КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу

«ИНФОРМАТИКА и ИКТ»6 класс ФГОС 2020-2025 учебный год (1 час/неделю; 34 час/год)

Темаурока

ЦОР

Основное содержание урока.

Деятельность учащихся.

Результатыобучения

Домашнее

задание

Дата проведения

предметные

личностные

метапредметные

I четверть Объекты и системы 9 часов

1

Цели изучения курса информатики.

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Практическая работа№1 «Работа с основными объектами ОС».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Объекты окружающего мира» плакат «Объекты»;

плакат «Техника безопасности».

Общие представления о целях изучения курса информатики ;

общие представления об объектах окружающего мира и их признаках;

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в

компьютерном классе.

умение работать с учебником; умение работать с

электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты

окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия,

поведение, состояния;

Введение.

§1, вопросы №1-12 (устно) стр.10-11 (уч.)

РТ: №1, №2, №5, №6, №7, №11 стр.3-8

2

Стандартизированная работа по информатике на начало года за курс 5 класса.

Компьютерные объекты. Файлы и папки.

Практическая работа№2 «Работаем с объектами файловой системы».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Компьютерные объекты»

Представления о компьютерных объектах и их признаках;

ИКТ-компетентность (основные пользовательские

навыки).

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни.

§2, вопросы №3-5 стр.18 в учебнике;

Р.Т: №17-19 стр.12-16

3

Отношения объектов и их множеств.

Практическая работа№3 «Повторяем возможности графического редактора».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Компьютерные объекты»

Представления о компьютерных объектах и их признаках.

ИКТ-компетентность (основные пользовательские

навыки).

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни.

§3, вопросы с 1-9 (выбрать 5 вопросов и ответить устно), стр. 26-27;

РТ:№28, №29 стр.22-27

4

Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа№4 «Повторяем возможности текстового редактора».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Отношения объектов и их множеств»

Представления об отношениях между объектами.

§4, вопросы с 1–5 на стр. 32, учебника;

РТ: №49, №51, №52, №57. стр. 44-54.

5

Системы объектов.

Практическая работа№5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

(зад.1-3)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Отношения объектов и их множеств»

Представления об отношениях между объектами.

ИКТ-компетентность (основные умения работы в

графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный

объект с другими объектами;

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни.

§5, вопросы с 7–10 стр. 38 ( уч.);

РТ: №63, №65 стр.57-66

6

Персональный компьютер как система.

Практическая работа№6 «Знакомимся с графическими возможностями тестового процессора» (зад. 4-6)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Разновидности объектов и их классификация».

Представление об отношении «является разновидностью».

ИКТ-компетентность (основные умения работы в

текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации;

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни; понимание значения логического мышления.

§6, вопросы с 1-6 (уч. устно) стр. 41;

РТ: №71, №73 стр.68-70

7

Как мы познаём окружающий мир.

Практическая работа№7«Создаем компьютерные документы» (зад.1-3)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Разновидности объектов и их классификация»;

файл-заготовка Ошибка.doc

Подходы к классификации компьютерных объектов.

ИКТ-компетентность (основные умения работы в

текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации;

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни; понимание значения логического мышления.

§7, вопросы с 1-5 (учстно) стр. 45-46;

РТ: №77, №78, №79 стр.72-74

8

Как мы познаём окружающий мир.

Практическая работа№8«Создаем компьютерные документы» (зад.4-5)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Системы объектов»; плакат «Системы»

файлы-заготовки Ал-Хорезми.bmp, Шутка.doc(odt).

Понятия системы, еѐ состава и структуры.

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом

редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать

окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни; понимание необходимости использования системного

подхода в жизни.

§7, вопросы с 6-11 (учстно) стр. 46;

РТ: №83, №84, №85 стр.79-81

9

Контрольная работа №1 по теме: «Объекты и системы».

Понятие как форма мышления.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Системы объектов»;

плакат «Системы»;

файл-заготовка Домик.doc (odt).

Понятия системы, черного ящика.

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом

редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать

окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни; понимание необходимости использования системного

подхода в жизни.

§8, вопросы с 6-9 (уч. письменно) стр. 51;

РТ: №88, №90, №91 стр.85-87

II четверть Информационные модели 7 часов

10

Понятие как форма мышления.

