ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

2. Примерной образовательной программой по окружающему миру.

3. Планируемыми результатами начального общего образования.

4. Программой к предметной линии учебников по окружающему миру для 2 класса под редакцией А.А.Плешакова.

5. Учебным планом МБОУ «СОШ а. Икон-Халк имени Х. С.-Г. Кумукова» на 2022 – 2023 учебный год.

УМК «Школа России»

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей

общеобразоват

. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение,

2020

.;

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2

час

тях

. 1.- М.: Просвещение, 2020

;

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 част

ях. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2020

.

Место  учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч:  в 1 классе – 66 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 68 ч (34  учебные недели в каждом классе), по индивидуальному учебному плану отводится 34 ч ( 1 ч в неделю)

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству

со

взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике  для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении

со

взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водоёмы, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Содержание учебного предмета

Где мы живём? (2 ч)

Где мы живём.

Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города.

Что мы называем родным краем (район, область).

Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (10 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними.

Солнце – источник света и тепла для всего живого.

Явления природы.

Температура и термометр.

 Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (5ч)

Деревня, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом: городской, сельский.

Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.

Домашний адрес.

Что такое экономика.

Промышленность, сельское хозяйство, строительство.

Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь.

Деньги.

Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (5 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (3 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (9ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме

Название раздела

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

 Где мы живём

2

Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать  герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн  Российской Федерации.

Приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими.

Рассказывать о своем городе (селе) по плану.

Рассказывать о своем доме по плану.

Выполнение проекта «Родной город»

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради.

Определять свой «адрес в мире»; сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества. Называть свой домашний адрес.

Формулировать выводы из изученного материала

  Природа

10

Приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях.

Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; определять сезон по характерным природным явлениям; рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Проводить опыты с термометром, фиксировать результаты измерений.

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.).

Cопоставлять научные и народные предсказания погоды.

Различать горные породы и минералы.

Рассказывать о значении воздуха  и воды для растений, животных и человека.

Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности.

Устанавливать по схеме различия между группами растений.

Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Определять растения с помощью атласа-определителя.

Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать  значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними.

Узнавать комнатные растения на рисунках.  

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними в своем доме;

Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем.

Жизнь города и села        

5

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

Определять по фотографии деньги разных стран.

Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов.

Рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника.  

Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

Различать учреждения культуры и образования; узнавать их по фотографиям, - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе  в своем регионе.

Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни.

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать.

Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба».

Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы.

Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой.

Здоровье и безопасность

5

Извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста.

Рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника.

Обсуждать сбалансированное питание школьника.

Формулировать правила личной гигиены.

Выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу.

Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах.

Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.

Запомнить правила предупреждения пожара.

Моделировать вызов пожарной охраны  по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС.

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу, при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты  поведения в подобных ситуациях.

Запомнить правила поведения во время купания, правила поведения при контактах с незнакомцами.

Определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых.

Моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС.

Общение

3

Формулировать понятие «культура общения».

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов.  

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе.

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах, за столом, в различных ситуациях.

Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения.

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; проблему подарка в день рождения друга.

Формулировать правила этикета в гостях.

Путешествия

        

9

Освоить названия основных и промежуточных сторон горизонта; моделировать  стороны горизонта, ориентирование в городе (селе) по рисунку учебника.

Актуализация знаний о форме Земли и глобусе как модели земного шара.

Рассказывать, что является ориентированием в своем городе (селе) по дороге в школу, о рельефе местности своего региона.

Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по густоте веток деревьев и камнях, по таянию снега на склонах оврага и т.д.

Обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И.Сладкова; моря на человека (по рассказу К.Д.Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям).

Различать водоемы естественного  и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию.

Характеризовать взаимосвязь весенних явлений в неживой и живой природе, моделировать эти взаимосвязи в виде схем.

Рассказывать о тех городах, в которых удалось побывать.

Характеризовать особенности каждого из континентов; опознавать континент по словесному описанию.

Приводить примеры стран, расположенных на разных континентах, пользуясь политической картой мира; определять, какой стране принадлежат флаги стран.

График проведения практических работ

№ урока

Практические работы

Тема

4

Практическая работа № 1

Измерение температуры

6

Практическая работа № 2

Знакомство с горными породами и минералами

8

Практическая работа № 3

Распознавание деревьев, кустарников, трав

9

Практическая работа № 4

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений

10

Практическая работа № 5

Отработка приемов ухода за комнатными растениями

19

Практическая работа № 6

Отработка правил перехода улиц

24

Практическая работа № 7

Отработка основных правил этикета

26

Практическая работа № 8

Определение сторон горизонта по компасу

29

Практическая работа № 9

Освоение основных приемов чтения карты

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

п/п

Тема урока

Кол- во часов

Дата

планируемая

фактическая

Где мы живём – 2 ч

1

Родная страна

Город и село. Проект «Родное село (родная деревня)»

1

2

Природа и рукотворный мир. Экскурсия

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

Природа – 10 ч

3

Неживая и живая природа. Экскурсия

Явления природы

1

4

Что такое погода. Практическая работа «Как измерить температуру»

1

5

В гости к осени

1

6

Звёздное небо

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами»

1

7

Про воздух….

…И про воду. Практическая работа «Свойства воды»

1

8

Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

1

9

Какие бывают животные

Дикие и домашние животные

Невидимые нити

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

1

10

Комнатные растения. Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»

1

11

Про кошек и собак

Красная книга

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Жизнь города и села – 5 ч

13

Что такое экономика

Из чего что сделано

1

14

Как построить дом

Какой бывает транспорт

1

15

Культура и образование

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

16

В гости к зиме. Экскурсия

1

17

Презентация проектов «Родное село (родная деревня)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

Здоровье и безопасность - 5 ч

18

Строение тела человека

Если хочешь быть здоров

1

19

Берегись автомобиля!

Практическая работа «Школа пешехода»

1

20

Домашние опасности

Пожар! На воде и в лесу

1

21

Опасные незнакомцы

1

22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Общение -  3 ч

23

Наша дружная семья

Проект «Родословная»

1

24

В школе

Правила вежливости.

Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета.

Мы – зрители и пассажиры

1

25

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Путешествия – 9 ч

26

Посмотри вокруг

Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу»

1

27

Формы земной поверхности

Водные богатства

1

28

В гости к весне (экскурсия)

1

29

Россия на карте. Практическая работа «Основные приёмы чтения карты»

1

30

Проект «Города России»

1

31

Путешествие по Москве

Московский Кремль

1

32

Город на Неве

1

33

Путешествие по планете

Путешествие по материкам

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

34

Впереди лето

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1