к/у ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

краткосрочный проект

по экологическому воспитанию

ТЕМА:

«Вода вокруг нас»

Воспитатель

Тимофеева Елена Борисовна

2024 г.

Паспорт проект

Тип: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники: дети младшего возраста, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный ( с 04.03.2024 – 17.03.24)

По роду деятельности: наблюдения, эксперименты, продуктивная деятельность.

Актуальность:

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода вокруг нас» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Цель проекта: Расширить знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и других живых организмов.

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед); Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого; Обучать детей навыкам проведения опытов.

Развивающие: Развивать у детей фонематический слух; Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.  Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, а также развитие творческого самовыражения.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Данный проект позволяет сформировать у детей дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Основными  методами и приёмами проекта являются:

организованная образовательная деятельность;

наблюдения;

эксперименты;

опыты с водой;

игры с водой;

беседы;

чтение художественных произведений;

прослушивание песенок о дожде, реке, море;

дидактические и словесные игры;

продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

Для детей

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Для педагогов

- Повышение педагогического мастерства в теме: «опытно – экспериментальная деятельность».

- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер.

- Оформление проекта;

Работа над проектом

1 Этап: Подготовительный

- изучить педагогическую литературу по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» ( изморозью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения с детьми по теме проекта;

- организовать просмотр видеофильмов  о воде и ее обитателях и просмотр мультфильмов, прослушивание  аудиозаписи со звуками воды;

2 Этап: Практический

Планирование и организация деятельности с воспитанниками

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

• Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Почему нельзя загрязнять водоемы?»

 • Трудовая и продуктивная деятельность детей.

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе ). Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:


•  НОД: «Волшебница - вода».(познавательное развитие)
НОД «Кто живет в воде»(познавательное развитие)

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы» (река, ручей, озеро)

«Осадки» (град, туман, дождь, снег )

 

Просмотр видеофильмов об обитателях водоемов из серии «Веселые животные»

Просмотр мультфильмов «Беги ручеек», «Капля», «Капитошка»

Прослушивание песенок о дожде, реке, море.

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты. Знакомить детей со звуками природы, связанные с водой: шум дождя, ручья, моря.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

• Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?» .

 

• Чтение рассказов «Жила-была река»,  «Как люди речку обидели» Рыжовой Н.А., «Родничок» В. Иванова.

Чтение стихотворений «Капля дождевая» Т. Маршалова, «Речка зимой» В.Фетисов «Трудолюбивая вода»

• Народные пословицы, поговорки, , загадки о воде.

Способствовать развитию устной речи (обогащение лексического запаса, , развитие звуковой культуры речи,)
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

чтение стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок,

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

Коррекционная работа

Рисование «Сосульки»

Подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».

Наблюдение за таянием снега и льда в помещении «Снег превращается в воду». «Цветные стаканы» (окрашивание воды), «Как получаются цветные льдинки?», «Поплывет или утонет».

П. г в воде «Мы ладошки в воду опускаем», «Морские обитатели».  

Развивать творческое воображение, мелкую моторику, совершенствовать приемы рисования кистью.

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, содействовать в выяснении свойств воды: некоторые вещества растворяются в воде , чем больше этого вещества ,тем интенсивнее цвет.

3 этап: Заключительный

Показатели результативности проекта:

-дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-

исследовательской деятельности;

-дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие

обобщения или выводы по результатам опытов;

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:

вода не имеет запаха, вкуса;

вода прозрачная;

вода имеет три агрегатных состояния;

у детей сформированы представления,

ч

то вода – источник

жизни на Земле -

поэтому воду нужно беречь и охранять.

Используемая литература:

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - М.2011 г. – Волгоград.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения

дошкольников.-

Самара: Издательство «Учебная литература

»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.

Тугушева

Г.П. «Экспериментальная деятельность» 2008 г.

Марудова

Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». (экспериментирование) 2011г.

Приложение

Конспект НОД «Волшебница вода» в младшей группе

Цели: формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; расширять знания об основных свойствах воды.

