Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края

Квест «Карандаш писателя»

Методическая разработка занятия

Дрокина Елена Михайловна, воспитатель

МБДОУ детский сад «Светлячок»

р.полнечный

Пояснительная записка

 «Читать — это еще ничего не значит,

что и как читать — вот в чем главное дело»

К.Д.Ушинский

Актуальность. В настоящее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, в век компьютерных технологий, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую грамотность. В этот период формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Результаты анкетирования показали, что многие родители не читают своим детям книги. А это отражается на значительном снижении читательской грамотности у ребенка - у многих детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.

Одна из задач дошкольного образования - создание условий для формирования у детей восприятия и понимания текста. Использование в процессе формирования читательской грамотности технологии критического мышления, у детей развивается совокупность таких навыков и умений, как потребность в читательской деятельности; готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации; умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.

Цель: формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышления

Задачи:

Формировать

умение придумывать замысел, следовать ему в сочин

ении, выбирать интересный сюжет;

совершенствовать

способность к оценке качеств героев знакомых произведений

;

развивать критическое мышление, восприятие, фантазию, творческое воображение, способности к литературному творчеству, обогащать эмоциональную сферу детей, активизировать устную связную речь

;

воспитывать интерес к самостоятельному чтению книг

.

Вид деятельности

Читательская грамотность

Методы проводимой ОД

Практические (моделирование), проблемно-поисковые (экспериментальная деятельность), словесные (беседа, сочинение сказки), игровые (игровая проблемная ситуация).

Возраст детей

6 лет

Условия проведения

Образовательная деятельность построена с соблюдением санитарно-гигиенических условий проведения занятий:

-необходимое оборудование установлено и размещено с учетом полной безопасности и устойчивости, исключающей возможного падения;

-предлагаемые материалы и инвентарь, используемые детьми, расположены на высоте, не превышающей уровня их груди;

-форма одежды свободная, удобная для детей;

-температурный режим и освещенность группы соответствуют нормам.

Материалы, оборудование, оформление, необходимые для проведения ОД

- карты Проппа

- картинки героев сказок

- таблица (прием "уголки")

- замороженные в лед карандаш, ручка, фломастер

- текст с пробелами

- картинки к тексту с пробелами

- запись голоса Карандаша

- конверты с заданиями

Ход образовательной деятельности

Этапы

Описание

Методические рекомендации и советы

Вводномотивационный

Воспитатель. Ребята, я сегодня вам принесла почитать очень интересную книгу, которую мама мне читала в детстве

- А вы знаете, кто пишет книги? (писатели, авторы, поэты)

Воспитатель. Кто самый любимый ваш писатель? (ответы детей)

Звонок телефона.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Это звонит писатель - сказочник. Со мной случилось несчастье, помогите мне, пожалуйста. Моя Муза расшалилась и утащила мой писательский Карандаш, а я без него не смогу закончить писать новое произведение, которое так ждут мои читатели. Она сказала, что Карандаш находится в вашей группе и подсказку оставила на книжной полке.

Воспитатель. Какая шкодница эта Муза!

- Ребята, а вы знаете, кто такая муза для писателя? (ответы детей)

Муза - это лирический образ, который пробуждает в писателе творческое вдохновение

- Наш писатель много работает и, наверное, его Муза утомилась и решила немного пошалить - спрятать Карандаш. Давайте отправимся на его поиски.

Создание проблемной ситуации, придание личной значимости предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность.

Закрепление знаний о писателях

Основной (содержательно - деятельностный)

Дети находят письмо на книжной полочке, читают "Дорогие ребята, вы найдете Карандаш, если правильно выполните задания. Первое задание находится там, где найдете героя сказки Незнайку".

Прием "Уголки"

На мольберте герой сказки Незнайка, таблица и конверт с заданием.

Воспитатель. Вот и герой сказки! И конверт с заданием.

Дети открывают конверт, читают задание "Отметить в таблице положительные и отрицательные черты характера героя сказки Незнайка".

- Ребята, как вы думаете, в жизни бывают люди только с положительными или только с отрицательными чертами характера? (ответы детей)

- Я тоже думаю, что человек не может быть идеальным. Главное, чтобы он добрым, отзывчивым и не причинял людям зла.

- А теперь давайте приступим к выполнению задания.

Дети схематичными рисунками обозначают черты характера Незнайки, обосновывают свои ответы.

Воспитатель. С первым заданием справились, молодцы.

- И куда же нам теперь дальше путь держать? Посмотрите, в конверте какое - то письмо лежит.

Читают "Где сказка живет, там вас второе задание ждет"

Прием "Письмо с пробелами"

Дети отправляются в "уголок сказки", оформленный декорациями и куклами настольного театра, где находят шкатулку.

Дети с воспитателем открывают шкатулку с заданием. В ней лежит слоги красного и синего цвета

Воспитатель. Ребята, все слоги Муза - шкодница перемешала, как же мы прочитаем задание (рассуждения детей)

Дети раскладывают слоги по цвету, собирают из них слова - задание: "прочитайте рассказ"

На мольберте расположен текст рассказа с пробелами "В цирке", на столе лежат картинки на липучках к тексту с пробелами.

Дети рассматривают текст, замечают пробелы.

Воспитатель. Как же мы будем читать с пробелами, ничего же не понятно?! Вот посмотрите, Муза некоторые слова в картинки превратила и сложила их в одну кучку. Теперь придется разбираться, куда какие картинки вместо слов вставлять. Берите, ребята каждый по картинке и принимаемся за работу, чтобы быстрее Карандаш найти.

