Краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества
для детей 4-5 лет.
«День Птиц. Перелетные птицы»
Вид проекта : познавательно – творческий, игровой; краткосрочный.
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические игры, досуги, художественно-эстетическая деятельность, чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность проекта : взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию является знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Задачи:
Дать представление о
птицах
(летают, поют, клюют, строят себе гнёзда-домики)
.
Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о
перелётных птицах
(грачи, скворцы
, ласточки
и т. д)
: прилетают, добывают корм, выводят птенцов, заботятся о них.
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за
птицами
.
Формировать у детей умение устанавливать простейшие связи между условиями наступления весны и поведением
птиц
; состоянием растительного мира.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение. Развивать продуктивную деятельность, творческие способности.
Совершенствовать навыки в рисовании, лепке, аппликации.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым, к гнездованиям
птиц
.
Коллективная творческая работа
Познание: расширение знаний о перелётных птицах. Беседы, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций книг, картинок-пособий.
Речевое развитие.
Игровое упражнение “У кого кто?”
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок – утята.
- У лебедя – лебедёнок – лебедята.
- У соловья – соловьёнок – соловьята.
- У журавля – журавленок – журавлята.
- У дрозда – дроздёнок – дроздята.
- У чижа – чижонок - чижата.
- У аиста – аистёнок – аистята.
- У скворца – скворчонок - скворчата.
Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”
- Аист заботится об аистятах.
- Грач заботится о грачатах.
- Журавль заботится о журавлятах.
- Лебедь заботится о лебедятах.
- Чиж заботится о чижатах.
- Соловей заботится о соловьятах.
- Дрозд заботится о дроздятах.
- Утка заботится об утятах.
- Скворец заботится о скворчатах.
- Гусь заботится о гусятах.
Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”
- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
-Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
- Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)
- Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)
- Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)
- Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у соловья)
Наша библиотека:
подборка книг по теме «Перелётные птицы».
Загадывание загадок с иллюстрациями.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята а сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать.
Снег и лед на солнце тают,
Ветерок в ветвях играет,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (Весна)
Игра “Отгадай и присядь”
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.
Игровое упражнение "Кто у кого"
на образование супплетивных форм существительных.
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
И так далее.
Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т. д.
Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3. , 4. , 5. и т. д.
Итоговое мероприятие: Коллективная работа - плакат с домиками для перелетных птиц.
Ребята, посмотрите у нас в окошке птица и она держит письмо, давайте мы его прочитаем. «Мы вернулись из тёплых краёв. И не можем найти себе домик, помогите нам.».
Как вы думаете, кто это написал? (Птицы)
Они просят нас помочь найти им домики, а как называются домики в которых живут птицы?
Правильно скворечники, давайте мы с вами сделаем домики для наших птиц.
Оказываем помощь пернатым.
Оформление плаката «Перелетные птицы. День птиц»;
Подведение итогов.
В процессе реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к живой природе и в частности к птицам.
В результате проведённой работы дети получили новые знания о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях, питании, гнездовании. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Дети проявили творческий подход в продуктивных видах деятельности. Совместная продуктивная деятельность помогла в развитии коммуникативных навыков детей. Развивающая среда пополнилась литературой, стихами, иллюстрациями, дидактическими играми.