«Кукла-марионетка» как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Ротова Мария Сергеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»

Муниципального округа город Михайловка Волгоградской области

Дети логопедической группы нашего дошкольного учреждения имеют грубые нарушения звуко-произносительной стороны речи, ограниченный словарный запас, нарушения лексико-грамматической стороны речи, слабо или совершенно несформированные коммуникативные навыки, своеобразные психофизические особенности развития, что, в свою очередь, требует от педагога комплексного подхода к проведению коррекционно-развивающей работы.

Методы и приемы: игровой; дидактический; развивающий; театрально – развлекательный.

Области применения пособия: организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Варианты использования: пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для работы в группе детей с ОВЗ.

Способ изготовления пособия: мягкая вязаная игрушка из велюровой нити, у которой есть туловище, голова со ртом, языком, зубами. Язык подвижный, может менять положение и форму с помощью рук воспитателя, учителя - логопеда или ребенка.

Результативность: дети раскрепощаются, свободнее идут на контакт, активнее выполняют задания педагога.

Кукла - марионетка может быть задействована в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми дошкольного возраста с целью комплексного решения общеразвивающих задач.

Выбор имени – сделать по желанию детей. Присутствие педагога рядом с куклой, их взаимодействие позволяют детям преодолеть страх общения, быстрее пойти на контакт, приобрести уверенность в своих собственных силах и возможностях. Правильно подобранные параметры куклы дают возможность ребенку воспринимать её как своего друга, улучшают эффект от проводимых игр-занятий.

Своей игровой направленностью кукла значительно облегчает усвоение детьми изучаемого материала, что, в свою очередь, способствует активизации познавательного и речевого интереса детей.

С помощью куклы возможно развитие у детей слухо-речевой памяти, включение в коррекционную работу одновременно и зрительного, и слухового анализаторов, формирование орального праксиса, нахождение правильного положения языка в ротовой полости.

С целью улучшения функционирования у детей мышц речедвигательного аппарата совместно с функциональной игрушкой, может проводить упражнения артикуляционной гимнастики (как в быстром, так и замедленном темпе), улучшая, таким образом, качество и эффективность их выполнения.

Использование функциональной игрушки в виде куклы помогает соотнести освоенный звук с определенными движениями языка и зафиксировать его как в зрительном, так и моторном звене, ускоряет темпы подготовки речедвигательного аппарата детей к постановке звуков, облегчает сам процесс постановки и автоматизации язычных звуков.

«Нямыч» всем теперь знаком

Проживает у нас группе он.

Нас подружит с язычком

И научит говорить.

За ним ты сможешь повторить?

Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи», на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Во время проведения артикуляционной гимнастики «Нямыч» «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с куклой, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы.

Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления артикуляцией, движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в игру.

Практическая значимость игрушки заключается в том, что я использую их в образовательном процессе как на подгрупповых и индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей моей группы. Кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой «на равных». Для каждой ситуации используется своя техника.

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или динамической паузы, для того, чтобы дать задание.

Система применения таких игр с игрушкой предполагает возможность профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Каждое занятие с использованием игрушки вызывает у детей эмоциональный подъём, также малоактивные дети принимают активное участие на занятиях.

 Образовательная деятельность становится для детей более интересной, увлекательной, неутомительной, проходит динамично, разнообразно в интересной форме, а главное эффективно.