Задачи:

Уточнять и расширять знания детей о неживой природе - воде, ее свойствах.

Продолжать формировать представления о ее роли и значении в природе и жизни человека.

Развивать познавательные умения через экспериментальную 

деятельность

.

Воспитывать 

бережное

 

отношение к воде как основному природному ресурсу. Формировать экологическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение экологических сказок о воде, художественных произведений, беседы «Для чего нужна вода?», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!», чтение стихотворений, потешек, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе и быту, проведение опытов, игры, слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря», просмотр м/фильмов «Беги, ручеек», «Берегите воду!», «Капля», «Капитошка»,

Наглядный материал:

Рисунок Капельки, аудиозаписи «Звуки природы» (шум капель, шум моря, шум дождя), карточки для дидактической игры «Кому нужна вода?»; оборудование для проведение опытов: пластиковые стаканы с водой, молоком .

Ход НОД.

воспитатель обращает внимание, что к ребятам пришла их знакомая Капелька.

- О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

 Что это?

Дети: вода.

Капелька предлагает поиграть в Д\и «Кому нужна вода?»

Игра: «Кому нужна вода?»

(На магнитной доске карточка с изображением воды, на столе – карточки растений, птиц, зверей, рыб, насекомых. Воспитатель ставит в центр картинку с изображением воды, и дети показывают и называют, кому из живых существ нужна вода).

Воспитатель . Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна насекомым, птицам, животным, растениям.

Воспитатель: А может ли человек жить без воды?

Дети: нет

Воспитатель: Все живые существа не могут прожить без воды. Вода – это жизнь.

Воспитатель: А для чего нам нужна вода? Где мы ее используем?

 Вода нужна для приготовления пищи, ей моют посуду, пол, стирают одежду, поливают растения и т. д.

Послушайте стихотворение о воде .

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить.

А теперь, ребята, мы с вами поиграем, разомнемся.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой,
И помашем ей рукой!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам узнать еще больше о воде. Сегодня будем исследователями, мы будем изучать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать.

Дети садятся на стульчики.

Опыт 1. "Вода бесцветная"

Воспитатель: На столе стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета? Вода без цвета?

Дети: Нет, вода прозрачная.

Воспитатель: В обоих стаканах находятся ложечки. В каком стакане ложка видна? Почему? Какая вода? Почему?

Дети: Молоко белое и непрозрачное, поэтому ложку не видно.

Воспитатель: А через воду ложку видно?

Дети: Вода прозрачная, поэтому ложку видно хорошо.

Вывод: Вода бесцветная, прозрачная (перед детьми открывается символ этого свойства).

Опыт 2. "Вода без вкуса»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Дети: Вода без вкуса.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная

Опыт 3. "Вода не имеет запаха".

Воспитатель: Здесь мы должны узнать, имеет ли вода какой-то запах? А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. (дети нюхают свои стаканчики) Пахнет ли вода чем-нибудь? Что же можно сказать о запахе?

Дети: Вода ничем не пахнет.

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.

Итог:

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили ? Что мы сегодня узнали о воде?

Воспитатель: Дети, а как вы относитесь к воде?

Дети: Воду нужно беречь, закрывать кран, когда закончил умываться.

Воспитатель: Правильно! Обязательно нужно следить за тем, чтобы после пользования водой кран был плотно закрыт. 

Стихотворение «Берегите воду» 

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!

Воспитатель: Понравились вам опыты с водой? В следующий раз мы будем проводить другие опыты с водой и узнаем о ней больше.

Воспитатель: Вода, одно из главных богатств на Земле. Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, людям, животным, птицам, растениям. Поэтому, при пользовании водопроводным краном нельзя включать сильно воду, чтобы вода не текла просто так. Берегите драгоценную капельку!

Конспект НОД по экологии «Кто в воде живет?»

Программное содержание: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; формировать бережное отношение к природе;

Развивать мелкую моторику, познавательный интерес.

