Коррекционные игры и упражнения для детей подготовительной группы с ТНР.
Лексическая тема недели «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»
Задачи: Совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствование навыка звукового анализа слов, поставленных звуков.
Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речи
Развитие фонематических представлений, внимания, памяти, координации движений, артикуляционной моторики.
Артикуляционня и дыхательная гимнастика
Подготовительная к школе группа
Развитие мелкой и общей моторики
Формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия
Лексико-грамматический строй речи, связная речь.
1 Комплекс АГ
Артикуляционная гимнастика «У Лукоморья дуб зеленый»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том: (упражнение «Лопаточка»)
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом; (упражнение «Оближем губки» медленные круговые движения языка сначала по верней, а затем по нижней губе))
Идёт направо - песнь заводит, (упражнение «Часики»)
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, (упражнение «Почистим зубки внутри»)
Русалка на ветвях сидит; (упражнение «Качели»
Там на неведомых дорожках (упражнение «Змейка»
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках (чередование упражнений «Улыбка» - «Трубочка»)
Стоит без окон, без дверей.
2 Дыхательная гимнастика
Д/у. «Ветер тучи нагоняет»
Вдох, надуть щеки, приподнять голову вверх, постукивая кулачками по щекам и выдыхая воздух небольшими порциями.
3.Проговаринвание на выдохе: «Ветер. Ветер, ты могуч»
Речь с движением
Координация речи с движением. Подвижная игра «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание руками над головой)
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают, потягиваются)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).
Слоговой анализ слов — рыбка, царевна, комар, царица, богатыри
Звуковой анализ слов: князь, цепи, песня, сказка
Игра: «Отгадай, какое слово задумано? (по звуко-слоговой схеме)»
«Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»
Развитие связной речи и мышления. «Угадай сказку по сюжетной картинке и расскажи ее» (использовать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина)
Грамматический строй. «Трудные слова в сказках Пушкина» игра: «Объясни словечки» (землянка, корыто, невод, тина и т.д.)
«Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение сказок А.С.Пушкина
Развитие связной речи, мышления: игра «Мозговой штурм» (на примере «Золотой рыбки»
« Жил старик со своею старухой У самого синего моря;»
Мог старик жить со старухой у моря? Конечно, мог.
«Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.»
Тоже все вполне реально – жили в землянке, старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу.
«Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой»
До сих пор все вполне реальные события, которые могли быть на самом деле.
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою,
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
В море золотых рыбок нет.
Может ли рыбка быть золотой? Рыбка могла попасть в море
Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям.
Могла ли рыбка взмолиться?
Мы знаем, что некоторые рыбы издают звуки, и даже более того – некоторые виды рыб общаются друг с другом при помощи звуков.
Но говорить человечьим языком точно не могут.
Это фантастический необъяснимый момент.