Краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества

для детей 4-5 лет.

«День Птиц. Перелетные птицы»

Вид проекта : познавательно – творческий, игровой; краткосрочный.

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические игры, досуги, художественно-эстетическая деятельность, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, социально – коммуникативное развитие.

Актуальность проекта : взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию является знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Задачи:

Дать представление о 

птицах 

(летают, поют, клюют, строят себе гнёзда-домики)

.

Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о 

перелётных птицах 

(грачи, скворцы

, ласточки

и т. д)

 : прилетают, добывают корм, выводят птенцов, заботятся о них.

Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за 

птицами

.

Формировать у детей умение устанавливать простейшие связи между условиями наступления весны и поведением 

птиц

; состоянием растительного мира.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение. Развивать продуктивную деятельность, творческие способности.

Совершенствовать навыки в рисовании, лепке, аппликации.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым, к гнездованиям 

птиц

.

Коллективная творческая работа

Познание: расширение знаний о перелётных птицах. Беседы, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций книг, картинок-пособий.

Речевое развитие.

Игровое упражнение “У кого кто?”

- У грача – грачонок - грачата.

- У утки – утёнок – утята.

- У лебедя – лебедёнок – лебедята.

- У соловья – соловьёнок – соловьята.

- У журавля – журавленок – журавлята.

- У дрозда – дроздёнок – дроздята.

- У чижа – чижонок - чижата.

- У аиста – аистёнок – аистята.

- У скворца – скворчонок - скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

- Аист заботится об аистятах.

- Грач заботится о грачатах.

- Журавль заботится о журавлятах.

- Лебедь заботится о лебедятах.

- Чиж заботится о чижатах.

- Соловей заботится о соловьятах.

- Дрозд заботится о дроздятах.

- Утка заботится об утятах.

- Скворец заботится о скворчатах.

- Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

-Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

- Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

- Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

- Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

- Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у соловья)

Наша библиотека:

подборка книг по теме «Перелётные птицы».

Загадывание загадок с иллюстрациями.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята а сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать.

Снег и лед на солнце тают,

Ветерок в ветвях играет,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла. (Весна)

Игра “Отгадай и присядь”

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Игровое упражнение "Назови ласково"

на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воробей – воробушек,

скворец – скворушка,

соловей - соловушка,

журавль - журавушка.

Игровое упражнение "Кто у кого"

на образование супплетивных форм существительных.

У грача - грачонок и грачата.

У скворца - скворчонок и скворчата.

И так далее.

Игровое упражнение "Один - много"

на употребление родительного падежа мн. числа.

Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т. д.

Игровое упражнение "Посчитай"

на согласование числительных с существительным.

1 грач, 2 грача, 3. , 4. , 5. и т. д.

Итоговое мероприятие: Коллективная работа - плакат с домиками для перелетных птиц.

Ребята, посмотрите у нас в окошке птица и она держит письмо, давайте мы его прочитаем. «Мы вернулись из тёплых краёв. И не можем найти себе домик, помогите нам.».

Как вы думаете, кто это написал? (Птицы)

Они просят нас помочь найти им домики, а как называются домики в которых живут птицы?

Правильно скворечники, давайте мы с вами сделаем домики для наших птиц.

Оказываем помощь пернатым.

Оформление плаката «Перелетные птицы. День птиц»;

Подведение итогов.

В процессе реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к живой природе и в частности к птицам.

В результате проведённой работы дети получили новые знания о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях, питании, гнездовании. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Дети проявили творческий подход в продуктивных видах деятельности. Совместная продуктивная деятельность помогла в развитии коммуникативных навыков детей. Развивающая среда пополнилась литературой, стихами, иллюстрациями, дидактическими играми.