Материал: картинки с изображением речных животных: рыб (щука, ерш, плотва, сом), лягушки, рака. Панно с изображением подводного мира реки, маски с изображением водных животных.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям изображение водоема. Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы). Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и пресной. Рыб в мире огромное количество.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на мольберт панно подводного мира реки).

Посмотреть на реку – и кажется, в ней

Нет ни малявок, ни окуней.

Только бежит голубая вода,

Петляя по лугу незнамо куда.

Но если поглубже в нее заглянуть,

С маской и трубкой тихонько нырнуть,

Сразу увидишь, что это не так:

Вот под корягою прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это – огромная щука, плывет как ракета.

У кручи подмытой на дне хрящеватом

Лещ отдыхает, стоит, как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши…

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику).

Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.

Ерш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.

Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.

Лягушка:

Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками били, ать-два!

А теперь мы лягушата, ква-ква!

Прыгай с берега ребята, ать-два!

И с хвостом, и без хвоста

Жить на свете – красота!

Игра «Мы – стайка рыбок»

Плавают рыбешки в нашей речке чистой,

Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!

Рыбки-рыбешки все хороши:

Папы, и мамы, и малыши!

Детки-рыбешки на больших похожи –

Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!

Рыбки гуляют только в воде

И не гуляют больше нигде!

(Дети вместе с рыбой плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь).

Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.

Воспитатель: - Давайте ребята превратимся в улиток. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползаем по листу водного растения. Дети имитируют движения улиток. А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: А теперь мы поиграем с пальчиками

П.г. в воде «Морские обитатели»

В море буря! В море шторм!

Кто живет на дне морском?

(погрузить пальцы в воду и легкими движениями создать «волны»)

Вот ползет огромный краб

(растопырить пальцы, медленно передвигать по дну емкости)

Он коньку морскому рад.

(соединить указательные и средние пальцы и немного их согнуть)

Мимо рыбка проплывала

(в воде соединить ладони. Показать движения плывущей рыбки)

И медузу увидала

(растопырить пальцы в воде и подвигать ими)

Творческая деятельность аппликация «Подводные жители»

Воспитатель: - Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде.

Предложить детям выполнить аппликацию «Подводные жители»

Подведение итогов.

П/И «Ходят капельки по кругу»

Цель: развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом.

Оборудование: шапочки капелек(дети), шапочка тучки (воспитатель)

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки , им пора отправляться в путь. (музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что нужно делать. Стало скучно капелькам поодиночке, полетели капельки на землю. Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками (дети взявшись за руки бегут друг за другом). Встретились ручейки. Превратились в океан (дети, взявшись за руки образуют круг). А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и тянут руки вверх). Испарились они под лучами солнышка , вернулись к маме Тучке. (дети подбегают к воспитателю).

Пальчиковая гимнастика в воде.

Мы ладошки в воду опускаем

И в воде немного отдыхаем.

(положить ладошки в воду, почувствовать расслабление)

Кулачки сжимаем, разжимаем

Воду пальчиками мы хватаем

( сжимать и разжимать кулачки в воде)

Большой пальчик и мизинчик тоже

(сжимать поочередно то большие пальцы,

то мизинцы)

Волны сделать пальчик нам поможет

(легкими движениями пальчиками

Создать «волны»)

П.г. в воде «Морские обитатели»

В море буря! В море шторм!

Кто живет на дне морском?

(погрузить пальцы в воду и легкими движениями создать «волны»)

Вот ползет огромный краб

(растопырить пальцы, медленно передвигать по дну емкости)

Он коньку морскому рад.

(соединить указательные и средние пальцы и немного их согнуть)

Мимо рыбка проплывала

(в воде соединить ладони. Показать движения плывущей рыбки)

И медузу увидала

(растопырить пальцы в воде и подвигать ими)

В.Фетисов «Речка зимой»

Нашу речку – рыбий дом

Застеклили крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки

По стеклу бегут коньки,

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края – к серединке.

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

«Трудолюбивая вода»

Время ванну принимать:

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется,

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом - братцем

И с мочалкою сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица -

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Т. Маршалова «Капля дождевая»

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут, не унывая,

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!