* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Круглый стол по теме:

«Значение фольклора в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Капуста И.А., старший воспитатель

Водная часть (приветствие участников).

Наш уютный детский сад,

Всем гостям сегодня рад.

Солнышком умылся,

С утра принарядился.

И радушно без затей,

Принимает он гостей.

От гостей просторный зал

Сразу вдруг светлее стал,

И приветствовать вас рад

Наш любимый детский сад!

Основная часть.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям младшего дошкольного возраста. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Воспитание начал патриотизма — одна из составляющих нравственного воспитания. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит мультгероев, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.

Песенки, потешки, пестушки, прибауткиаклички и т.д.) играют важную роль в воспитании детей младшего возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

- Предлагаем вам проверить свои знания устного народного творчества в игровой форме.

Игра-викторина

Задание 1 «Загадки».

-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт).

1. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

2.Старик у ворот тепло уволок,
Сам стоит, но стоять не велит (холод)

3. На бору, на яру
Стоит мужичок —
Красный колпачок (гриб, мухомор)

4. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет (колокольчик)

5. Дедушка без топора мост мостит (мороз)

6. Красная девушка

По небу ходит (солнце)

7. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут есяц)

8. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером очь)

9Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала (туча)

 

10. Короткие песенки это, стишки.
Проладушки, воду иль пирожки,
Про солнышко, мышку или орешки
Нам с детства рассказывают (потешки)

- Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Задание 2. «Продолжить пословицы и поговорки».

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле: не воин;

Дома и стены: помогают;

Дом вести: не рукавом трясти;

По одёжке встречают: по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами: красна пирогами;

Поздно встанешь: мало сделаешь;

Книгу читать: как на крыльях летать;

Мир освещается солнцем: а человек знанием.

Задание 3 «Скороговорки».

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;

Сшила Саша Сашке шляпу;

Пекарь Петр пек пироги;

Хвала халве;

Варвара варила, варила, да не выварила;

Всех скороговорок не переговоришь, не

перевыговоришь

.

Задание 4 «Сказочный».

- Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

«Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучал стучал - ничего не помогает» (Лиса и журавль).

«Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?» (Теремок).

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша и медведь).

«А лиса сидит и приговаривает: битый небитого везет» (Волк и лиса.)

«Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка» (Царевна - лягушка).

«Мышка пробежала, хвостиком махнула» (Курочка Ряба)

«Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел» (Волк и семеро козлят)

«Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка» (Мужик и медведь).

Заключительная часть.

-наше мероприятие подходит к концу

Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…».

В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младшем дошкольном возрасте.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.