* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-bottom: 10pt;}

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Белоснежка» р.п. Карсун

Квест – игра «Путешествие в мир татарских традиций»

Подготовила воспитатель :

Юнусова Алсу Хабировна

Карсун 2024

Цель занятия: Приобщение к народной культуре татар Поволжья, развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Познакомить детей с культурой татарского народа.

2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.

3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.

4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.

5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.

Образовательная область: Познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое.

Ход: -Здравствуйте, дети. К нам в гости пришли куклы Марат и Алсу. Скажите, а какой они национальности? ( ответы детей) Правильно, татары. Расскажем им, что мы знаем о татарской культуре и традициях этого народа.

-Посмотрите, ребята, куклы с собой принесли какой-то сверток. Это маршрутный лист с заданиями. Выполнив которое, вы получите конверт с секретом.

1 станция «Музей»

-Здесь собраны предметы одежды, быта татарского народа, сувениры с мусульманскими надписями.

Дети рассматривают и называют экспонаты музея.

-Гузель, расскажи нам про татарский национальный костюм.

Презентация «Татарский национальный костюм»

Получили конверт

2 станция «Татарские сладости»

-Посмотрите, сколько разных блюд на этом столе. Скажите, как они называются?

Ответы детей (чак-чак, баурсак, пярямяч, эчпочмак)

Приглашаю вас поиграть в игру «Самовар»

Там, там, тамче там Тамыуны яратам

Самовардам тямле итеп Чей эчергя яратам

Конверт

3 станция «Татарская музыка»

-Дети, какая музыка играла во время игры? Как называется самый известный из татарских духовых инструментов? (Курай)

Мы не только слушаем народную музыку, но и поем песни на татарском языке.

Дети исполняют песню на татарском языке «Яз кильгян» под руководством музыкального руководителя

Конверт

4 станция «Сказка»

А теперь вашему вниманию представляем сказку «Как мужик гуся делил»

КАК БЕДНЯК ГУСЯ ДЕЛИЛ

Давным-давно жил в одной деревне бедняк. Кроме одного гуся, не было у него ни скотинки, ни птицы. Работал он на людей – тем и кормился. Однажды кончилась у него мука, не из чего было испечь хлеба, вот он и решил пойти к богатому баю и попросить немного муки. А чтобы бай не прогнал его, зарезал он своего единственного гуся, изжарил и понёс баю в подарок.

БЕДНЯК: Исянмесез, Бай! Прими от всего сердца гуся в подарок. Не найдется ли у тебя для моей семьи немного муки?

БАЙ: Рахмят, егет. Хороший гусь.

Бай принял гуся, да только не знал, как его разделить на всех, и говорит бедняку:

БАЙ: Ты гуся принёс, сам его и раздели по справедливости. Разделишь хорошо – дам тебе муки, а не сможешь-прогоню ни с чем!

Подумал бедняк немного, потом отделил голову гуся и подал её самому баю.

БЕДНЯК: Ты в доме голова – вот тебе гусиная голова, – сказал он.

Потом отделил гусиную шейку, дал её жене бая.

БЕДНЯК: Если муж голова, то жена – шея: куда повернётся шея, туда и будет смотреть голова, поэтому тебе полагается гусиная шейка, – сказал он.

Потом отделил гусиные крылья, подал по одному крылу двум байским дочерям:

БЕДНЯК: Вам в этом доме не вечно жить, скоро вы отсюда улетите.

А две гусиные лапки он отдал байским сыновьям и сказал при этом:

БЕДНЯК: Вы должны быстро бегать и выполнять приказания ваших родителей, поэтому даю вам по гусиной лапке.

После этого бедняк сказал:

БЕДНЯК: Я каждого из вас наделил чем полагается. А остаток, по справедливости, могу взять себе.

С этими словами бедняк взял себе всю гусиную тушку.

БАЙ: Ай да молодец, егет! Всем поровну разделил гуся, и себя не обделил. Получай мешок муки.

Бай удивился находчивости бедняка и дал ему целый мешок муки.

Вернулся бедняк домой, испёк себе хлеба и сытно поужинал гусем и свежим хлебом.

Конверт

-Ребята, мы собрали все конверты, предлагаю открыть и посмотреть, что там.

В конвертах элементы татарского орнамента из фетра.

-Украсим изю. (детям предлагается заготовка из фетра)

- Это татарское женское нагрудное украшение. Сначала предназначался, чтобы прикрывать глубокий вырез платья. Со временем нагрудник стал использоваться для красоты.

-Покажите гостям, какая красота у вас получилась.

- Молодцы, дети. Марат и Алсу остались довольны вашими знаниями о татарской культуре.

Литература:

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.

Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.

Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.

«Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.

«Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.