Практическая работа№9«Конструируем и исследуем графические объекты».стр. 162

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Персональный компьютер как система».

Понятие интерфейса; представление о компьютере как

системе.

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом

редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать

окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

понимание значения навыков работы на компьютере для

учебы и жизни; понимание необходимости использования системного

подхода в жизни.

§8;

РТ: №98, №99

стр.90-92

11

Информационное моделирование.

Практическая работа№10«Создаём графические модели».стр. 165

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Как мы познаѐм окружающий мир»; файлы-заготовки Дом.doc (odt), Мир.doc (odt), Воды1.doc (odt), Воды2.doc

(odt), Воды3.doc (odt).

Представления о способах познания окружающего мира.

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом

редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными

навыками анализа и критической оценки информации;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и

ИКТ в условиях развития информационного общества.

§9, вопросы с 6, 8 (учстно) стр. 57-58;

РТ: №102, №105, №106, №110 стр. 94-99.

12

Знаковые информационные модели.

Практическая работа №11«Создаём словесные модели». стр.167

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Понятие как форма мышления».

Представление о понятии, как совокупности существенных

признаков объекта.

Владение основными логическими операциями – анализ,

сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение логического мышления для

современного человека.

§10, вопросы с 1-5 (уч. устно) стр. 64-65;

РТ: одно из заданий №113, №114, №115№116,№117 стр. 102-108 (по выбору ученика).

13

Знаковые информационные моделитр.62.

Практическая работа№12«Создаём многоуровневые списки».стр.174

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Понятие как форма мышления».

Умение определять понятия.

Владение основными логическими операциями – анализ,

сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под

понятие;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение логического мышления для

современного человека.

§10, вопросы с 1-5 (уч. устно) стр. 64-65;

РТ: одно из заданий №113, №114, №115 №116, №117 стр. 102-108 (по выбору ученика).

14

Табличные информационные модели.

Практическая работа №13«Создаём табличные модели» задание 1-4 стр.177

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Информационное моделирование»;

плакат «Модели»

Представления о моделях и моделировании.

Владение знаково-символическими действиями;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как

метода познания окружающей действительности.

§11, вопросы с 1-5 стр.77;

РТ: №123, №124, №125, №126

стр. 109-111

15

Табличные информационные модели.

Практическая работа №14 «Создаём табличные модели» задание 5-8 стр.182

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Информационное моделирование»;

плакат «Модели»;

файлы-заготовки Авгиевы конюшни.doc(odt), Аннибалова клятва.doc(odt),

Аркадская идиллия.doc(odt), Ахиллесова пята.doc(odt), Дамоклов меч.doc(odt),

Драконовы законы.doc(odt), Кануть в Лету.doc(odt), Нить Ариадны.doc(odt),

Панический страх.doc(odt), Танталовы муки.doc(odt), Яблоко раздора.doc(odt),

Ящик Пандоры.doc(odt), Цицерон.doc(odt), Сиквейн.doc(odt), Вулкан.doc(odt).

Представления о знаковых словесных информационных

моделях.

Владение знаково-символическими действиями; умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной

форме;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как

метода познания окружающей действительности.

§11, вопросы с 6-10стр.77-78;

РТ: №127, №128, №129

стр. 111-112

16

Контрольная работа №2 по теме: «Информационные модели».

Табличные информационные модели.

Практическая работа №15 «Создаём вычислительные таблицы» стр.186

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Информационное моделирование»;

файлы-заготовки Устройства.doc(odt), Природа России(odt).doc, Водные

системы(odt).doc из Набора ЦОР к УМК.

Представления о математических моделях как разновидности

информационных моделей.

Владение знаково-символическими действиями; умение

отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из

чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики

объекта;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как

метода познания окружающей действительности.

§11, вопросы с 11-14 стр.77-78;

РТ: №133

стр. 115

III четверть Алгоритмика 10 часов

17

Графики и диаграммы.

Практика. Таблица 13 стр.79

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Табличные информационные модели»;

файлы-заготовки Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp,

Переславль-Залесский.bmp, Ростов Великий.bmp, Суздаль.bmp,

Ярославль.bmp, Природа России.doc(odt).

Представления о табличных моделях как разновидности

информационных моделей.

Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и

преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены

существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения

необходимой информации, определения основной и второстепенной

информации;

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и

преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены

существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения

необходимой информации, определения основной и второстепенной

информации.

