ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
2. Примерной образовательной программой по окружающему миру.
3. Планируемыми результатами начального общего образования.
4. Программой к предметной линии учебников по окружающему миру для 2 класса под редакцией А.А.Плешакова.
5. Учебным планом МБОУ «СОШ а. Икон-Халк имени Х. С.-Г. Кумукова» на 2022 – 2023 учебный год.
УМК «Школа России»
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей
общеобразоват
. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение,
2020
.;
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2
час
тях
.Ч
. 1.- М.: Просвещение, 2020
;
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 част
ях. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2020
.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч: в 1 классе – 66 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе), по индивидуальному учебному плану отводится 34 ч ( 1 ч в неделю)
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству
со
взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении
со
взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Где мы живём? (2 ч)
Где мы живём.
Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города.
Что мы называем родным краем (район, область).
Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (10 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними.
Солнце – источник света и тепла для всего живого.
Явления природы.
Температура и термометр.
Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (5ч)
Деревня, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом: городской, сельский.
Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.
Домашний адрес.
Что такое экономика.
Промышленность, сельское хозяйство, строительство.
Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь.
Деньги.
Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (5 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (3 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (9ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме
Название раздела
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности
Где мы живём
2
Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации.
Приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими.
Рассказывать о своем городе (селе) по плану.
Рассказывать о своем доме по плану.
Выполнение проекта «Родной город»
Различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради.
Определять свой «адрес в мире»; сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества. Называть свой домашний адрес.
Формулировать выводы из изученного материала
Природа
10
Приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях.
Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; определять сезон по характерным природным явлениям; рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.
Проводить опыты с термометром, фиксировать результаты измерений.
Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.).
Cопоставлять научные и народные предсказания погоды.
Различать горные породы и минералы.
Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека.
Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности.
Устанавливать по схеме различия между группами растений.
Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.
Определять растения с помощью атласа-определителя.
Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними.
Узнавать комнатные растения на рисунках.
Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними в своем доме;
Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем.
Жизнь города и села
5
Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.
Определять по фотографии деньги разных стран.
Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов.
Рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника.
Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.
Различать учреждения культуры и образования; узнавать их по фотографиям, - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе.
Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни.
Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать.
Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба».
Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы.
Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой.
Здоровье и безопасность
5
Извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста.
Рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника.
Обсуждать сбалансированное питание школьника.
Формулировать правила личной гигиены.
Выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу.
Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах.
Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.
Запомнить правила предупреждения пожара.
Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС.
Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу, при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях.
Запомнить правила поведения во время купания, правила поведения при контактах с незнакомцами.
Определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых.
Моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС.
Общение
3
Формулировать понятие «культура общения».
Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.
Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов.
Обсуждать вопрос о культуре общения в школе.
Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.
Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах, за столом, в различных ситуациях.
Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения.
Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; проблему подарка в день рождения друга.
Формулировать правила этикета в гостях.
Путешествия
9
Освоить названия основных и промежуточных сторон горизонта; моделировать стороны горизонта, ориентирование в городе (селе) по рисунку учебника.
Актуализация знаний о форме Земли и глобусе как модели земного шара.
Рассказывать, что является ориентированием в своем городе (селе) по дороге в школу, о рельефе местности своего региона.
Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по густоте веток деревьев и камнях, по таянию снега на склонах оврага и т.д.
Обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И.Сладкова; моря на человека (по рассказу К.Д.Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям).
Различать водоемы естественного и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию.
Характеризовать взаимосвязь весенних явлений в неживой и живой природе, моделировать эти взаимосвязи в виде схем.
Рассказывать о тех городах, в которых удалось побывать.
Характеризовать особенности каждого из континентов; опознавать континент по словесному описанию.
Приводить примеры стран, расположенных на разных континентах, пользуясь политической картой мира; определять, какой стране принадлежат флаги стран.
График проведения практических работ
№ урока
Практические работы
Тема
4
Практическая работа № 1
Измерение температуры
6
Практическая работа № 2
Знакомство с горными породами и минералами
8
Практическая работа № 3
Распознавание деревьев, кустарников, трав
9
Практическая работа № 4
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений
10
Практическая работа № 5
Отработка приемов ухода за комнатными растениями
19
Практическая работа № 6
Отработка правил перехода улиц
24
Практическая работа № 7
Отработка основных правил этикета
26
Практическая работа № 8
Определение сторон горизонта по компасу
29
Практическая работа № 9
Освоение основных приемов чтения карты
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п
Тема урока
Кол- во часов
Дата
планируемая
фактическая
Где мы живём – 2 ч
1
Родная страна
Город и село. Проект «Родное село (родная деревня)»
1
2
Природа и рукотворный мир. Экскурсия
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
1
Природа – 10 ч
3
Неживая и живая природа. Экскурсия
Явления природы
1
4
Что такое погода. Практическая работа «Как измерить температуру»
1
5
В гости к осени
1
6
Звёздное небо
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами»
1
7
Про воздух….
…И про воду. Практическая работа «Свойства воды»
1
8
Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав»
1
9
Какие бывают животные
Дикие и домашние животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»
1
10
Комнатные растения. Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»
1
11
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
1
12
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
1
Жизнь города и села – 5 ч
13
Что такое экономика
Из чего что сделано
1
14
Как построить дом
Какой бывает транспорт
1
15
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»
1
16
В гости к зиме. Экскурсия
1
17
Презентация проектов «Родное село (родная деревня)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
1
Здоровье и безопасность - 5 ч
18
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
1
19
Берегись автомобиля!
Практическая работа «Школа пешехода»
1
20
Домашние опасности
Пожар! На воде и в лесу
1
21
Опасные незнакомцы
1
22
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
1
Общение - 3 ч
23
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
1
24
В школе
Правила вежливости.
Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета.
Мы – зрители и пассажиры
1
25
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
1
Путешествия – 9 ч
26
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу»
1
27
Формы земной поверхности
Водные богатства
1
28
В гости к весне (экскурсия)
1
29
Россия на карте. Практическая работа «Основные приёмы чтения карты»
1
30
Проект «Города России»
1
31
Путешествие по Москве
Московский Кремль
1
32
Город на Неве
1
33
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира. Проект «Страны мира»
1
34
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
1