* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Рахматиева Э.Ф.

Воспитатель

МАДОУ №133

гкатеринбург

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОУ

Аннотация. Статья посвящена вопросу инновационного подхода к организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ через реализацию краткосрочных образовательных практик.

Ключевые слова: совместная деятельность, краткосрочные образовательные практики (копы), участники образовательного процесса, процедура выбора.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи и др.) Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Одним из средств построения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников является внедрение краткосрочных образовательных практик по выбору, с учетом возрастных особенностей и психического развития дошкольника, их интересов, а также традиции семьи. В ходе разработки краткосрочных образовательных практик мы рассмотрели личность ребенка и его развитие в системе образования с точки зрения элементов стихий.

Физическое развитие

– это земля, ребенок растет, развивается как цветок

,

черпая силы из земли

;

Речевое развитие

– это вода, способность говорить это высшая степень разума

;

Художественно-эстетическое развитие

– это воздух, творчество нам необходимо как воздух, чтобы развивать силу воображения

;

Познавательное

развитие

– это огонь символизирующий солнце, свет, тягу к знаниям

;

Социально – коммуникативное развитие

– это сила эмоций и чувств, уметь позитивно мыслить, адаптироваться к самым разным жизненным условиям, быть социально успешным

.

Разве не эта основная задача новых стандартов образования?

Что же такое краткосрочные образовательные практики?

- это практико-ориентированная законченная образовательная деятельность для групп до 10 человек, продолжительностью до 8 академических часов, выбираемая участниками образовательного процесса(воспитателем, родителями и детьми) в соответствии со своими интересами.

Краткосрочная - рассчитанная на короткий срок (проводятся 1-2 раза в неделю, длительность занятий согласно возрастным особенностям, в первую или во вторую половину дня в соответствии с расписанием)

Образовательная - служащая для образования содействующая получению знаний (каждая практика направлена на формирование конкретного умения или создание собственного продукта деятельности)

Практика – целесообразная и целенаправленная деятельность (все обучение проходит в практической деятельности каждой образовательной практикеребенок становиться соучастником и соавтором процесса собственного обучения!)

Цель организации краткосрочных образовательных практик это научить детей самостоятельно осознанно делать выбор

Краткосрочные образовательные практики – это новая форма образовательной деятельности с детьми, представляющая собой практикориентированный курс, с выходом на конкретный результат или продукт.

Плюсы и минусы проведения краткосрочных образовательных практик. Плюсы: 1. Дети получают новые знания, умения и навыки; 2. Для детей есть возможность проявить себя; 3. Конкурентоспособность детского сада; 4. Родители являются партнерами. Минусы: 1. Перегруженность детей непосредственно образовательной деятельностью; 2. Загруженность самих педагогов

Отличие краткосрочных практик от непосредственно образовательной деятельности это знания, которые дети получают, шире программных; дети чему- то научатся за короткий срок; после каждого занятия дети получают конкретный результат (готовый продукт своей деятельности); и нет задачи прямого обучения

Отличия от кружков и студий: кружки и студии рассчитаны на несколько лет обучения, а направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов родителей и детей.

КОПы проводятся во второй половине дня, время которое отведено на самостоятельную деятельность детей.

Все обучение проходит в практической деятельности. В каждой образовательной практике ребенок становится соучастником и соавтором процесса собственного обучения!

– это новое интересное дело, которое выбрал он сам (или вместе с родителями);

- это возможность научиться чему-то новому, реализовать свои способности, попробовать себя в разных видах деятельности;

- это практические занятия, на которых дети учатся планировать свою деятельность, доводить ее до конца и видеть результат своей работы;

- это возможность почувствовать себя успешным (я могу, интересным для других (научу других).

Очень важно!!! Краткосрочные образовательные практики являются бесплатной дополнительной услугой для детей, посещающих наш детский сад. Возможно, для некоторых КОП требуются материалы, которыми родитель (законный представитель) должен обеспечить своего ребенка самостоятельно, т.к. поделку ребенок заберет домой

Список литературы

1. Макаренко Т. А., Потапова Е. Г. Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 302–304. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56643.htm

2. Паленова Е. В., Иванова Т. Н. Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 886–890.

3. Глушакова О. А. «Веселые счетные палочки», интернет-ресурс.

Технологическая карта: КОП «Секрет счётных палочек» (конструирование из счётных палочек).

Название практики

«Секрет счётных палочек» (конструирование из счётных палочекапример:

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие» в интергации «Познание»,

Возрастная группа

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Количественный состав участников

5-8 человек

Количество встреч

3

Руководитель (педагог)

Рахматиева Эльза Фаритовна

Направление практики

Практическое

Актуальность

Конструирование является одним из наиболее интересных развивающих игр. В процессе конструирования ребёнок легко усваивает многие знания, формируются умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойств, закрепляет название цветов. В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных особенностей детей.

Счётные палочки незаменимый дидактический материал, предназначенный для развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Занятия с счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Основные особенности данного дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Цель

Формирование умений самостоятельно выкладывать узор из счётных палочек по образцу и по замыслу (самостоятельный выбор ребёнка).

Задачи

1.Закрепить представления о геометрических фигурах, цвете и их отличительные признаки.

2.Развивать познавательную активность детей, мотивационную готовность (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

3.Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

4.Развивать внимание, творческое воображение, память, мышление, речь.

5.Развивать мелкую моторику (повышает работоспособность коры головного мозга).

Содержание КОП

1 встреча: Просмотр видео презентации «Секрет счётных палочек». Рассказать детям толкование, историю, видыспомнить названия геометрических фигур (форма, размер), цветовой палитры.

2 встреча: Познакомить детей с образцами фигур, с готовыми картинками, пошаговым выкладыванием фигурредложить детям посчитать количество использованных счётных палочек на образцах.Самостоятельный выбор и выкладывание фигур по образцу (взаимодействие ребёнок-педагог, ребёнок-ребёнок).Придумать способы нестандартного использования счётных палочек.

3 встреча: Дети могут сами придумать, что они хотят изобразить. А воспитатель будет отгадывать, что у них получилось. Сложные предметы (бабочка, ракета, рыбка, самолет).А также воспитатель предлагает из этих геометрических фигур сложить сложную картинку, дети выкладывают различные изображения, можно предложить схемыоздание собственных предметных изображений из счётных палочек.Выставка работ, презентация продукта.

Материал

Счётные палочки на каждого ребёнка, образцы фигур, картинок

Результат (продукт)

Самостоятельное выкладывание фигур по образцу, создание собственных предметных изображений из счётных палочек