Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Белоснежка» р.п. Карсун
Квест – игра «Путешествие в мир татарских традиций»
Подготовила воспитатель :
Юнусова Алсу Хабировна
Карсун 2024
Цель занятия: Приобщение к народной культуре татар Поволжья, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Познакомить детей с культурой татарского народа.
2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.
3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.
4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.
Образовательная область: Познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое.
Ход: -Здравствуйте, дети. К нам в гости пришли куклы Марат и Алсу. Скажите, а какой они национальности? ( ответы детей) Правильно, татары. Расскажем им, что мы знаем о татарской культуре и традициях этого народа.
-Посмотрите, ребята, куклы с собой принесли какой-то сверток. Это маршрутный лист с заданиями. Выполнив которое, вы получите конверт с секретом.
1 станция «Музей»
-Здесь собраны предметы одежды, быта татарского народа, сувениры с мусульманскими надписями.
Дети рассматривают и называют экспонаты музея.
-Гузель, расскажи нам про татарский национальный костюм.
Презентация «Татарский национальный костюм»
Получили конверт
2 станция «Татарские сладости»
-Посмотрите, сколько разных блюд на этом столе. Скажите, как они называются?
Ответы детей (чак-чак, баурсак, пярямяч, эчпочмак)
Приглашаю вас поиграть в игру «Самовар»
Там, там, тамче там Тамыуны яратам
Самовардам тямле итеп Чей эчергя яратам
Конверт
3 станция «Татарская музыка»
-Дети, какая музыка играла во время игры? Как называется самый известный из татарских духовых инструментов? (Курай)
Мы не только слушаем народную музыку, но и поем песни на татарском языке.
Дети исполняют песню на татарском языке «Яз кильгян» под руководством музыкального руководителя
Конверт
4 станция «Сказка»
А теперь вашему вниманию представляем сказку «Как мужик гуся делил»
КАК БЕДНЯК ГУСЯ ДЕЛИЛ
Давным-давно жил в одной деревне бедняк. Кроме одного гуся, не было у него ни скотинки, ни птицы. Работал он на людей – тем и кормился. Однажды кончилась у него мука, не из чего было испечь хлеба, вот он и решил пойти к богатому баю и попросить немного муки. А чтобы бай не прогнал его, зарезал он своего единственного гуся, изжарил и понёс баю в подарок.
БЕДНЯК: Исянмесез, Бай! Прими от всего сердца гуся в подарок. Не найдется ли у тебя для моей семьи немного муки?
БАЙ: Рахмят, егет. Хороший гусь.
Бай принял гуся, да только не знал, как его разделить на всех, и говорит бедняку:
БАЙ: Ты гуся принёс, сам его и раздели по справедливости. Разделишь хорошо – дам тебе муки, а не сможешь-прогоню ни с чем!
Подумал бедняк немного, потом отделил голову гуся и подал её самому баю.
БЕДНЯК: Ты в доме голова – вот тебе гусиная голова, – сказал он.
Потом отделил гусиную шейку, дал её жене бая.
БЕДНЯК: Если муж голова, то жена – шея: куда повернётся шея, туда и будет смотреть голова, поэтому тебе полагается гусиная шейка, – сказал он.
Потом отделил гусиные крылья, подал по одному крылу двум байским дочерям:
БЕДНЯК: Вам в этом доме не вечно жить, скоро вы отсюда улетите.
А две гусиные лапки он отдал байским сыновьям и сказал при этом:
БЕДНЯК: Вы должны быстро бегать и выполнять приказания ваших родителей, поэтому даю вам по гусиной лапке.
После этого бедняк сказал:
БЕДНЯК: Я каждого из вас наделил чем полагается. А остаток, по справедливости, могу взять себе.
С этими словами бедняк взял себе всю гусиную тушку.
БАЙ: Ай да молодец, егет! Всем поровну разделил гуся, и себя не обделил. Получай мешок муки.
Бай удивился находчивости бедняка и дал ему целый мешок муки.
Вернулся бедняк домой, испёк себе хлеба и сытно поужинал гусем и свежим хлебом.
Конверт
-Ребята, мы собрали все конверты, предлагаю открыть и посмотреть, что там.
В конвертах элементы татарского орнамента из фетра.
-Украсим изю. (детям предлагается заготовка из фетра)
- Это татарское женское нагрудное украшение. Сначала предназначался, чтобы прикрывать глубокий вырез платья. Со временем нагрудник стал использоваться для красоты.
-Покажите гостям, какая красота у вас получилась.
- Молодцы, дети. Марат и Алсу остались довольны вашими знаниями о татарской культуре.
Литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.
Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
«Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.
«Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.