Программа работы кружка
(наименование кружка)
Санкт-Петербург
2023
Программа работы кружка рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №
Председатель П(Ц)К _________________
Составители:
Беликова О.Г., методист, преподаватель СПб ТКУиК
Ширяева О.Б., преподаватель СПб ТКУиК
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы работы кружка
(наименование кружка)
2. Пояснительная записка
Программа работы кружка «Исторический дискуссионный клуб» предназначена для обучающихся по всем направлениям подготовки.
Программа кружка является частью учебной и воспитательной работы колледжа, направленной на формирование всесторонне развитой личности, подготовленной
к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, разделяющего духовные ценности общества и установки мирного созидания.
Целью программы «Исторический дискуссионный клуб» является:
- создание условий для восприятия отечественных и мировых культурных традиций, и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
- воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления;
- развитие исторического мышления на базе материала курса, в т.ч. для подготовки студентов к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
- патриотическое воспитание подрастающего поколения, защиты российских традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранению исторической памяти, а также противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны и героизации нацизма, обеспечения информационной безопасности молодежи, профилактике идеологии терроризма и экстремизма
Задачи программы «Исторический дискуссионный клуб»:
- систематизировать знания по истории, научить описывать событие, анализировать, работать с историческим источником, умение работать с хронологией.
- развитие понимания закономерностей исторического процесса и его особенностей;
- высокой степени усвоения фактологического материала и его эффективного применения с использованием новой научной терминологии;
Таким образом, программа внеурочной деятельности служит средством профессионального становления и реализуется в единстве с образовательными
и воспитательными целями колледжа, расширяя и углубляя компетенции по основным направлениям образовательной программы и программы воспитания:
гражданское воспитание — формирование российской идентичности, чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию, многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры;
патриотическое воспитание — формирование чувства глубокой привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа;
духовно-нравственное воспитание — формирование устойчивых ценностно-смысловых установок, обучающихся по отношению к духовно-нравственным ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;
эстетическое
воспитание — формирование эстетической культуры, эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
Личностные результаты
Новизна программы кружка (при наличии)
Курс позволяет более внимательно рассмотреть те вопросы истории, которые не имеют однозначных ответов, и требуют всестороннего подхода. Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Тематическое содержание программы нацелено на расширение и углубление знаний исторического круга вопросов, связанного не только с историей Россией в целом, но и с конкретными датами исторических событий, расширен материал для причинно-следственного сопоставления роли личности в истории, конкретизированы определенные события и даты данных событий.
Педагогическая целесообразность
Программа кружка предполагает развитие у обучающихся опыта поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Кружок «Исторический дискуссионный клуб» является внеурочной формой занятий, программа рассчитана на 18 часов, из расчета 2 занятия в месяц по 2 академических часа.
Наполняемость учебной группы составляет не менее 10 человек
Ожидаемые результаты освоения программы
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов.
Освоение содержания программы кружка «Исторический дискуссионный клуб» обеспечивает овладение умениями и знаниями:
Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать их итоги;
соотносить события истории родного края и истории России
з
нание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
Метапредметные результаты включает в себя:
– готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
– умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
– способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты включает в себя:
– опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Предметные результаты включает в себя:
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
– определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
– использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
– давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Форма итогового контроля
В качестве контроля достижения цели и усвоения материала используется подготовка тематических докладов с электронной презентацией на выбранную тему в рамках программного содержания кружка для проведения конференции внутри колледжа.
По итогам реализации программы студенту выдается сертификат.
3. Методическое обеспечение программы работы кружка
Программа работы кружка ориентирована на применение широкого комплекса методов и технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
Программа кружка разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, экскурсии);
- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на количество обучающихся в кружке).
Эффективным для развития обучающихся, осваивающих программу кружка является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики.
Обучающийся должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи.
Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Формы проведения (тип) занятий:
- групповая
- круглые столы
- «мозговые атаки», исследования
- экскурсии
Структура и содержание программы
Структурно программа работы кружка «Исторический дискуссионный клуб» состоит из модулей.
Образовательные модули программы кружка предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Содержание курса объединено в модули, модули содержат тематические разделы, каждый из которых реализует отдельную задачу. Темы для занятий разрабатываются с учетом развития навыков исследовательской работы.
Практические задания способствуют развитию творческих способностей, умения создавать авторские модели проектов.
Содержание материала программы работы кружка, порядок его изучения, соотношение теоретической и практической части определяется в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и объемом времени.
Содержание курса, форм организации и видов деятельности отражены в тематическом плане.
Тематический план
Методические приемы:
1. Исследовательская деятельность (работа с источниками, поиск материала по заданной тематике, структурирование и оформление материала)
2.Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций)
3.2. Список источников информации:
Нормативно-правовая:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. N413. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 13.09.2022).
У
каз президента российской федерации «
Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
» от 9 ноября 2022 года N 809
Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
Литература:
1. Артемов, В.В. История / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 20-е изд., доп. – Москва ИЦ Академия, 2022
2. Семин, В.П. История: учебное пособие / Семин В.П., Арзамаскин Ю.Н. — Москва КноРус, 2022
3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - Москва: ИНФРА-М, 2022
Интернет-ресурсы
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и
Мефодия
М
ультимедийное приложение к учебнику
А.Н. С
ахарова
, А.Н. Б
оханова
«И
стория
Р
оссии
». 10
класс. ч.1 и ч.2
www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал)
Перечень средств обучения, необходимых для реализации программы
Кабинет
Мультимедийное оборудование
Рабочее место, оснащенное компьютером
Учебный портал колледжа
Приложение 1
Список участников занятий
(наименование кружка)
Приложение 2
График реализации программы внеурочной деятельности
(наименование кружка)
Даты графика реализации программы кружка на второй семестр могут быть откорректированы, в зависимости от расписания на второе полугодие