Один ребенок читает текст, остальные дети внимательно слушают, следят за содержанием рассказа и вставляют нужные по смыслу картинки.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились со вторым заданием. Посмотрите, в шкатулке еще лежит письмо - подсказка.

Дети читают письмо "Кнопку в сказке вы найдете и Карандаша спасете". Дети находят кнопку в "уголке сказки", нажимают на нее, слушают сообщение "Десять шагов вперед пройдете и контейнер с Карандашом под столом найдете"

Овладение умением критически анализировать, интерпретировать и обобщать информацию, формулируя на ее основе оценочные суждения.

Развитие умения акцентировать внимание дошкольников на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которых они испытывали.

Создание условия для формирования восприятия и понимания текста.

Формирование навыков смыслового чтения, вызвать интерес к процессу чтения.

Развитие критического мышления, умения осмысливать и оценивать информацию, анализировать прочитанное.

Воспитание уважительного отношения к другому мнению.

Физминутка

Воспитатель. Как нелегко искать Карандаш, мы все устали, предлагаю немного отдохнуть

Физминутка

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем и снова в путь.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочках

Словно тянетесь к цветочкам.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо 8 раз.

Красной Шапочки совет:

Проживешь ты много лет,

Если будешь приседать

1, 2, 3, 4, 5.

Дала нам сказка отдохнуть,

Отдохнули, снова в путь.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка, получение нового игрового опыта.

Проблемно - поисковая деятельность

Исследовательская деятельность

Дети продвигаются по группе согласно инструкции, находят контейнер, открывают его и обнаруживают в нем замороженных в лед карандаш, фломастер и ручку.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что Муза натворила. Карандаш заморозила.

Дети. Здесь еще ручка и фломастер

Воспитатель. Что же делать? (ответы детей)

- Какими способами можно освободить канцелярские предметы из ледового плена?

Дети размораживают ручку, фломастер и карандаш.

Воспитатель: Ребята, я очень беспокоюсь, что карандаш испортился и не будет больше писать. Давайте мы с вами проверим, какие канцелярские предметы после замораживания не испортились. Если карандаш не сможет писать, мы можем заменить его на ручку или фломастер.

Дети проверяют, как пишут фломастер, ручка, карандаш, делают выводы (ручка совсем не пишет, фломастер рисует плохо. Карандаш рисует хорошо).

Воспитатель: Ребята, а давайте сравним карандаш, фломастер и ручку, и ответим на вопрос, а чем же еще карандаш надежнее фломастера и ручки (карандаш можно поточить и снова писать, а фломастер быстро используется, его нужно каждый раз закрывать, чтобы он не испортился; если писать ручкой быстро стержень с пастой заканчивается; если что-то напишешь неправильно карандашом, можно стереть ластиком, а фломастер и ручку не сотрешь)

Вывод почему писатель выбрал карандаш (он очень надежный и удобный в использовании)

Создание условий для активизации желания поиска пути разрешения проблемной ситуации.

Формирование навыков исследовательского поиска и логического творческого мышления (видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать различные варианты в решении поставленных задач, доказывать свои идеи).

Моделирование

Карты Проппа

Голос карандаша: Спасибо, ребята вам, что меня разморозили. Как я замерз. Можно я с вами посижу, отогреюсь, а вы мне сказочную историю сочините. У меня и картинки волшебные имеются, сам рисовал, по ним что хочешь можно придумать. Вот вам сказочные герои в помощь (предлагается на выбор герои сказок)

Дети выбирают героя своей сказки, располагают сюжета карты Проппа (6 - 8 карт) в задуманной ими последовательности событий и совместно составляют сказку.

Голос карандаша: Спасибо, ребята. Такие чудесные сказочные истории вы придумали, я даже заслушался. Но мне пора за работу браться, писателю помогать, не сможет он без моей помощи обойтись. А на память я вам оставлю раскраски с картинками сказок, сам нарисовал. Раскрашивайте, да обо мне вспоминайте.

- Ребята, как же нам доставить Карандаша писателю, мы даже адрес не знаем? (предположения детей)

Воспитатель. Я, думаю, нам в этом поможет Зоя Николаевна. Она живет в одном доме с писателем. И, когда будет возвращаться с работы домой, отнесет Карандаш его владельцу.

Создание условий для овладения дошкольниками модельно - образными формами мышления, приводящими к пониманию существенных связей вещей с помощью карт Проппа.

Овладение умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа.

Развитие творческого воображения; связной монологической и диалогической речи; проявление речевой активности, словотворчества.

Установление психологического комфорта в коллективе

Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, что помогли Карандашу, теперь мы будем читать новые произведения.

Воспитатель. А если бы у вас был такой Карандаш, как у писателя, какие книги вы бы написали этим Карандашом? (ответы детей: сказки, стихи, детективы, рассказы, энциклопедии и т.д.)

- Ребята, я уверена, что многие из вас, когда вырастут, будут радовать всех своими увлекательными, интересными книгами.

Подведение итогов ОД, обобщение полученного детьми опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

Список литературы

1.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. - С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008 3.Сметанникова Н. Н.Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001 5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 6.Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАОосква,2010

Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/14/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov-starshego-vozrasta

https://ds110.centerstart.ru/sites/ds110.centerstart.ru/files/archive/методическое%20пособие.pdf