшими порциями.

3.Проговаринвание на выдохе: «Ветер. Ветер, ты могуч»

Речь с движением

Координация речи с движением. Подвижная игра «Ветер по морю гуляет»

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание руками над головой)

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого (встают, потягиваются)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).

Слоговой анализ слов — рыбка, царевна, комар, царица, богатыри

Звуковой анализ слов: князь, цепи, песня, сказка

Игра: «Отгадай, какое слово задумано? (по звуко-слоговой схеме)»

«Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»

Развитие связной речи и мышления. «Угадай сказку по сюжетной картинке и расскажи ее» (использовать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина)

Грамматический строй. «Трудные слова в сказках Пушкина» игра: «Объясни словечки» (землянка, корыто, невод, тина и т.д.)

«Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение сказок А.С.Пушкина

Развитие связной речи, мышления: игра «Мозговой штурм» (на примере «Золотой рыбки»

« Жил старик со своею старухой У самого синего моря;»

Мог старик жить со старухой у моря? Конечно, мог.

«Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.»

Тоже все вполне реально – жили в землянке, старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу.

«Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой»

До сих пор все вполне реальные события, которые могли быть на самом деле.

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою,

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»

В море золотых рыбок нет.

Может ли рыбка быть золотой? Рыбка могла попасть в море

Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям.

Могла ли рыбка взмолиться?

Мы знаем, что некоторые рыбы издают звуки, и даже более того – некоторые виды рыб общаются друг с другом при помощи звуков.

Но говорить человечьим языком точно не могут.

Это фантастический необъяснимый момент.