§12, вопросы 2, 6 (уч.) стр. 87-88;

РТ: №136, стр.117-119.

18

Графики и диаграммы.

Практическая работа №16 «Создаём информационные модели» стр.189

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Табличные информационные модели»

Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах.

Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

§12, вопросы 4, 5 (уч.) стр. 87;

РТ: №139, №140 стр.125-126.

19

Многообразие схем.

Практика. Рисунок 42 стр. 90

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Графики и диаграммы»;

файл-заготовка Погода.doc(odt)

Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.

Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

§13(стр. 89-91), вопросы 1-4 (уч.) стр. 99;

РТ:№148, №150 стр.131-133.

20

Многообразие схем.

Практическая работа №17 «Создаём информационные модели – схемы, графы» стр.192

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Графики и диаграммы»

Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.

Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

§13(стр. 91-99), вопросы 5-6 (уч.) стр. 99;

РТ:№158, №159 стр.139-141.

21

Что такое алгоритм.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Схемы»;

файлы-заготовки Поездка.doc(odt), Солнечная система.doc(odt).

Представления о схемах как разновидностях информационных моделей.

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

§14, вопросы 1-5 (уч.) стр. 102;

РТ:№165 стр.144-145.

22

Исполнители вокруг нас.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Схемы».

Представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы.

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

§15, вопросы 1-6 (уч.) стр. 107;

РТ:№171, №177 стр.148-155.

23

Формы записи алгоритмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Что такое алгоритм».

Представления об основном понятии информатике – алгоритме.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

§16, вопросы №1-5 стр.110 в учебнике;

Р.Т: №181-183.

стр. 157-159.

24

Типы алгоритмов.

Практическая работа №18 стр. 197

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Алгоритмы и исполнители»;

плакат «Алгоритмы и исполнители»

Представления об исполнителе алгоритмов.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

§17 (стр.111-112), вопросы 10-11 (уч.) стр. 116;

Р.Т: №185-206 (выборочно) стр. 160-179.

25

Типы алгоритмов.

Практическая работа №19 стр. 201

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Алгоритмы и исполнители»;

плакат «Алгоритмы и исполнители»

Представления о различных формах записи алгоритмов.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

§17 (стр.112-115), вопросы 3-5 (уч.) стр. 116;

Р.Т: №185-206 (выборочно)

стр. 160-179.

26

Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмика».

Типы алгоритмов.

Практическая работа №20 стр. 206

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Алгоритмы и исполнители»;

плакат «Алгоритмы и исполнители»

Представления о линейных алгоритмах.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Р.Т: №185-206 (выборочно)

стр. 160-179.

V четверть Алгоритмы и исполнители 8 часов

27

Управление исполнителем Чертёжник.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Типы алгоритмов»;

плакат «Алгоритмы и исполнители», образец выполнения задания — файл Времена года.ppt.

Представления об алгоритмах с ветвлениями.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

§18 (118-123),

вопросы 1-4 (уч.) стр.127;

Р.Т: №208-222

стр.180-191

28

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Типы алгоритмов»;

плакат «Алгоритмы и исполнители»;

образец выполнения задания — файл Скакалочка.ppt.

Представления об алгоритмах с повторениями.

умения самостоятельно Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Р.Т: №208-222

29

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;

плакат «Исполнитель».

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Р.Т: №208-222

30

Составление алгоритмов в среде исполнителя Чертёжник.

(задание 5-8).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;

плакат «Исполнитель».

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение разбивать задачу на подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Р.Т: №208-222

31

Контрольная работа №4 по теме: «Алгоритмы и исполнители».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;

плакат «Исполнитель».

Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

не задано

32

Составление алгоритмов управлением Чертёжника.

(задание 9-10).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

плакат «Алгоритмы и исполнители»;

плакат «Управление и исполнители»;

плакат «Исполнитель»;

интерактивные тесты.

Владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Выбор тематики и подготовка материалов для итогового проекта.

33

Стандартизированная работа по информатике на конец года за курс 6 класса.

Урок контроля знаний.

Закрепить навыки, полученные при обучении в 6 классе;

понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации.

Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;

коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий.

Подготовка к защите итогового проекта.

34

Выполняем итоговый проект.

Практическая работа №21

стр.209

Урок закрепления новых знаний.

Оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.).

Формирования желания выполнять учебные действия.

не задано